Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Взгляд на историю Омсктрансмаша из Нижнего Тагила

Доехала до меня очередная книга за авторством Сергея Устьянцева. На сей раз она посвящена истории Омского Завода Транспортного Машиностроения. Честно и откровенно, не очень понимаю, как в результате сидения в архивах (а Устьянцев действительно там сидит, последние несколько месяцев наблюдаю его в РГАЭ, как говорят, занимается книгой, приуроченной к 100-летию первого советского танка) получается вот ЭТО. На этом фоне все очевиднее становится, что и "свердловские бублики" - это больше творение Устьянцева, вышедшая недавно книга-альбом Бобкова по ОКБ-3 куда информативнее и без таких косяков.

Собственно, о книге. Она разделена на несколько разделов, причем часть посвящена ленинградским разработкам. Не секрет, что завод №174, который превратился в Омсктрансмаш - это бывший ленинградский завод, до того являвшийся частью "Большевика", он же Обуховский завод. Сильно по этой теме не буду углубляться, но господину Устьянцеву я бы все же советовал не только сидеть в архивах, а еще и заниматься архивной работой. Говорят, очень полезно. Иначе не получались бы грустные и смешные текста. Например:

"Тем не менее, история отечественной конструкторской школы танкостроения действительно начиналась в 1924 году - только поначалу в Москве, а не Ленинграде."

Вероятно, про Теплоход АН разработки Ижорского завода господин Устьянцев никогда не слышал. Ну и в принципе часть текста просто тиснута из первого тома "Отечественных Бронированных Машин". Видимо, научный редактор УВЗ немного не в курсе, что иногда источники надо проверять. Еще более смешно выглядит упоминание чертежей "модернизации МС-1 Фольмером". В статье по истории создания МС-1 кусок этого чертежа приведен, только дата там - 1924 года. Модернизации, простите, чего? Еще более смешно выглядит упоминание проекта Т-46-5 с броней толщиной 40-45 мм. Август 1936 года, проект "малого танка тяжелого бронирования", 22 тонны, броня вертикальная 60 мм, наклонная 30 мм. Ни 40, ни 45 мм нет вообще. Ну и вишенка на торте - это то, что СП-126 разработан, внимание, на основе наработок по Т-111. То, что это вообще разные КБ, и эти машины вообще разные, видимо господину Устьянцеву неизвестно. Ну и в принципе то, что написано по Т-50, это какой-то тихий ужас.

Послевоенную тему я сильно трогать не планирую, поскольку стараюсь не особо заплывать за период конца 40-х (хотя, не скрою, все же потихоньку бурю). Могу лишь слегка так удивиться тому факту, что по "Черному Орлу" аж две строчки и две фотографии. Меня больше интересует военный и чуть-чуть послевоенный период. Собственно, вот что про активность завода №174 написано.

Знаете, это иначе как оскорблением истории завода №174 не выглядит. Если бы господин Устьянцев занимался научной работой, а не халтурой, то знал, что завод №174 в 1943 году получил задачу на разработку нового легкого танка. Тот самый танк, что известен как ЛТТБ - это машина, которая разрабатывалась под руководством Г.В. Гудкова и И.С. Бушнева. Машина не вышла дальше бумаги в виду постоянного изменения требований, но уже это ставит слова о "простом проводнике спущенных из Нижнего Тагила идей" под большой вопрос. Не говоря о том, что завод №174 за время выпуска Т-34 и в особенности Т-34-85 перестал быть простым "проводником идей Нижнего Тагила". Омская Т-34-85 имеет вполне характерный облик, да и омские СУ-100 - это отнюдь не полные копии машин УЗТМ. Ну и да, человеку, который именуется как научный редактор УВЗ, должно быть стыдно за такое обозначение огнеметных Т-34.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №658, л.8

Одним словом, единственным плюсом данной книги является факт ее существования, не более того. Типичное творчество Устьянцева, обычно в таких книгах главный плюс - это иллюстрации. А тут их негусто, часто недостаток иллюстративного ряда компенсирован размерами иллюстраций. В общем, на кого это рассчитано, решительно непонятно. Разве что на раздачу той аудитории, которая обычно просто ставит книжку на полочку, где она хранится, пока шкаф не выкинут. Тему Омсктрансмаша книга не раскрывает, это просто отписка.
Tags: архивное, книжное, свердловский бублик
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Технологии безопасности в условиях ковидлы

    Международная выставка средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех" существует уже довольно давно. Обычно она радушно открывает свои…

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments