Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Без доброты

Уходящий год был весьма богат на различные события, в том числе и на музыкальном поприще. Одним из них стал выход пятого полноценного альбома коллектива, который я слушаю уже больше 20 лет - Tool. Когда-то у нас были нормальные музыкальные каналы, благодаря которым, собственно, многие и знакомились с теми коллективами, которые иными способами почти и не были известны. Это не нынешнее время, когда новые приличные коллективы вылезают благодаря этим нашим интернетам. Тогда это было немного иначе. Понятное дело, что большую часть эфира наших каналов вроде Муз-ТВ занимали попсовики-затейники, часто представлявшие собой дочек продюссеров, дочек банкиров, которые денег занесли для раскрутки, ну и прочее. Тем не менее, была и музыка для тех, кто не слушает "балалайка-два-струна". Во многом это произошло благодаря Тутте Ларсен (Татьяне Романенко), которая с 1996 года являлась виджеем на том же Муз-ТВ, позже часть коллектива оттуда на Mtv Russia перекочевала. В общем-то, ничего удивительного, ибо Тутта Ларсен сама к музыке не для всех имела прямое отношение (достаточно сказать, что она была женой гитариста I.F.K.). В общем, вытаскивать она начала тех, кого и знатоки-то не все знали. И вот как раз среди них был и Tool, как раз где-то в 1996 году они у нас на экранах впервые промелькнули.


Tool в начале пути

Я тут подумал, что постоянно толкать всякое про танки, конечно, дело хорошее, но я вообще не одними ими увлекаюсь. Про поней вроде ничего так зашло, причем про фандомы и схожее с ними будет еще не раз и не два, тем более что "продолжаю наблюдение", для некоторых выводы будут местами внезапные. Будет позже и по другим темам. В общем, подумалось, а не написать ли про то, что я, собственно, слушаю. Тем более музыка у меня играет весьма специфичная. Вот с Tool и начну, благо что это как раз ну очень специфичная музыка, и не каждому она пойдет, даже из тех, кто слушает тяжелое.

Официально Tool образовалась где-то в районе 1990 года. Как часто это бывает, большая часть будущего коллектива и не думала поначалу о том, что будет зарабатывать, играя музыку. Мэйнард Джеймс Кинан, фактический лидер коллектива и автор целой кучи сторонних проектов, одно время и вовсе был дизайнером зоомагазинов (хотя музыкой при этом всё же занимался). С самого начала у коллектива Tool было довольно своеобразное чувство юмора, например, они устроили прогон про науку "Лакримология". Ну и вообще Tool означает вот это.


"Именно. Этим самым ключом."

Формально первым релизом стал Opiate, датированный 1992 годом, но это скорее являлось пробой сил. Хотя уже на Opiate чувствуется, что группа не совсем рядовая. Тут и весьма тяжелое звучание, и характерный вокал Кинана, ставший визитной карточкой группы. Скорее это было ознакомление для тех, кто искал для себя что-то новое. И вот это самое новое бахнуло годом спустя. Полноценный альбом Undertow, который стал для Tool реальным дебютом. Как раз со времен Undertow начинаются споры, к какому же музыкальному стилю относится творчество этой группы. Так вот, стиль это так и называется - Tool. Уже с первого полноценного альбома их трудно с кем-то спутать. Общий мрачный стиль в сочетании с вокалом Кинана и текстами в стиле "всё очень плохо" (а у Tool в принципе нет ни одной доброй песни) - сложно их с кем-то спутать. Ну а когда это еще на клипы накладывается, никакой ошибки уже не будет. Собственно, именно вот это на Муз-ТВ показали первым.


Sober, первый полноценный клип Tool. Знаете ли вы, как выглядит безысходность?

Sober, как и последовавший за ним Prison Sex, делался при непосредственном участии гитариста группы Адама Джонса, При этом на Prison Sex сильно ополчилась цензура, в том числе и Mtv. Самое смешное, что у нас этот клип вполне себе крутили, да и ничего там такого и нет. Кукольный клип, не от мира сего, немного взбудоражило общественность тема. Видимо, когда там у попсовиков-затейников чуть ли не групповуха в кадре, всё нормально, а тут подняли тему насилия над детьми, ужас-то какой. Несмотря на некоторые поползновения по линии цензуры, Tool своим альбомом и клипами, а заодно и выступлениями быстро стали популярными. Популярность, понятное дело, относительная, но свою поляну они плотно застолбили. Кстати, одна песня из альбома, Bottom, записана совместно с Генри Роллинзом, личностью неординарной и тоже широко известной в узких кругах. Ее же Tool периодически пели на концертах вместе с Заком де ла Роча из Rage Against the Machine. Собственно, с RAtM и Rollins Band прошли первые концерты Tool, так что неудивительно. Еще Кинан познакомился с Трентом Резнором, основателем Nine Inch Nails и его единственным постоянным участником. Есть подозрения, что это знакомство повлияло на дальнейшее звучание Tool, плюс у Кинана с Резнором был совместный проект Tapeworm, весьма загадочная вещь (он вроде был, а вроде и нет). А еще первый полноценный альбом Tool оставил наследство в виде характерной стилистики клипов. Если посмотреть на клип A Different World от Korn, можно заметить много знакомого. Впрочем, это была еще разминка.
В 1996 году вышел альбом, который окончательно сформировал творчество Tool - Ænima. Звучание весьма так изменилось, и вот теперь уже любая песня не оставляла никаких сомнений - перед вами Tool. Причем именно общий стиль звучания. Тяжелее музыка не стала, но получилась мрачнее и значительно сложнее, чем Undertow. Правда, если быть немного в теме, то при столь мрачном содержимом участники периодически хохмили, как в альбоме, так и на концертных выступлениях. Собственно, они и до того вели себя как хохмачи и приколисты. То есть надо разделять музыку, которая типа работа, и личную жизнь. По жизни участники Tool абсолютно нормальные люди, в отличие от ряда коллег по цеху. Впрочем, при создании Ænima им было совсем не до смеха. В 1994 году от рака умер Билл Хикс, сатирик, который был их другом и часто вел концерты. Поэтому альбом был посвящен ему. Third Eye, последняя композиция альбома, содержит куски из выступлений Хикса, а Message To Harry Manback, одна из перебивок в альбоме, посвящена раку (ну так, связующие слова между потоком междометий).
Помимо того, что музыка стала более мрачной и и гораздо более сложной, она стала еще и значительно длиннее. 5 минут - это довольно короткая для Ænima песня, обычно это 6 минут и больше. Несмотря на такой эксперимент, альбом оказался намного популярнее предыдущего. Еще бы - Tool этим альбомом сделала себя группой, не похожей ни на одну другую. Собственно, многие считают Ænima лучшим альбомом группы. Мне лично кажется, что это не совсем корректно, потому что каждый новый альбом был другим. Не плохим, не хорошим, а именно другим. При этом то, что это Tool, узнается безошибочно. Ну а одной из лучших песен на втором альбоме стала собственно одноименная - Ænima. К ней же был сделан клип, который всё так же делался при участии Адама Джонса. Стиль у него уже иной, хотя рука мастера узнается быстро.


Ænima, добавим к безысходности немного психоделики

После второго альбома в творчестве Tool образовалась пауза. Турне, сторонние проекты (наиболее известным стал A Perfect Circle, одно из детищ Кинана). В 2000 году вышел Salival, но это был не более чем проходной релиз. Настоящей новинкой стал Lateralus, вышедший в 2001 году. Некоторые считают, что он получился хуже Ænima, но на самом деле он просто другой. Как не странно прозвучит, он менее мрачный, чем предшествующий альбом, при этом ничуть не менее мелодичный. Дело оказалось совсем в другом. Кинан сотоварищи продолжили эксперименты, в результате песни стали еще длиннее. Чтобы не травмировать неокрепшую психику, некоторые треки разделены на два, но на самом деле это один. Так случилось с Schism, который типа разделен на Mantra и собственно Schism. На самом деле это одна песня. То же самое случилось и с одной из лучших песен Tool (по крайней мере мне так кажется) - Parabola. Полная длина клипа - 10 минут, усидит не каждый. Ну так и Tool сама по себе не для каждого. Клип, как и Shism, стал очередным шедевром Адама Джонса, причем именно у Parabola более сильный с точки зрения видеоряда. И много, очень много символизма.


Parabola, мрачность и символизм

Несмотря на иное звучание и более длинные композиции, Lateralus также получил большую популярность. Если хорошенько поискать, можно найти очень злой мультик, сделанный на композицию The Grudge. Он фанатский, но очень сильный, подходит под музыку идеально. А еще одна песня с альбома оказалась связана с DOOM 3. Причем довольно забавным образом. Кто в теме, тот знает, что изначально DOOM 3 делался вместе с Резнором, уж очень понравился Джону Кармаку саундтрек, написанный для Quake. Вот только в случае с DOOM 3 не сложилось - Резнор ушел, бросив в сердцах, что Кармак хотел от него "рок". Тогда id Software договорилась с Крисом Вренной, бывшим барабанщиком NIИ. Заглавная композиция к DOOM 3 (и единственный музыкальный трек) как раз принадлежит ему.



Собственно, с первых же аккордов создается стойкое ощущение, что где-то мы уже это слышали. Вренна, кстати, с Tool знаком. Добрая половина комментариев по поводу саундтрека была в стиле "это же Tool". Ну и, собственно, разгадка. Запускаем Lateralus, и сильно удивляемся. Не один в один, но явно оно.



Кстати, у id Software это не в первый раз. Композитор Роберт Принс, который писал музыку для DOOM и DOOM II, одну композицию слямзил вчистую с This Love у Pantera. Собственно, возникает закономерный вопрос, а не проще было сразу к Tool обратиться? Как раз тематика DOOM 3 отлично подходит к творчеству группы.
Следующий альбом, 10,000 Days, пришлось ждать еще 5 лет. Собственно, это стало традицией для Tool - длинные песни и длинные релизы. Причины прозаичные - сторонние проекты, коих, особенно у Кинана, было много. Как и в случае с Lateralus, отзывы были неоднозначными, но опять же стоит повториться - альбом просто другой. Он более близок к Lateralus, но при этом имеет свое звучание. Vicarious, заглавная композиция, входит в список одних из лучших песен Tool, да и клип, который снова делался при участии Адама Джонса, оказался отменным. Он имеет ничуть не меньший символизм, чем Parabola. Тем не менее, песни по 11 минут понравились не всем. Ну щито поделать, это Tool.


Vicarious, еще больше символизма

А вот дальше наступила не пауза, а ПАУЗА. Когда прошло 5 лет с релиза 10,000 Days, поклонники как-то заволновались. Так вот, это уже была эпоха интернетов и соцсетей, причем сильно развитых. И вот тут участники группы просто начали троллить фанатов. Фразы "мы уже начали записывать", "уже скоро", "спокойствие, щас всё будет" стали дежурными. Ну а официальный Fabebook группы постоянно заваливался всевозможными мемами, причем участники группы в этом принимали посильное участие.


Типичное творчество времен ожидания нового альбома.

На самом деле торопиться было некуда. У участников были сторонние проекты, причем не по одной штуке, Кинан еще и виноделием занялся (это у него уже 15 лет как), в общем, все довольны. Не забывали Tool и про концертную деятельность. Хотя бы какая-то конкретика по новому альбому появилась в 2017 году, когда на концерте впервые прозвучала новая песня - Descending. Надо было видеть реакцию фанатов. К песне тут же приделали визуальную часть. Наверняка музыканты про это знали и ухмылялись.
Развязка случилась этим летом. Практически внезапно выяснилось, что новый альбом называется Fear Inoculum и выходит он 30 августа. На сей раз это было правдой - спустя 13 лет альбом действительно вышел. И вот тут выяснилось ВНЕЗАПНОЕ. Тот вариант Descending, что играли на концерте - это так, маленький кусочек, да и вообще, немного иначе сыгранный. На самом деле это самая длинная композиция альбома и самая длинная песня Tool вообще, которая длится 13,5 минут.


Descending, самая длинная композиция Tool на сегодняшний момент

Собственно, Tool снова поменяли стиль, продолжив эксперименты над поклонниками. Для понимания - при длине Fear Inoculum, составляющей 79 минут, его стандартная версия содержит 7 (семь) композиций. От 10 до 13 минут каждая композиция. И хочу сказать, что альбом получился отменным. Не потому, что он столь долгожданный, а потому что он другой. Он бы и не получился другим, столь длинные композиции для тех, кто знает Tool, не являются занудными, причем это касается и Descending. Поклонники, кстати, проголосовали долларом, альбом хорошо продался, и это при том, что он вполне себе лежит на youtube-канале группы.


Зарелизили, можно и перекурить

Что будет дальше? Посмотрим, вряд ли шестой альбом будет скоро. Участники Tool уже приучили к тому, что обещанного ждут минимум лет пять. Может и к лучшему, потому как слишком много альбомов - это на самом деле не очень хорошо. Главное, чтобы в следующем альбоме песни были не по полчаса, а то у некоторых мозги взорвутся :)
Tags: музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "В стоке"

    Силами Музея Техники Вадима Задорожного в настоящее время из кусков возрожден уже не один десяток танков и другой бронетанковой техники. Что-то…

  • Тяжелый самоход как гантрак

    Американцы к вопросу пулеметного вооружения своих боевых машин относились весьма щепетильно. Это касалось и самоходной артиллерии. В отличие от…

  • "Доброго утра, последний герой!"

    Есть в наше время такая модная штука, как арт-объекты с дополненной реальностью. Например, есть такие картины с QR-кодом, наводишь на них смартфон, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments