Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Индастриальные дедушки

Прошедший год стал относительно богатым на релизы музыкальных коллективов, которые исполняют музыку не для всех. Одним из таких коллективов стал Die Krupps, ныне не самые известные среди постиндастриальных команд, но при этом одни из тех, кто создал стиль Neue Deutsche Härte. Обычно созданию этого направления приписывают Oomph!, но Юрген Энглер сотоварищи могут по этому поводу посмеяться. Ну и в принципе Die Krupps являются людьми многогранными, особенно с учетом непростой судьбы группы. За 40 лет существования (в этом году как раз 40 лет и будет) Die Krupps не раз меняла направление в музыке, не в последнюю роль из-за довольно своеобразных фанатов. Некоторое время даже коллектив фактически был распущен (что не мешало тому же Энглеру работать по сторонним проектам), а по перерыву между полноценными альбомами они и Tool уделали. Шутка ли: Paradise Now вышел в 1997 году, а The Machinists of Joy - в 2013-м.



Немецкий постиндастриал известен благодаря KMFDM, Oomph!, Rammstein и другим, но большинство из них получили известность уже в 90-е, причем ближе к середине. Разве что KMFDM, образованная в 1984 году, может считаться старперами среди немцев. Но и они отнюдь не первые. Die Krupps образовалась раньше - в 1980 году, их ровесниками является та же Laibach (кстати, по совпадению Милану Фрасу, лидеру Laibach, как раз столько же лет, сколько Энглеру). Некоторым Die Krupps кажется старомодным и ее часто сравнивают с Oomph!, но на самом деле не очень это корректное сравнение. Они едва ли не первыми из немецких групп перешли от EBM к тому, что позже назовут Neue Deutsche Härte, причем от альбома к альбому становясь тяжелее. А потом был долгий разрыв после Paradise Now, за это время появилась куча других коллективов. И самое смешное, они как раз заняли нишу, в которую плевались недовольные поклонники Die Krupps (по мне так форменные идиоты, Paradise Now является одним из их лучших альбомов). Вот и спустя долгой паузы Die Krupps осторожничают. Вернулись они фактически с EBM, а последний на сегодняшний день альбом, который вышел, по тяжести где-то между Final Option и Odyssey of the Mind. Хороший альбом, кстати, особенно для коллектива с 40-летней историей, многие к тому моменту уже выдыхаются. Die Krupps я слушаю где-то лет эдак 25, одна из тех вещей, которая у меня играет часто, вот и думаю, почему бы не рассказать. Вроде как эксперимент с Tool получился, надо бы повторить.

Германия в принципе является одной из ведущих стран с точки зрения электронщиков. Достаточно вспомнить ту же Kraftwerk. Одним из ответвлений стало такое явление, как Индастриал, музыка ну уж совсем не для всех. Да и насколько этот набор звуков является музыкой, вопрос отдельный. Одним из типовых "индастриальных" коллективов является Einstürzende Neubauten, но в том же 1980 году появилась новая группа - Die Krupps. Если в основном в этот жанр заносило электронщиков, то Юрген Энглер, основатель коллектива, вообще из другого теста. До того у него была группа Male, которая играла совсем другую музыку.


Да, это были натуральные дюссельдорфские панки

Это, кстати, очень сильно отличало Энглера от тех, кого ныне называют столпами постиндастриального жанра. Если они поначалу играли синти-поп, как Ministry или тот же Резнор, Энглер, наоборот, пошел на понижение. Собственно, даже название коллектива - это протест. Существенная часть индастриальных команд первой волны - "милитаристы" вроде Laibach, вплоть до откровенных фашистов вроде NON. Так вот, Die Krupps с самого начала к "ай-цвай-драй" относились крайне отрицательно. Место, где вырос Юрген Энглер - один из промышленных центров Германии, штаб-квартира Rheinmetall, одного из спонсоров нацистов. Да и до Эссена, где Krupp, недалеко. И в своем творчестве по милитаризму и нацизму Die Krupps прохаживались с завидным постоянством.
"Официально" индастриал приказал долго жить в 1981 году. Как раз в это время вышел первый альбом Die Krupps - Stahlwerksynfonie. В общем, типичный представитель этого жанра. Две, гм, песни.


Stahlwerksynfonie, вот это как раз типичный индастриал.

Честно говоря, для меня Die Krupps начался с альбома I. Но всё же стоит упомянуть те вещи, которые были до того. В 80-е Die Krupps играли в жанре EBM (Electronic Body Music), но когда в 1982 году вышел альбом Volle Kraft Voraus!, такого жанра еще не существовало. Правильнее назвать это просто электронной музыкой, близкой к синти-поп. Через это прошли многие коллективы, которые позже стали играть куда более тяжелую музыку. Тем не менее, синти-попом это не было. Помимо синтезаторов, активно использовались всякие "инструменты", доставшиеся в наследство от индастриала.


Wahre Arbeit, wahrer Lohn, на фоне того, что тогда играли другие коллективы, еще не так всё плохо.

Примерно в том же духе был и третий альбом - Entering the Arena, вышедший в 1985 году. Та же электронщина, но отнюдь не синти-поп. Надо сказать, что в то время состав Die Krupps сильно лихорадило. Ральф Дёрпер, один из основателей группы, уходил делать сторонние проекты. Время экспериментов. Одним из экспериментов было то, что третий альбом Die Krupps был англоязычным. Тут, кстати, есть существенная разница между Die Krupps и многими другими немецкими коллективами. Они не выпячивали "мы немцы", что периодически можно видеть у той же Rammstein.


Gladiators, EBM середины 80-х

Жанр постиндастриал стал существенно меняться в конце 80-х. Первыми подбросили дровишек в электронное болото Ministry, выпустив в 1988 году альбом The Land Of Rape And Honey. Вот это было что-то. Ну а в 1989 году они же выдали на-гора The Mind Is A Terrible Thing To Taste. Этот альбом, один из лучших за историю Ministry, еще сильнее бахнул, оказав огромное влияние на постиндастриальный мир. Он породил новый жанр - индастриал-метал. Выяснилось, что электроника тоже может быть очень "злой" и она отлично сочетается с жесткими гитарными рифами, а также "живыми" барабанами (последние использовались не всегда, часто вместо них были сэмплы). В том же 1989 году Nine Inch Nails выпустила дебютный альбом Pretty Hate Machine, который имел ничуть не меньшее влияние. Меняться стали и немецкие группы. Процесс этот, впрочем, был неспешный. Тем не менее, в The Machineries of Joy образца 1989 года, совместном проекте Nitzer EBB и Die Krupps, уже чувствуется, что они уже куда-то постепенно уходят в другую сторону. Фактически Wahre Arbeit, wahrer Lohn, но уже не совсем.


The Machineries of Joy, предпоследняя остановка к тяжелым гитарным рифам

Поворотным для Die Krupps стал 1992 год. Во-первых, вышел мини-альбом A Tribute to Metallica, электронное прочтение известных вещей знаменитого коллектива. Во-вторых, вышел альбом I, радикально изменивший звучание Die Krupps. В нем еще были вещи, имеющие прямое отношение к EBM, но не они играли первую скрипку. В группе появился гитарист (не считая самого Энглера), а на живых выступлениях и барабанщик. На немецких электронщиков этот альбом имел огромное влияние. Это фактически первый представитель Neue Deutsche Härte, появившийся за несколько лет до того, как появился данный термин. Конечно, на фоне того, что тогда играли Ministry и Nine Inch Nails, немецкий коллектив выглядел не так тяжело, но тем не менее.


Metal Machine Music, новое звучание Die Krupps

Не забывали Die Krupps про синглы, а в 1994 году вышел новый альбом - II - Final Option. Один из "классических" альбомов группы, в котором EBM уже и не пахло. Энглер избавился от короткой стрижки, благо что трясти хаером тут уже можно было вполне себе. Альбом очень даже заметили - клипы оттуда крутили на разных каналах. В том числе и Fatherland, причем ВНЕЗАПНО он иногда всплывал на РТР. Оно и неудивительно - клип антивоенный. Хотя по музыкальным каналам чаще крутили более тяжелый по звучанию To The Hilt. В группе прописались гитарист, бас-гитарист и барабанщик, уже не сессионный.


Fatherland, одна из классических вещей Die Krupps.

Годом спустя появился альбом III - Odyssey of the Mind. Насколько Final Option был тяжелее предшественника, настолько тяжелее оказался Odyssey of the Mind. Вот это уже был полноценный представитель жанра индастриал-метал, с очень злым звучанием, но при этом вполне узнаваемый. Именно этот альбом многими считается лучшим в творчестве группы, хотя не знаю, на вкус и цвет фломастеры разные. Как раз с него началось мое знакомство не только с Die Krupps, но и с индастриальной темой в принципе. Хороший альбом, добротный, особенно если учитывать тот факт, что Nine Inch Nails и Ministry ударились в эксперименты, в том числе и с веществами. Мне, кстати, как раз потому поначалу Ministry и не зашли, ибо начал я их слушать с Filth Pig, а это сильно на любителя. Про существование Psalm 69 я узнал уже через несколько лет. Да и у NIИ лучшим и самым тяжелым стал мини-альбом Broken 1992 года, а "классический" для Резнора The Downward Spiral разлива 1994 года уже сильно экспериментальный. На фоне этих экспериментов Odyssey of the Mind выглядел явно в лучшем свете. Примерно в то же время Энглер перебрался в США, где получил вид на жительство. И тогда же была написана версия Bloodsuckers вместе с Biohazard.


Isolation, одна из самых известных вещей Die Krupps

Казалось бы, уже понятно, что надо двигаться по накатанной. Именно так поступил коллектив Die Krupps, выпустив в 1997 году альбом Paradise Now. Как сейчас помню, купил этот диск на первом этаже в родном МИИТ-е. Это самый тяжелый альбом в истории группы, и вот как раз по мне он и есть самый лучший. Примерно такой же мрачный, как Odyssey of the Mind, но тяжелее и "быстрее". При этом он ничуть не менее разнообразный. Но! Совершенно внезапно поклонники группы встретили альбом в штыки. Под лозунгом "слишком тяжело!". Итогом стала долгая пауза в творчестве. Идиотизм в том, что как раз в конце 90-х началась новая волна тяжелых индастриальных команд. Пика популярности в середине 90-х достигла KMFDM, поднималась вверх Oomph!, а в 1997 году миру явился Rammstein с альбомом Sehnsucht. Это не считая кучи разных коллективов, появившихся в то же время. Почему такая реакция оказалась на Paradise Now - загадка. Одно ясно - Die Krupps ушли в творческий отпуск.


Paradise now, его более жесткое звучание почему-то встретили в штыки

Энглер уехал в США, там он создал коллектив Dkay.com. Первый альбом, Decaydenz, изданный в 2000 году, отчасти был какой-то полупопсой, если честно. Хотя местами видно, что тяжелые нотки нет-нет, да вылезали, включая самоцитирование (в The Final Show легко узнается Fatherland, но какой-то полутанцевальный). Ну и самой тяжелой вещью был последний, скрытый трек - Fuck You. Как послание фанатам, которые не приняли тяжелое звучание Die Krupps.
Впрочем, уже в 2002 году вышел альбом, который отошел от полупопсятины. Deeper into the Heart of Dysfunction получился стоящей, хотя и не особо оцененной вещью. Это был старый добрый Die Krupps, с вполне узнаваемым звучанием и безо всякой попсятины. Периодически его вытаскиваю, для меня этот альбом стоит не ниже Final Option.


The Old Primal Force, типичное звучание второго альбома Dkay.com

Dkay.com просуществовал недолго. В 2005 году Die Krupps собрались снова, отметить 25-летие группы. Совместные выступления им понравилось, так что снова разбегаться не стали. Правда, новые альбомы не писали, только перезаписывали старые и давали концерты. Наконец, в 2010 году вышел сингл (мини-альбом) Als wären wir für immer. Фанаты просили? Фанаты получили! От тяжелого звучания Die Krupps вернулся к EBM, как не странно, возвращение в 80-е прошло вполне успешно.


От индастриал-метал к EBM. Старое новое звучание Die Krupps

Полноценный альбом появился позже - в 2013 году. Им стал The Machinists of Joy, возврат к эпохе конца 80-х, как не странно, фанатам он зашел. Нет, ну в принципе-то альбом неплохой, даже что-то оттуда иногда ставлю. Но вот странные люди, прямо как посетители вечеринок Ретро-FM. Кстати, Энглер вернулся к своей короткой стрижке 80-х. В общем, возврат к истокам. Но не совсем. В расширенной версии альбома слушателей ждало несколько бонусных треков. И первым среди них был Nazis Auf Speed, который явно тяжелее EBM. И он гораздо более злой, чем Fatherland. Впрочем, его вряд ли пустили бы по центральным каналам. Ибо... ну в общем сами видите :)


В - вещества!

Похоже, что с Nazis Auf Speed получилось, потому как в 2015 году вышел альбом V – Metal Machine Music. Да-да, назывался он не просто так, это возвращение, хотя и не полное, к звучанию 90-х. Нельзя сказать, что альбом в списке лучших, но всё равно, сильная вещь. Видимо, Энглер сотоварищи поняли, что хватит ходить на поводу любителей EBM, надо делать то, что любишь. И да, душевный местами альбом, местами злой. Особенно Fly Martyrs Fly, посвященный катастрофе рейса Germanwings Flight 9525. 25 марта 2015 года пилот Airbus A320-211, который летел из Барселоны в Дюссельдорф, закрылся в кабине и уронил самолет в Альпах. Вот как раз этому событию песня и посвящена. Очень недобрая.


Fly Martyrs Fly, возвращение к тяжелому звучанию

Наконец, в 19 ноября 2019 года на свет вышел Vision 2020 Vision. Хороший альбом, по мне так один из лучших. Да, он может показаться чуть старомодным, но от этого хуже не становится. В меру тяжелый, в меру электроники, в составе группы вновь барабанщик на полную ставку, а гитаристы и в 2015 году вполне присутствовали. Местами самоповторы, естественно, есть, но в целом альбом для тех, кто данный жанр предпочитает, точно не стоит пропускать.


Die Krupps образца 2019 года.

Как и раньше, темы у Die Krupps весьма злободневные. Последняя песня, Human, очень недобро характеризует человечество, есть и политические темы. Особо это касается F.U., фактически переработки того самого трека с первого альбома Dkay.com. И на сей раз посвящена данная песня вполне конкретному персонажу.


Собственно, Трампа не любят многие музыканты. Так что не новость.

В общем, 40-летие Die Krupps встречает в хорошей форме и с хорошим настроем. И очень хорошо, что они бросили слушать "старую гвардию", нынешнее звучание людей вроде меня вполне устраивает. Группа самобытная, не для всех, но их энергии можно позавидовать. Наверняка альбом не последний, если следовать тенденции, то следующий может быть еще тяжелее. Что в общем-то хорошо.
Tags: музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Труба с конусом до Луны

    На момент разработки программа "Аполлон" являлась одним из грандиозных проектов. Ради нее пришлось создавать мега-ракету, которая, в отличие от Н-1,…

  • "Больше позитива"

    Тот самый момент, когда за ваяние креатива посадили того персонажа, которого не следовало. В результате получилось да не знаю что, то ли грустно, то…

  • "Досыпьте наград!"

    Если смотреть внимательно на статистику награждений первого и второго годов войны, то можно заметить весьма невысокий процент наград. Наградных-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments