Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Миры увлечений

В моей маленькой уютненькой, да и не только в ней, периодически проскакивают всякие любопытные моменты из жизни сообществ самой разной направленности. Кто-то считает этих людей чудаками (мягко говоря), нередко подобное определение вполне соответствует истине. Впрочем, практика часто показывает, что эти самые чудаки куда более нормальные люди, особенно с точки психического состояния, чем те, кого считают поборниками морали. Речь идет о тех, кого относят к тем или иным субкультурам, или фандомам. Иногда одно и другое разделяют, но если уж быть беспристрастными, фактически это одно и то же. Особенно с общей точки зрения формирования подобных сообществ. Очень часто они существуют по одним и тем же принципам, естественно, найдутся те, кто будет подобные вещи яростно отрицать, крича при этом «нет, мы не такие!». Такие, такие, особенно с точки зрения психиатра. При этом целевая аудитория может очень сильно отличаться от того, что предполагалось изначально, да и зародиться очередной фандом может не менее внезапно. Наверное, самый внезапный – это My Little Pony, если уж говорить про аудиторию. По крайней мере, внезапный для тех, кто сеттинг не знает (а как я уже писал, там ну очень много неоднозначного), при этом будет целая масса вполне очевидных причин, почему получилось именно так. Таких примеров, на самом деле, более чем хватает. Фандом может образоваться вокруг самых разных тем, начиная с книг и заканчивая играми. Собственно, как наберется некоторый объем людей, которые в какую-тему плотно залезли, а далее собрались в сообщество – всё, готовый фандом под ключ.


Все любят Космодесант. А кто не любит, тому в лоб из болтера.
Источник: https://www.deviantart.com/knoxymcknox/art/Warhammer-Fest-2-488279657


В общем, решил я про подобные вещи написать. Целью данного материала не является охват основных направлений, их так много, что это занятие бесполезное, да и не получится написать про них беспристрастно. Чтобы понять отдельно взятый фандом, надо его довольно хорошо знать, а это реально месяцы ковыряния. Ну а сколько этих самых фандомов, ужаснетесь, при этом многие из них вполне широко представлены и в России. Скорее цели более приземленные – обрисовать, откуда это вообще взялось, почему люди туда идут и почему их становится только больше.

От идальго до наших времен
Некоторые считают, что фандомы появились, в их более-менее современном виде, где-то в 30-х годах XX века. Отчасти да, но лишь отчасти. На самом деле надо копать куда глубже. Фактически надо искать истоки фандомов в Эпохе Возрождения. Чтобы получился фандом, нужен не только его источник, но и потенциальная целевая аудитория. Вот как раз в Эпоху Возрождения она и стала появляться. Всё просто: в ряде стран появилась прослойка людей, не особо богатых, но и не бедняков, имеющих вполне неплохое (а зачастую хорошее) образование, при этом не сильно обремененных работой и имеющие достаточный объем времени. Типовой образчик подобной прослойки – идальго. Человек плюс-минус при деньгах, образованный, какой-никакой титул имеется, а куда девать время – ну как получится. Когда человеку время девать некуда, тот либо в вине его топит, либо по бабам, либо еще как. В более ранние периоды Средних Веков нередко эта самая прослойка составляла костяк тех самых, кто Deus Vult. В общем, каждый искал себе времяпровождение под стать того, что в черепной коробке булькало. Так вот, знаменитый роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» - это как раз про представителя такой прослойки. Ну и сам роман - весьма меткое описание представителя фандома. Да-да, именно так. Вспоминайте: немолодой идальго обчитался рыцарских романов, но а дальше понеслось. Спустя 400 лет это звучит как «старый ролевик двинулся кукушкой и перепутал Средиземье с реальным миром». Не сильно удивлюсь, если Сервантес срисовал своего Дон Кихота с вполне реального персонажа. Кстати, Сервантес был не первым, кто такого героя изобразил.


Идальго едет крышей. Сервантес вполне убедительно показал представителя фандома.

Как раз Эпоха Возрождения и породила как общую целевую аудиторию, так и источники вдохновения. Рыцарские романы и прочие подобные вещи были примерно тем же самым, что ныне является питательной средой для создания фандомов. Разница состояла в том, что подобные идальго крайне редко имели связь друг с другом. То есть получался «фандом одного человека», который, разумеется, не мог развиться во что-то серьезное. Уже позже, в XIX веке, начинают появляться какие-то общества, чаще всего тайные (чтобы никто не узнал, какой фигней там занимаются), которые больше похожи на фандомы. Похожи, но еще не оно. Даже клубы любителей фантастики, которые чаще всего называют первыми фандомами, это еще не совсем оно. Да, тут появляются средства коммуникации, и Хьюго Гернсбек, настоящая глыба научной фантастики (а заодно и изобретатель кучи всяких проектов, включая землекрейсеры), немало сделал для формирования концепции нынешних фандомов. НО! Это всё еще не оно. Клуб любителей творчества Дарьи Донцовой – это всё-таки еще не фандом. Одно дело сборище любителей по интересам, с совсем другое то, что уже стало набирать обороты после Второй Мировой войны.


Хьюго Гернсбек смотрит на вас, как на фандом.

Начиналось всё это в 60-е ходы, когда появилась благодатная почва. В Европе и США появляется широкая прослойка молодых людей, которые не бедные и не богатые, с более-менее нормальным образованием, а зачастую с хорошим или очень хорошим образованием. Что важнее, мир, в котором они жили, был уже совсем иным, нежели даже 30-е годы. Вторая мировая война и последовавший за ней технический прогресс сделали своё дело. Старый миропорядок разрушился, одни страны (особенно США) существенно усилились, другие, в большинстве своём страны Западной Европы, сильно ослабли. Нет, речь не про бедность, ситуация как раз обратная, но вот колониальные устои отправились в тартарары. Да и накачивание ядерных дубин делало всё менее реальным сценарий Второй мировой войны. Радиоактивная пустыня в качестве цены за победу не очень-то радовала. Естественно, шла гонка вооружений, но проходила она слегка в иных условиях. Самое же главное, что люди, особенно молодежь, стала другой. Их уже было крайне сложно заманить традиционными «ценностями», многих от них просто тошнило, и таких было очень много среди детей элиты. Хиппи, Вудсток и прочее – это всё появилось отнюдь не просто так. Протест против старых ценностей и нежелание складывать голову за непонятные заварушки в заднице мира стало нормой.


Профессор Толкин, создатель фандомов в их нынешнем виде.

Как раз в таких условиях и зародились фандомы в их нынешнем виде. Это всё те же любители фантастики, но уже в более широком формате, причем в данном случае ключевой фигурой стал Джон Рональд Руэл Толкин. То, что изначально было просто детской сказкой для семейного круга, дальше превратилось в один из фундаментов нынешних фандомов. Случайность? Да как бы не так! Если внимательно изучать историю подобных монументальных работ, особенно в жанре фантастики, сразу всё становится понятным. Упомянутый выше Генрсбек – не просто фантаст, а автор кучи изобретений. Хайнлайн, Казанцев, Азимов, Желязны и ряд других легенд научной фантастики были вполне практикующими учеными. Ну а в случае с создателем Средиземья – а что вы, собственно, хотели от профессора англосаксонского языка и большого знатока древности? Если у вас мощнейшая начальная база, то и получится полноценный мир. То есть успех «Властелина Колец» был запрограммированным. А когда творчество Толкина попало на благодатную почву, быстро родилось большое движение поклонников. При этом надо обязательно упоминать умершего в середине января Кристофера Толкина, младшего сына профессора. Тоже человек с очень неслабым послужным научным прошлым, Кристофер смог систематизировать творческое наследство отца, которое в последние годы его жизни носило несколько хаотичный характер. Отчасти это произошло по причине большого коммерческого успеха. Это, кстати, вполне рядовое явление, апологетам «канонов» на заметку.


Становление фандома в отдельно взятом населенном пункте.

Толкинисты стали первыми, кто, так сказать, вышел на улицу. Точнее, в поля. Естественно, их сразу же стали считать чудаками, хотя ежели разобраться в вопросе, уровень ненормальности у всех разный. С одной стороны, странно смотрятся люди, вооруженные деревянными мечами и луками, посохами, одевающиеся в некое подобие средневековых одеяний итд. А с другой стороны, давайте взглянем на не так уж сильно раньше их появившихся хиппи. Учитывая образ жизни последних, я бы не стал уж так сильно называть толкинистов чудаками. Ну а для организма времяпровождение в первом случае скорее более полезное. Естественно, многие из тех, кто в поля едут, там же культурно отдыхают, но такие не все. Я немного знаю некоторых ролевиков, как они выглядели до и после. Так вот, анекдот «это толкинист, и не дай бог тебе перепутать его с хиппи» на самом деле не такая уж и шутка.


Отечественные ролевики первого поколения.
Источник: http://russiantourism.ru/digest/digest_23428.html


Ну а дальше пошло-поехало. Чем дальше шло время, тем больше становилось тем, которые ранее выглядели исключительно уделом детей. Будем честными – в каждом взрослом всё равно, в глубине души, сидит ребенок. Часто этот самый ребенок не наигрался, и когда именно он внезапно вылезет из-под взрослой оболочки, не скажет никто. Даже у самого брутального мужика этот ребенок где-то очень глубоко, но сидит. Что именно может этого самого ребенка разбудить, никто не скажет. Кто-то модельки клеит, кто еще чем-то подобным занимается. Ну а кого-то тянет на фандомы. А тем для них становилось всё больше и больше. Появились настольные ролевые игры, которые достаточно быстро обрели популярность. В их случае творчество Толкина также сыграло очень важную роль. Жанр фэнтези стал типовым инкубатором для настолок, при этом создатели последних очень часто взаимодействовали с писателями-фантастами. Параллельно шло развитие комиксов. Этот жанр в реальности существует не одну сотню лет, но современный вид обрел где-то к концу 30-х. Комиксы стали средством пропаганды во время войны, по уже после ее окончания стали набирать всё больше взрослой аудитории. Причем этот процесс шел далеко не в одной Европе или США. Манга, ныне имеющая огромную популярность по всему миру, нынешнюю форму обрела как раз примерно во время войны. Так что взрывной всплеск популярности манги тоже не случаен. Логичным развитием комиксов стали анимационные картины, которые стали дополнительными генераторами фандомов. Никуда не делись и кинофильмы. Они и раньше являлись вполне себе генераторами фандомов, а в 70-е этот процесс только усилился. Типичный пример – Star Wars, которая ныне является отдельной индустрией с многомиллионной армией поклонников по всему миру.


Извините, перепутал фандом :)

К 90-м годам, когда мир снова стал существенно меняться, для фандомов уже имелась очень хорошо удобренная почва. Основные жанры уже сформировались, не менее важно то, что активно шло развитие средств коммуникации. Прежде всего, это касается интернета, который во второй половине 90-х стал уверенно входить в жизнь человечества. Уже к началу 2000-х интернет был если не в каждом доме, то очень хорошо развит. Появилось мощнейшее средство коммуникации, которое стало мощнейшим генератором для развития темы. Теперь общаться друг с другом любители фандомов могли, что называется, без посредников, заодно появилось гораздо больше простора для творчества. Больше того, сам по себе интернет стал генератором фандомов, целый ряд ныне популярных тем зародился как раз благодаря ему. В том числе и My Little Pony в его нынешнем виде. Интернет при этом нисколько не отменил живое общение, даже скорее наоборот. Очень многие люди нашли себе друзей и единомышленников как раз благодаря ему. Да и целый ряд фандомных мероприятий также стал доступен благодаря интернету. На 90-е годы пришлось и бурное развитие компьютерных игр, а заодно и видеоигр. Появились они еще в 70-е, но до середины-конца 90-х визуальная составляющая была еще довольно примитивной. Как раз где-то к концу 90-х «визуал» подтянулся до приемлемого уровня. Не менее мощный скачок случился в 2000-е годы, при этом, за счет роста мощности компьютеров и игровых консолей, этот процесс только продолжает развитие. Так или иначе, можно смело говорит о том, что 2000-е стали временем окончательного становления фандомов. Ныне уже каких-то принципиально новых направлений не появляется. Кстати, реконструкция, в том числе и военно-историческая, тоже вполне себе является фандомом. Наряду с косплеем, который к фандомам имеет самое прямое отношение.

Сорта и структуры
Итак, в нынешнем виде базой для фандома может стать целый ряд направлений. Книги, как исходный «материал», никуда не делись. Если писатель талантливый, а главное умеет создавать собственные миры, успех если и не гарантирован, есть на то высокая вероятность. Казалось бы, тему фэнтези давно вытоптали, и не раз, но примеры Мартина и Сапковского кое о чем говорят. Да, они появились совсем не вчера, но их пример наглядно показывает, что при нужном усердии и, разумеется, таланте, даже избитые темы более чем популярны. Это такой тонкий намек «писателям про попаданцев», что ежели вы будете пытаться срубить бабло быстро, итог будет очевидным. Работать надо, не один десяток лет, при этом стараясь взаимодействовать с теми направлениями, которые и создают дополнительную среду для фандомов. Разумеется, речь идет и о киноиндустрии, и об игровой индустрии. Тут и Роулинг вспоминается, которая создала настолько мощный фандом, что его уже не так просто «поломать». Не надо забывать и другое литературное направление – комиксы. Пусть всякие дегенераты дальше продолжают выражать своё «умное мнение», комиксы на него плевать хотели. Я вот, например, комиксы практически не читаю (не моё), но при этом понимаю уровень их влияния и не вижу ничего плохого. Лучше бы бывший директор прачечной объяснил, почему у нас на всех каналах сплошные бандюки и жертвы аборта, которые обильно обмазываются политотой.


Пан Сапковский с большим интересом выслушает рассказы о том, что книги ныне не популярны.
Источник: https://itc.ua/news/andzhey-sapkovskiy-ne-veril-v-uspeh-vedmaka-i-teper-zhaleet-ob-etom/


Выстрелить в наше время может и «настолка». Классический пример – это Warhammer и Warhammer 40000. Нет, понятное дело, что этим вселенным уже несколько десятков лет, но вообще-то хватает и молодых работ того же уровня, и они набирают немалое число поклонников. Здесь тоже нередко существует плотное взаимодействие со сторонними «структурами» вроде игровой индустрии и киноиндустрии. При этом не стоит забывать, что всё тот же Warhammer/Warhammer 40000 – это источник для творчества в литературном жанре, и в изобразительном искусстве. Интернет подобному только способствовал. У настолок, при этом, по сравнению с теми же книгами есть часто концептуальные отличия. Это их нарочитая эклектика и гипертрофированость. Тот же Warhammer 40000 прямо пышет пафосом, что многих привлекает. Особенно это касается Империума, там прямо «ехал пафос через пафос».


За что любят Warhammer 40000. На самом деле это декорация, лучше послушать песню "40 тысяч способов подохнуть". Вот она как раз про реальность этой вселенной.

Правда, если копнуть данную вселенную немного поглубже, начнет вылезать нелицеприятная картина. Откровенно говоря, во вселенной Warhammer 4000 люди представляют собой ничуть не меньшую заразу и угрозу, чем ряд других цивилизаций. Судите сами: всё, что вызывает минимальную угрозу, даже потенциальную, должно быть уничтожено, любая мысль вправо-влево – ересь, подлежащая уничтожению. Цель существования Империума – удержание собственных границ и дальнейшая экспансия. Ну и чем люди лучше Тиранидов или Орков? Порой разрушения люди несут едва ли не больше, чем другие, более воинственные и страшные цивилизации. Да и в целом большая часть сторон в Warhammer 40000 ничуть не лучше. Тираниды выедают всё, что съедобно, Хаос несет понятно что, Орки устраивают массакр «джаст фор лулз», Некроны гасят всё живое, Эльдары вообще лузеры, которые во многом являются виновниками происходящего. Ну и остаются Тау, чья позиция выглядит (пока Games Workshop не сделала очередную версию Кодекса) вполне разумной и понятной. Неудивительно, что некоторые люди к ним подались. Правда, об этом задумаются не все.


Наруто смотрит на пучок хейтеров аниме как на...

Ничуть не меньшим, а на самом деле куда большим потенциалом для создания фандомов является киноиндустрия. К ней же относится и анимационная индустрия. И кино, и анимация очень часто «сотрудничают» с книжной индустрией и отчасти с настолками, хотя примерно того, что они вполне самодостаточны, пруд пруди. Иногда кино и анимация идут тандемом, при этом аниме может стать базой для вполне западного кино, и наоборот. Далеко ходить не надо – «Алита», которая происходит от GUNNM (манга, плюс аниме), вполне себе отбилась. Star Wars, Star Trek, много чего можно вспомнить, что стало базой для фандомов. Ну и да, снова вспоминаем My Little Pony, которая «выстрелила» после того, как анимационный сериал стал ключевым, а не добавкой к игрушкам. Про аниме можно даже не вспоминать, там такой мощнейший пласт, что перечислять замучаешься. Одни только Naruto, Gundam и прочие чего стоят. Зубоскалящие гоблины при этом смело идут туда, где никогда не светит солнце.


Здесь должны были быть Кармак и Ромеро, но их в id Software давно нет, так что отдувается Тим Уиллитс. Впрочем, и он в прошлом году тоже ушел. В любом случае, игры id Software имели и имеют огромное влияние. Да и фандомы вполне имеются.

Наконец, мощным пластом для создания фандомов является игровая индустрия. Это касается и компьютерных игр, и видеоигр. Первые фандомы, в их случае, появились еще в 80-е, а сейчас их число только ширится. Случаи, когда именно игры становились «базой» для киноиндустрии, а зачастую и книг с настолками, тоже более чем хватает.

Что же касается общей структуры фандомов, то она, как не странно, примерно схожая. Можно примерно разделить их на несколько категорий:
- интересующиеся, таких подавляющее большинство. Они либо что-то слышали о предмете, либо относительно поверхностно знают о нем. В случае с книгой могли ее и не прочитать, или прочитать кусок. В общем, знакомы, но не более того. Но при этом сама тема если не «зацепила», то понравилась, либо ее считают модной. Как раз именно эти люди, в большинстве своем, выкладывают в соцсетях всякий контент, который где-то нашли. В связи с этим их периодически считают фанатами фандома, что не так.
- втянувшиеся, так сказать, углубленная версия интересующихся. Эти, как правило, не просто слышали о предмете, а достаточно неплохо подкованы с точки зрения «матчасти». В случае с фильмами/сериалами посмотрели всё, иногда даже и знакомы с фанатскими работами и другими сторонними вещами. Иногда их даже заносит на сборища фанатов. НО! При этом они себя не отождествляют с героями фандома, им просто нравится сеттинг, более того. То есть просто хорошо разбирающиеся в теме люди. Как раз часто именно они могут быть с «понячьими» нашивками, при этом брони не являться. То же самое и со многими другими фандомами.
- фанаты, собственно, главная целевая аудитория. Они же главные потребители контента, связанного с плодом обожания. Как правило, этих людей в разы меньше, чем интересующихся и втянувшихся, но при этом именно они являются главными генераторами успеха фандома. В большинстве своем абсолютно нормальные люди, в том числе и с точки зрения психического состояния. Ну и в целом наш долбанутый мир определение «нормальности» имеет крайне условное. Знаете, когда кучи людей фанатеют от того, как два десятка взрослых мужиков пытаются забить ногами в ворота кожаную сферу, и готовы побить других любителей запинать кожаную сферу, это считается нормальным. А когда люди на природе машут деревянными мечами и одеваются иначе – это вдруг ненормально. Караван офигительных историй какой-то. Кому-то вон мешают здоровые взрослые мужики, которые одевают форму (некоторые ее еще и сами шьют) и изображают войнушку. Так они зачастую больше патриотической пользы приносят, чем ваш кинонавоз, да еще и зачастую выглядят аутентичнее ваших киноклоунов. Особенно это касается тех же реконов на Средние Века, они над вашими гоновикингами ржут как лошади.
- косплееры. Вот тут всё сложно. Косплеер сам по себе – это человек, который одевается по мотивам какого-то фандома. Реконструкторы отчасти к косплеерам тоже имеют отношение. И те, и другие аутентично изображают, насколько это возможно, тех или иных героев, которые послужили источником вдохновения. При этом совсем не обязательно, что косплеер является фанатом, чаще это интересующийся/втянувшийся. Можно сказать, что косплей является отдельным видом искусства. Без косплееров ныне редко обходятся всякие фанатские мероприятия. При этом есть отдельная группа косплееров, имеющая довольно своеобразную репутацию. Речь про фурри, то есть людей, которые косплеют антропоморфных зверей. Своеобразный фандом, но как-то чересчур про фуррей нагнетают. На самом деле среди фуррей нормальных людей большинство, а их специфичная «слава» - результат активности той прослойки, которые есть в любом фандоме. Ну и тоже, знаете, подход крайне избирательный. Антропоморфных зверей полным-полно еще лет эдак 100 в мультфильмах, давайте обвиним Диснея в пропаганде зоофилии. Ну а что, вроде как Гаечка – это нормально, а косплей Гаечки – иногда нет. Ну и как быть косплеерам того, что сделать не антропоморфным крайне сложно?
- люди искусства. Пожалуй, самые полезные люди в подобных сообществах. Появляются они, как правило, уже после появления фандома, но бывали случаи, когда как раз «люди искусства» и становились одними из авторов фандома. Да, кто о чем, а я про Фауст и художников с Deviantart. Куда деваться, классический пример влияния данной категории, хотя далеко не единственный. Можно сказать, что это «фанаты с руками», благодаря их деятельности появляются красивые арты, фанфики и прочее. В результате они могут привлечь к сеттингу внушительный объем аудитории, которые ранее тему игнорировали. При этом периодически между хозяевами сеттинга и людьми искусства возникают трения. Как обычно, денежный вопрос и права, даже если и «люди искусства» делали что-то чисто для души. Особенно этим «знаменита» Games Workshop, которая периодически душит фанатские работы по Warhammer 40000.
- коммерсанты. Развитый сеттинг порождает предложение, и зачастую его создатели попросту забивают болт. Для некоторых «людей искусства» их работы становятся вполне себе источником дохода, особенно когда речь идет про сувенирку. Тут уже вопрос такой, что ежели хозяева сеттинга такие злобные буратины, что не могут в мерч, то это их проблемы. Спрос рождает предложение. То же самое касается и организаторов различных мероприятий. Коммерсанты и не плохие, и не хорошие, они то, что будет по-любому.
- ортодоксальные, они же канонисты. Вот от этих зачастую больше проблем, чем пользы. Как правило, самая буйная и при этом обычно малочисленная часть аудитории. Именно эти громче всех кричат про «испортили сеттинг», они любят приклеивать ярлыки тем, кто, по их мнению, недостаточно «адепт» фандома, ну и так далее. Канонисты есть везде, в любом фандоме. Особенно я проникся с «Конфедерации Истинных Брони», ага, понелюбы-отродоксы, есть и такие. Зарождаются ортодоксы довольно быстро, и вот среди них «поехавших» процент весьма велик. Канонисты обычно очень активные в интернетах, очень громкие, нередко они своими действиями только отпугивают. При этом они считают себя «ключевой» аудиторией, что слегка не так. Исходя из опыта тех же историчных игр, таких «ортодоксов» ну хорошо если процентов 5. На самом деле скорее 2-3. И вот именно эти личности чаще всего становятся объектами громких скандалов, которые наносят фандомам больше всего вреда.
- озабоченные. Это те самые личности, которые действуют согласно интернетному правилу №34. Гласит оно - «про всё есть порно». В случае с понями это клоперы. Еще более специфичная, нежели ортодоксы, аудитория, с ними борются, но получается далеко не всегда. Людей с больной сексуальной фантазией хватает, именно они и являются основной клиентурой «озабоченных». Ну и как они сильнее всего бросают тень на фуррей.


Ужасы наших фандомов

В принципе, у большинства фандомов именно такая структура. Со своими особенностями, но в целом большинство сообществ похожи, с точки зрения структуры.

Не все фандомы одинаково полезны
Так сложилось, что подавляющее большинство фандомов имеет коммерческую подоснову. Данная особенность не является каким-то огромным минусом, собственно говоря, и сеттинг чаще всего делается, чтобы зарабатывать деньги. Вместе с тем, это вносит определенную специфику, которую зачастую не понимают те же канонисты. Особенно данная специфика проявляется в случае, когда развитием сеттинга занимаются иные люди, нежели те, кто разрабатывал его изначально.


К вопросу о возрасте. На том же Дерпфесте основная аудитория - 18-30 лет, да и под 50 вполне себе встречались, и это отнюдь не случайность, а вполне закономерность. Фандомы всем возрастам покорны.
Источник: https://vk.com/album-80517768_268822785


Для начала, понятие «канон» определяют исключительно владельцы сеттинга. Это новость может быть внезапной для канонистов, хотя данный факт более чем очевиден. Какие-то изменения, по сравнению с планами владельцев, могут быть лишь в случае по-настоящему громкой бузы, в которой будут задействованы не только ортодоксы, но и ключевая фанатская аудитория. И то, как показывает практика, такое происходит не всегда.
Под понятие «канон» обычно не подпадает сторонняя продукция, даже если она типа официальная. Типичным примером тому является вселенная Star Wars, где все фанфики и прочие альтернативные варианты развития вселенной благополучно спустили в унитаз. Даже несмотря на их большую логичность, чем тот адский ад, что сделали в виде последних трех эпизодов.
Коммерческий сеттинг, который с самого начала создавался именно таковым, обычно развивается именно с точки зрения прибыли. И вот тут главными становятся менеджеры, маркетологи и прочие люди аналогичных профессий. Они могут и запороть идею на корню (что чаще бываает), и наоборот, вдохнуть в сеттинг новую жизнь.
Один и тот же сеттинг может быть переориентирован на совершенно разную аудиторию. Да, это я снова про MLP G4. Всего-то надо было сделать новую команду, и вдруг сеттинг стрельнул в неожиданном направлении.

Наконец, существует общее заблуждение насчет фандомов. Что обычно это прибежище для всяких чокнутых, как правило малолетних. Вот я всяких дегенератов, которое подобное несут, могу очень сильно расстроить. На самом деле возраст у целевой аудитории может быть самый разный. Это касается и России. И да, это совсем не чокнутые люди. Часто это люди вполне обеспеченные, часто за 30-ник, а иным и под 50 лет может быть. Удивлены? Ну это только если вы залезли в тему пять минут назад. Как я уже говорил, мощный всплеск фандомов начался в 80-е и в 90-е. То есть даже если это был изначальный подросток лет 14-15, и начинал он в середине 90-х, угадаем, сколько ему сейчас лет. А даже в России толкинисты были еще в самом конце 80-х годов. Ну вот и сами думайте, как же так. Это не говоря о том, что хватает людей, которые и в 30-40 лет приобщается к фандомам в первый раз. Вот ничего зазорного не вижу. У каждого свои развлечения, и ничего плохого нет, особенно когда увлечение не конфликтует с общими принципами морали. Всяко лучше, чем бухать в подворотне. И уж тем более смешно выслушивать о морали и «что можно, что нельзя» от персонажей, к моральному облику которых часто бывает масса вопросов.


Возможное будущее фандомов

Что будет дальше? Да никто не скажет. Можно лишь констатировать, что в целом фандомное движение ширится и при этом, как я уже говорил, "стареет". Ну а куда дальше всё это пойдет, напрямую от развития технологий зависит. Возможно, тот "Оазис", что показал Спилберг в «Первому Игроку Приготовиться», это наше будущее. Вот там любителям фандомов вообще будет до одного места, что о них думают. Вообще кто не видел, рекомендую посмотреть, а еще есть книжка, по которой его делали. Вот как раз в этом фильме целевая аудитория показана очень хорошо. И показана очень правильно. Лет через 20-30 нынешние 40-летние любители фандомов будут уже пенсионерами, и таких пенсионеров вы точно не видели. Мир наш меняется, нравится это кому-то или нет, меняются и увлечения.
Tags: культпросвет, субкультуры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • "Я у мамы фототовод"

    Полку салаватов щербаковых прибыло. На сей раз отличились в Комсомольске-на-Амуре. Там решили увековечить славу детей, которые трудились на благо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments