Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Сам себе SMM

Вчера исполнился ровно год с того момента, как была создана страничка на Facebook у Музея отечественной истории. Самое время подводить итоги, тем более что есть вполне приличные результаты. В определенном смысле открытие странички на Facebook являлось экспериментом, и экспериментом вполне удачным. В наше время одной только официальной страницы (а она у музея существует уже давно) уже недостаточно, ныне присутствие в соцсетях если не обязательный, то как минимум крайне желательный пункт. Например, у танкового музея в Бовингтоне в Facebook уже 314 тысяч подписчиков, а у танкового музея в Мунстере – больше 80 тысяч. В России соцсети музеями не столь сильно охвачены, да и число подписчиков куда меньше. Тем не менее, и у нас данный способ привлечения внимания к музеям постепенно входит в оборот. Заодно можно понять, что именно интересует потенциальных посетителей, благо что Музей отечественной военной истории – это совсем не танковый музей. Да, бронетанковой технике здесь уделяется немало внимания, но название музея полностью отражает то, чему он посвящен. А именно отечественной военной истории. У музея мощная коллекция стрелкового вооружения, немало образцов колесной техники, сильная коллекция артиллерии. Широко представлена форма и награды, а также холодное оружие. И все эти предметы имеют прямое отношение к тем экспозициям, на которых они находятся. Да и период, охватываемый музеем, весьма широкий – с 1801 по 2000 года (фактически по наше время).

Одним словом, данный материал посвящен будням работы в соцсетях, точнее, в отдельно взятой соцсети. Такой вот очередной «пост не про танки». Точнее, не совсем про танки. Про них тоже будет. Куда уж про такой музей, и без танков.

Музей на рубеже обороны
Прежде чем рассказывать о буднях соцсетей, стоит отдельно остановиться непосредственно на музее. Музей отечественной военной истории был открыт 9 мая 2014 года на территории конно-спортивного клуба «Дивный», который располагается возле деревни Падиково Истринского района Московской области. Основателем и директором музея является Дмитрий Викторович Першеев, председатель совета директоров компании «Гарант» и один из ее основателей. Началось, кстати, всё с покупки «Нагана», потом появились планы сделать комнату на территории КСК «Дивный», ну а дальше заверте… Так исторически сложилось, что музей находится на месте упорных боев ноября-декабря 1941 года. Деревня Падиково, расположенная на господствующей высоте, являлась стратегически важным местом, так что бои за нее шли очень упорные. С советской стороны здесь сражалась 108-я стрелковая дивизия, которую поддерживали танки 22-й танковой бригады. Собственно говоря, в музее есть отдельная экспозиция, посвященная боям за Падиково. 9 мая 2019 года в музее был открыт памятник воинам 108-й стрелковой дивизии. Одним словом, для такого музея место идеальное.

Первый корпус (1941-45) был открыт 9 мая 2014 года.

Первый этаж, тягачи и автомобильная техника.

Второй этаж, основная экспозиция


Существенным отличием от многих аналогичных музеев является то, что название «отечественной» - не пустой звук. В то время, как многие музеи просто мечтают заполучить немецкий танк или самоходку, тут ее даже задаром на порог не пустят. Что-то немецкое здесь присутствует исключительно как демонстрация оружия противника, и в крайне ограниченном объеме. Это принципиальная позиция музея. Либо русское/советское, либо ленд-лиз, либо то, что являлось трофеем и состояло на вооружение русской/советской армии. Да и сам музей – он именно про отечественную военную историю. Здесь много внимания уделено Русской Императорской Армии и тем войнам, которые она вела, несколько стендов посвящено Гражданской Войне, далее рассказывается о становлении Красной Армии, довольно много внимание уделено послевоенному периоду.

Одновременно с первым корпусом появилась артиллерийская площадка.

Второй корпус музея, он охватывает период 1801-2000 гг.

9 мая 2019 года был открыт памятник 108-й стрелковой дивизии

Первый этаж, артиллерия и послевоенный период.

Второй этаж, 1801-1941


Начинался музей с одного корпуса, посвященного Великой Отечественной войне, открытой площадки с артиллерией, а также экспозиции военной техники, размещавшейся под навесом. Постепенно музей вырос. Сначала появился второй корпус, где разместилась экспозиция 1801-1941 гг (второй этаж) и послевоенный период (первый этаж). Впрочем, тема 1801-1941 гг занимает и часть первого этажа, речь идет об артиллерии. Далее был открыт Танковый корпус.

Танковый корпус появился вместо изначального навеса




Опыт первых лет существования музея показал, что навеса явно недостаточно, поэтому для бронетанковой техники было построено большое отапливаемое помещение. Впрочем, и его оказалось недостаточно, поскольку в музейной экспозиции представлено большое количество самоходной артиллерии. Поэтому 1 декабря 2018 года был открыт Артиллерийский корпус. Именно туда и отправилась самоходная артиллерия, включая и системы залпового огня.

Четвертый корпус предназначен для самоходной артиллерии.




Ныне музей отечественной военной истории – это 4 корпуса, плюс площадка артиллерии. В настоящее время артиллерия доступна для залезания. В дальнейшем, скорее всего, появится еще один корпус. Как будет выглядеть артиллерия после перемещения ее в закрытое отапливаемое помещение, можно увидеть на примере тех орудий, что ныне стоят в других корпусах. То есть со всем ЗИП и с установленными прицелами. К слову, постоянная работа над экспонатами является одной из особенностей музея. Практически ни один из образцов бронетанковой техники, даже со столь серьёзным подходом, как у Музея отечественной военной истории, не попадает в экспозицию в окончательно законченном виде. Чудес не бывает, по ряду причин 100% законченности не бывает. Поэтому постепенно идет доработка машин, как снаружи, так и внутри. Тем не менее, по уровню реставрации большая часть музейных танков и САУ являются одним из лучших, если не лучшими, среди других музеев. Сейчас в музее около полусотни образцов бронетехники, из них на ходу почти все.

Как добираться до музея пешком. Не так и сложно.


Ну и еще одна особенность Музея отечественной военной истории. Музей бесплатный для посещения, также бесплатным является сопровождение экскурсоводами. В будние дни надо записываться по телефону, который указан на сайте музея: +7 (929) 661 18 49 . В выходные музей работает в свободном режиме, с 11 до 16 часов. Добираться сюда на общественном транспорте не совсем просто, но всё относительно. От метро «Строгино» ходит автобус 881, от метро «Щукинская» ходит автобус 480. Дальше до остановки «Покровское», на выезде из деревни, ну а далее либо такси вызвать, либо где-то минут 30-40 пушком. Далековато, но всё относительно. До той же Кубинки добираться своим ходом, без такси, где-то часа полтора, из них те же полчаса пешком.
Напоследок следует отметить, что 9 мая традиционно в музее проводятся массовые мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Возможности музея ограничены, с точки зрения большого количества посетителей, поэтому перед 9 маем начинается запись, с получением пригласительных билетов. В этом году, естественно, также будут мероприятия, включая парад военной техники.

Оптимальная площадка
Ныне существует достаточно богатый выбор среди соцсетей, нередко музеи присутствуют сразу на нескольких площадках. Главная причина, почему музеи идут в соцсети, лежит на поверхности. Это куда больший охват аудитории и возможность оперативно донести информацию. В данном смысле соцсети более эффективны, чем официальные страницы. Вместе с тем, ошибкой было бы думать, что при наличии странички на Facebook или еще где официальный сайт не нужен. Нет, отдельная страница нужна, это и «визитка» музея, и место, где находится больше справочной информации. Страница в соцсетях – это возможность донести, в неформальной обстановке, необходимую информацию. Хорошо развитые социальные сети – это уже готовая целевая аудитория, и если вы даете ей качественную информацию, эффект обязательно будет. Сарафанное радио работает хорошо, проверено практическим путем.
Теперь о том, какие площадки являются для музеев оптимальными. Здесь есть ряд факторов, которые определяют смысл размещения:
- объем аудитории;
- целевая направленность аудитории;
- возможность подачи оптимального объема текстовой и графической информации;
- простота размещения текстовой и графической информации.

Когда поднимался вопрос создания страницы Музея отечественной военной истории, данные факторы, разумеется, принимались во внимание. При этом учитывалась и сама специфика музея. Он бесплатный для посещения, посему вал посетителей и не столь нужен. Скорее соцсети – это способ донести информацию тем, кто интересуется темами, которые охватываются в музее. При этом до сих пор существует комичная ситуация, когда половина жителей соседних поселков не в курсе, что такой музей существует. Посему площадка/площадки выбирались под вполне определенные параметры.
Итак, начнем в порядке выбывания. Livejournal. Однозначное НЕТ. Аудитория уже несколько лет как потеряна, кроме того, излишней адекватностью аудитория ЖЖ уже давно не отличается. Да и смысл какой делать страницу в ЖЖ, если, с точки размещения материалов, особой разницы с официальной станицей музея нет? Смысла делать еще одно место для кормежки скандалистов нет никакого.
Далее, Вконтакт. Площадка вполне раскрученная и вполне удобная для подобных тем, но пока явно «нет». Есть ряд факторов, которые, по крайней мере на текущий момент, выступают против создания странички Музея отечественной военной истории там. Во-первых, у Вконтакта есть лимит на число иллюстраций в одном посте, не более 10 штук. Во-вторых, спустя сутки отключается возможность редактирования. В-третьих, Вконтакт - это, прежде всего, русскоязычная соцсеть. Между тем, одной из задач соцсети, именно с точки зрения музея, является знакомство с ним зарубежных читателей. В результате Вконтакт получается фактически тем же Facebook, но с урезанной аудиторией.
Instagram, Twitter итд. Многие музеи там присутствуют, но лично мне кажется, что это не совсем так площадка. Instagram – это в принципе соцсеть для смартфонов, фото там обычно «вертикальные». Twitter – это 4 фото и чуть текста. Насколько оно надо музею в текущий момент, вопрос открытый.
Facebook. В текущий момент времени это идеальная площадка для размещения музейных страниц. Во-первых, это огромный охват аудитории, по данному параметру Facebook уделывает всех. Во-вторых, что более важно, это наибольший охват целевой аудитории, причем данная аудитория многонациональная. В-третьих, Facebook встроен переводчик, посему, худо-бедно, вы и так сможете прочитать то, что написано на другом языке. В-четвертых, по соотношению объема выкладываемой текстовой и графической информации Facebook вне конкуренции, причем процесс выкладки очень простой. В-пятых, эта самая информация транслируется другими пользователями, в результате охват может оставлять тысячи и десятки тысяч человек. Одним словом, выбор Facebook был очевидным, тем более что уже был опыт работы с соцсетями, и он однозначно показывал, какая площадка оптимальная.
Как и в ряде соцсетей, в Facebook существует платная система продвижения контента и страниц. В каких-то случаях она работает, но с музеями, как правило, нет. Да и неспортивно это как-то. Поэтому была выбрана принципиальная позиция – никаких платных способов продвижения страницы. Реальную эффективность должно показывать наполнение страницы, то есть решают пользователи. Это наиболее честная позиция. Единственное, что можно дополнительно делать – это функция «посоветовать страницу другу». Она, кстати, приносит не так много, обычно где-то 10% от друзей того, кто нажал кнопку. Некоторые музеи, например, Arsenalen, периодически просят им помочь как раз таким образом. Учитывая тот факт, какой это хороший музей, и какие хорошие люди там работают, грех не помочь. За прошедший год, в случае с Музеем отечественной военной истории, данную кнопку нажимали где-то три раза. То есть сильно много благодаря ей людей не добавилось. Так что всё равно основной объем – это те, кто пришел, увидев публикации на странице, а также их репосты. 3 февраля число подписчиков превысило 3800 человек, а тех, кому страница нравится, уже больше 3400 человек. Негусто, но на самом деле это смотря с кем сравнивать. У парка «Патриот», чья страница появилась в конце декабря 2014 года, сейчас 3991 подписчик, 3494 человек нравится. У страницы Музея Техники Вадима Задорожного, которая появилась 1 декабря 2017 года, 4662 подписчика, при этом 4493 человек она нравится. А у Музея военной и автомобильной техники УГМК, открытой 16 сентября 2014 года, 1518 подписчиков, плюс 1435 человек нравится. Так что, повторюсь, всё относительно.

Вкусы и приоритеты
Изначально планировалось, что в неделю будет 4-5 постов, достаточно крупных, дабы было, что прочитать, а заодно и посмотреть. Темы – прежде всего, музейные экспонаты, даты и события, связанные с ними, а также жизнь музея. Вскоре было решено перейди на ежедневные посты, как показала практика, и в выходные, если тема хорошая, может быть высокая активность. Первоначальный прогнозируемый приток подписчиков – 40-50 в неделю. Цифры брались не с потолка: уже имелся похожий опыт ведения страницы Моторов Войны, где, кстати, сейчас 12519 подписчиков, а 12213 человек страница нравится. Этой страницей я, время от времени, тоже занимаюсь.

К вопросу про эпохи. Это вот типовая посещаемость не "ломового" периода.


Для меня лично ведение страницы Музея отечественной военной истории, заодно, является и объектом исследования аудитории. Кому что интересно, по какому периоду, и так далее. Так вот, у меня нехорошие новости. У нас периодически можно услышать причитания, мол, Первая мировая война у нас не особо известна. Так вот, статистика даёт куда более неприятную картину. На самом деле интерес вызывает, в основном, Великая Отечественная война, отчасти межвоенный период, плюс отчасти послевоенный период. А вот что раньше указанных тем, почти интереса не вызывает. В общем-то, музею это не особо интересно, он не за модными тенденциями гонится, но просто имейте в виду. Те, кто причитает о том, что Вторая мировая всем надоела, просто не понимает, что говорит. Юбилей начала Русско-Японской войны прошел почти нитевидным пульсом, с точки зрения активности. С Первой мировой получше, но так, еле-еле. Можно сказать, что исключением из правил стал абордажный револьвер, который имел рекордную посещаемость. Просто потому, что штука в своей среде крайне обсуждаемая и в принципе инженерная «левая резьба». Ну а XIX век – не будем о грустном.

Тот самый револьвер. Просто "зашло", и это скорее исключение из правил


Впрочем, и с «популярными» периодами всё далеко не однозначно. Вы думаете, что людям сильно интересна история? Ха. Ха. Ха. Их вполне определенные вещи интересуют, а если речь идет об истории, без танчиков-пистолетиков, то посещаемость колеблется от низкой до очень низкой. Нет безусловно, бывают материалы, которые вполне цепляют, но в целом их процент невелик. Одним словом, без привязки к предметному фонду приучать к истории задача интересная, но неблагодарная. Общая тенденция. Это как киберспортсменам, которые в танчики рубятся, рассказывать что-то про историю танчиков. Вообще не по адресу.
Теперь о том, откуда, собственно, такой рост посещаемости. Всё просто. Кому-то может нравиться, кому-то не нравиться, но главной движущей силой, с точки зрения посещаемости и подписчиков, является бронетанковая техника. В среднем за год в экспозиции музея добавляется по 5-7 образцов, и каждый раз, когда происходит анонс, наблюдается взрывной рост посещаемости. Не сильно, но всё же популярной темой являются материалы, посвященные реставрации танков, нанесения на них маркировок, и так далее. Большой популярностью пользуются видеоролики с движущейся техникой. Взрывной рост посещаемости наблюдался и в районе 9 мая. За счет тех материалов, что были посвящены подготовке к параду и его проведению, добавилось где-то 600-700 человек. А ведь музейная техника изредка участвует и на выездных мероприятиях. Это ежегодный марш, который проводится 7 ноября на Красной площади, плюс мероприятия в парке «Патриот». Не сильно ошибусь, если скажу, что где-то 2/3 подписчиков пришли за танками.

А вот это "танковая" тема, да еще и видео. Для понимания.


На втором месте по посещаемости находится стрелковое вооружение и артиллерия. Они не так популярны, как танки, но бывает по-разному. Абордажный револьвер тому пример – охват более 25 тысяч человек. При абсолютном пока рекорде где-то тысяч 35 (мой личный рекорд – видео с «Моторов Войны», охват составил 130 с лишним тысяч, а за считанные дни на страницу «Моторов Войны» добавилось около тысячи человек). Всё напрямую зависит от известности, либо необычности предмета. Далее следует колесная техника – автомобили, грузовики, мотоциклы. Кстати, в музее коллекция колесной техники весьма мощная. Далее следует форма, за ней боевые операции и история в принципе, ну и наименее интересная тема – это награды. Опять же, повторю еще раз, музей этот хит-парад мало интересует. От того, что там кого интересует, материалы не зависят, есть своя программа (кстати, потихоньку себе обновляю календарь, набилось уже много разных дат). Так или иначе, результаты исследований есть.

Хорошо "заходят" и материалы, связанные с мероприятиями.


В целом же можно сказать следующее. Во-первых, в Facebook жизнь есть, причем большинство пользователей адекватные. Неадекватов совсем немного, при этом спорить с ними обычно бесполезно, проще прибраться за ними, а если ведут себя и дальше так же, на мороз. Во-вторых, лишний раз убедился, что общая система «прокачки» в соцсетях работает. Она не работает только в этой нашей Ж-шечке, ибо в руководстве жулики (хреново быть ими, что могу сказать). В-третьих, результат есть. Музей узнают, в том числе и за рубежом, судя уже много кто приезжал, одним словом, соцсети работают, причем именно так, как оно ожидалось. И даже с большей отдачей, чем предполагалось изначально. Четно и откровенно, я ожидал к 1 января 2020 что-то около 2 тысяч подписчиков. Ошибся почти в 2 раза. Ну и да, все же крайне желательно иметь перевод. Поначалу переводил на английский сам, с некоторых мне помогает earlesspierre, за что ему большое спасибо (если кто не знает, это Петр Самсонов, тот самый человек, который перевел много архивных документов на английский язык, и который пишет статьи про танки). Если страница понравилась, подписывайтесь, здесь дублей с нее всё равно не будет.
Tags: культпросвет, музей отечественной военной истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments