Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Тяжелая музыка машин

Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Это касается, в том числе, и музыки. Это раньше, лет эдак 30 назад, выбор был не очень богат (хотя в конце 80-х уже появилась некоторая свобода), а о новых группах становилось известно благодаря немногочисленным журналам да музыкальным каналам. Уже к середине 90-х ситуация была несколько иной, ну а концу 90-х выбор мало чем уступал зарубежному. Сначала появлялись «серые» кассеты (наверняка среди читателей есть те, кто застал дешевенькие кассетные плееры), дальше появились CD-диски (отлично помню, на Митинском радиорынке первым моим диском стал Smash, третий и лучший альбом The Offspring, было дело в 1995 году), а уже дальше можно было купить и лицензию. Причем CD-шники обычно были как исходники, быстро всё это перегонялось в MP3, благо первые проигрыватели появились.


"Золотой" состав Fear Factory: Бертон К. Белл, Дино Касарес (сидит), Раймонд Эррера, Кристиан Олд Волберс

Как и многих, в середине 90-х меня по стилям, которые я слушал, сильно мотало. Была и электроника, и наши группы (еще скажите, что «Сектор Газа» не слушали, ой не поверю), потихоньку кругозор повышался за счет музыкальных каналов. Как раз благодаря им я познакомился со многими группами, которые слушаю до сих пор. А еще одним из источников новой музыки стали компьютерные игры. Как раз в середине 90-х технологии позволили делать не MIDI-музыку, а полноценные саундтреки. Одними из пионеров в этой области стали id Software, которые пригласили Трента Резнора из Nine Inch Nails для написания музыки для Quake. В общем-то, там именно музыка была в виде первой минуты первого трека, а дальше «звук», настолько вставляющий, то его периодически любили пихать в передачи про Чернобыль и подобные им. Дальше был Descent II и саундтрек, который писал, в том числе, и Нивек Огр из Skinny Puppy. Как раз благодаря этому саундтреку я со Skinny Punny и познакомился, хотя сразу скажу, большим поклонником не являюсь. Из их дискографии у меня лежит The Process и пара более поздних. Наконец, в 1997 году вышел Carmageddon. Вот как раз благодаря этой игре я и познакомился с группой, о которой пойдет речь. Это Fear Factory, одни из лучших представителей стиля «тяжелый индастриал». Для меня это была вторая после Die Krupps индастриальная команда, на тех же Ministry я серьёзно подсел попозже, да и Nine Inch Nails были тоже позже. И вот как раз Fear Factory у меня абсолютный лидер по «лицензии», причем ловил я коллекционные издания. В этом году Fear Factory исполнится 30 лет, они прошли длинный путь развития, есть о чем поговорить.


Очень тяжелый дебют
Конец 80-х стал ключевым моментом для электронной музыки, в том числе и такого направления, как пост-индастриал. С середины 80-х стали появляться новые коллективы, которые поначалу играли либо что-то вроде EBM, либо вообще синти-поп. Но постепенно их звучание, пока еще чисто электронное, становилось всё злее. Одним из новаторов становится Ministry, которая в 1988 году выпускает альбом The Land Of Rape And Honey, гораздо более злой по звучанию, чем всё то, что выпускали постиндустриальные коллективы. Впрочем, это была разминка перед 1989 годом, который стал переломным в данном стиле. Выходит альбом The Mind Is A Terrible Thing To Taste, где Йоргенсен сотоварищи показали совсем иное звучание. Гитарные рифы, живые барабаны (именно барабаны, два барабанщика на сцене для Ministry были вполне нормой). В том же году дебютировала Nine Inch Nails с альбомом Pretty Hate Machine. Пост-индастриал стал стремительно «тяжелеть», быстро появился новый стиль – индастриал-метал. Новатором в этом направлении стала снова стала Ministry, выпустившая в 1992 году лучший свой альбом - Psalm 69. Как раз в это «пограничное время и родился коллектив, о котором пойдет речь.


Собственно, таким было изначальное творчество группы Ulceration, которая позже стала Fear Factory

Подобно Die Krupps, которую в 1980 году создал бывший участник панк-группы Male Юрген Энглер, новую группу Ulceration в 1989 году создали люди, игравшие до того кое-что потяжелее. И Дино Касарес, и Раймонд Эррера, и присоединившийся чуть позже Бертон К. Белл до того играли дэт-метал. Собственно говоря, и Ulceration первоначально к индастриалу никакого отношения не имела. Это была еще одна калифорнийская команда, игравшая дэт-метал. Имя, под которым данная команда ныне известна, появилось в 1990 году, причем поначалу оно было чуть иным - Fear the Factory. Впрочем, суть не менялась – это всё еще дэт-метал, очень жесткий. Чем была исходная Fear Factory, можно понять по выпущенному в 2002 году альбому Concrete. Фактически это материал, датированный 1990-1991 годами. Впрочем, уже вскоре началась трансформация в нечто иное, чем просто дэт-метал.


Soul of a New Machine, уже не совсем дэт-метал, но еще не индастриал-метал. Хотя уже можно заметить, что Fear Factory начала двигаться в нужном направлении.

В 1992 году выходит первый полноценный альбом нового коллектива - Soul of a New Machine. Это всё еще очень жесткое звучание, тем не менее, даже уже название начинает намекать, что постепенно команда начинает сворачивать со своего очень жесткого стиля. Нет, это еще даже не тяжелый индастриал, но критики отмечали некоторую «странность» музыки. Всё просто – достаточно просто взглянуть на нее с позиции той же Ministry. Именно Ministry очень любили в то время вставлять в песни куски из фильмов. Не просто так в Crisis звучать сэмплы из «Цельнометаллической Оболочки», они же есть у Ministry в Thieves. Еще один момент – мелодичный вокал Бэлла, сочетающийся с типичным для дэт-метала гроулинга. Вместе с тем, группа еще находилась на перепутье. Особенно это касается текстов. Название альбома пока что не отражает суть – основной темой является насилие. Хотя да, впервые прозвучал сэмпл из Blade Runner, у группы этот фильм дальше будет упоминаться очень часто. Одним словом, альбом Soul of a New Machine стал пограничным. На короткое время в группе появляется басист Эндрю Шивес, но надолго он не задержался. Впереди Fear Factory ждали кардинальные метаморфозы, а вместе с ними и успех.

Тяжелый киберпанк и игровая индустрия
Окончательное формирование группы в ее «классическом» составе состоялось в 1994 году. Басистом стал бельгиец Кристиан Олд Волберс. Впрочем, еще до его окончательного оформления Fear Factory стала записывать новый материал, который разительно отличался от того, что они играли ранее. А иначе и быть не могло: одним из участников записи нового альбома стал Рис Фулбер из Front Line Assembly, одного из столпов пост-индастриала, который в 1986 году отпочковался от Skinny Puppy. Ну и в принципе теперь клавишники являлись если не полноценными участниками коллектива, то обязательно присутствовали в ее составе.


Demanufacture, настоящий прорыв в стиле индастриал-метал. Мощная музыка, "киберпанковые" текста, сильный вокал - вот они, слагаемые успеха. Но - и бомба замедленного действия для группы. Дальше ее творчество будут сравнивать с этим альбомом.

13 июня 1995 года вышел альбом, который стал настоящим событием в мире индастриал-метал – Demanufacture. К тому моменту коллективов, которые играли тяжелый индастриал, хватало с головой. Середина 90-х как раз была пиком утяжеления коллективов, которые раньше играли EBM или что-то в этом стиле. Тем не менее, Demanufacture стал настоящим событием. От Soul of a New Machine осталось немного, это уже был настоящий индастриал-метал, очень жесткий, но при этом мелодичный. Сформировалось характерное звучание, которое уже ни с кем не спутаешь. Это же касалось и характерных «быстрых» барабанов Эрреры, некоторые даже сомневались, что человек может играть в таком темпе. Дело было, впрочем, не только в музыке. Теперь и название группы, и название альбома полностью соответствовало содержанию. Фактически темой творчества Fear Factory стал киберпанк. Клип на песню Replica окончательно давал понять, о чем они поют, кадры из Blade Runner ставили всё на свои места. Да и собственно тексты песен четко о всём говорили. High Tech, Low Life по полной программе, доминирование машин над людьми и так далее. Есть прямые отсылки и к Terminator 2, песня H-K (Hunter-Killer) однозначно посвящена этому фильму. Еще одной особенностью альбома, которая стала визитной карточкой группы, оказалась медленная и «электронная» композиция A Therapy For Pain.


Для многих знакомство с Fear Factory началось вот с этого. Carmageddon, которая также стала заложником первой части. Превзойти ее авторы так и не смогли.

Второй студийный альбом многими заслуженно считается лучшим в творчестве Fear Factory. Его действительно заметили, количество положительных рецензий просто зашкаливало. Естественно, это сказалось и на продажах альбома. Впрочем, имелся еще один результат: жесткое, оригинальное звучание привлекло к группе внимание со стороны киноиндустрии и игровой индустрии. Причем в последнем случае пожалуй это было важнее. В 1997 году Stainless Games выпустила в своем роде культовую игру – Carmageddon. Сделана она была с явным влиянием фильма Death Race 2000, тоже, в определенном смысле киберпанк. Zero Signal стала заглавной темой в заставке, а в саундтреке присутствовало три трека, все без вокала. Благодаря Carmageddon о Fear Factory узнали те, кто ранее о данном коллективе не знал, у меня как раз такая история знакомства. Позже Replica попала в саундтрек Test Drive 5, а Zero Signal можно услышать в фильме Mortal Combat.


Obsolete стал едва ли не единственным удачным экспериментом, целью которого был отход от звучания Demanufacture. Понравилось не всем, но это самый удачный альбом группы с точки зрения коммерческого успеха.

Demanufacture стал большим успехом, но при этом группа стала заложником этого альбома. Теперь творчество группы равняли по этому альбому, что, в общем-то, не очень правильно. Если делать то же самое, то можно дойти до Motörhead, которая мало менялась за время существования. Настоящие же творческие личности, разумеется, хотят каких-то изменений, именно это и случилось с альбомом Obsolete, который вышел 28 июля 1998 года. Сама тема осталась той же – противостояние человека и машины, причем машина взяла верх. Зато стиль изменился. Есть в альбоме и быстрые вещи, но звучат они иначе, чем в Demanufactore. Зато более медленных и мелодичных вещей стало больше, например, Descent. Мне лично альбом понравился, он разнообразный, но такое мнение оказалось далеко не у всех. Тем не менее, это самый продаваемый альбом группы.


Cars, кавер-версия знаменитой композиции Гэри Ньюмана

Продолжились эксперименты и на ниве игровой индустрии. В расширенном издании можно найти трек Messiah, который по звучанию как раз очень близок к Demanufactore. Написано он к одноименной игре, которая, ну совершенно внезапно, тоже относится к жанру киберпанк. А композиции из более ранних альбомов стали сандтреком к игре. Кроме того, в альбоме присутствует песня Cars, кавер-версия знаменитой композиции Гэри Ньюмана, одного из столпов электронной музыки. Он же присутствует и в клипе. Самый лучший кавер этой песни, что еще можно сказать.


Следующим экспериментом стал альбом Digimortal. Эксперимент провалился, а группа на год разбежалась. Собралась не вся.

Эксперименты продолжились в следующем альбоме – Digimortal, который вышел в апреле 2001 года. И они оказались для группы примерно такими же фатальными, как Paradise Now для Die Krupps. И если немцев фанаты обвинили в чрезмерном утяжелении музыки (вот уж не соглашусь, классный получился альбом), то Fear Factory поставили в вину слишком сильный уход от Demanufacture. А вот с этим я как раз соглашусь. Я его купил в специальном издании, пару раз послушал, и… это один из двух альбомов Fear Factory, который я практически не слушаю. Тематика альбома та же, но музыка… В общем, это не совсем чтобы Fear Factory. Электроники, даже для индастриал-метал, многовато. При этом один трек, Invisible Wounds, попал в фильм Resident Evil, а бонусный трек Full Metal Contact – в игру Demolition Race. Также музыку группы можно услышать в The Terminator: Dawn of Fate. То, что дела пошли явно не так, явно показал уход в 2002 году из группы Дино Касареса и нежелание Бэлла играть дальше. Группа распалась, но ненадолго.

Первая перезагрузка
Распад группы означал работу участников над сольными проектами. Впрочем, пауза в жизни Fear Factory длилась всего год. Далее Бэлл, по инициативе Эрреры и Волберса, снова возродил группу, явно учтя ошибки, допущенные с Digimortal. При этом вместо лэйбла Roadrunner группа перешла на другой - Liquid 8 Records. Еще одна замена оказалась с точки зрения состава. Вместо бас-гитары Волберс теперь был заменой Касареса, а на его место взяли Байрона Страуда (впрочем, в новом альбоме Страуд участие не принимал – за гитары пришлось отдуваться Волберсу).


Archetype стал приятной неожиданностью. А а эта песня одна из лучших в истории группы.

Результатом работы над ошибками стал альбом Archetype, вышедший 20 апреля 2004 года. Один из лучших альбомов группы, и они действительно исправились. Нет, это не Demanufacture, это другой альбом, очень сильный, и с новым логотипом. В текстах меньше противостояния человека и машины, но киберпанк всё равно по полной программе. Ловлю себя на мысли, что одной из наиболее частых вещей, которые ставлю из репертуара Fear Factory, являются Drones и Archetype. На последнюю был записан клип, но лучше всего на него кладется видеоряд из «Эквелибриума». Тот самый случай, когда звук и картинка нашли друг друга. Одним словом, очень хороший альбом, сделанный по канонам Demanufacture, но при этом его клоном не являющийся. Его оценили и создатели Fallout 3, где есть сервер Archetype Model FF06. А там упоминается доктор Б. Белл, который оперирует словами the infection has been removed... the soul of this machine has improved. Несколько треков из альбома попало в «Пилу». Кто является обладателем специального издания, смог оценить School, кавер-версию Nirvana. Ну и обязательные медленные композиции в конце.


Transgression, следующий, и еще больший провал. После него группа 4 года не выпускала альбомы, а на 3 года ее деятельность прекратилась.

Казалось бы, с таким хорошим возвращением надо только развиваться и идти вперед. В том-то и дело, что иногда надо учиться на своих ошибках, а Бэлл, Эррера и Волберс наступили на те же грабли. 22 августа 2005 года вышел альбом Transgression. Как многие справедливо написали, такое впечатление, что группа надорвалась и смогла осилить несколько песен, а остальное сделали на «отвали». Вообще мало понятно, зачем было ЭТО выпускать всего спустя год после Archetype. Безусловно, наихудший альбом Fear Factory за всю историю, причем он чуть не убил группу. В 2006 году Fear Factory разбежалась, на сей раз надолго.

Возвращение с возможным продолжением
Пауза оказалась долгой. Эррера создал группу Arkaea, единственный альбом которой можно назвать «хочу свой Fear Factory». У остальных участников тоже хватало другой работы. Наконец, в 2009 году появилась надежда на возвращение коллектива в оригинальном составе. Белл и Касарес помирились, при этом Эррера и Волберс были против возвращения одного из основателей группы. А в итоге так получилось, что именно Эррера с Волберсом оказались за бортом. Зато остался Страуд, а барабанщиком стал Джин Хоглан, который, как и Страуд, ранее был в составе Strapping Young Lad. Никуда не делся и Рис Фулбер, в общем, собрался вполне ударный старый новый состав.


Mechanise, второе по счету возвращение к идеям Demanufacture. И едва ли не лучший альбом Fear Factory.

5 февраля 2010 года вышел седьмой студийный альбом – Mechanise. Снова сменился логотип, а многие замерли в ожидании – что на этот раз. После двух провальных альбомов ожидалось всякое. К счастью, Бэлл и Касарес, похоже, сами были не в восторге от экспериментов, и решили не дразнить судьбу. Mechanise получился отличным альбомом, который получился даже тяжелее Demanufacture. Хотя те, кто хорошо знает творчество группы, явно для себя отметили, что они немного повторяются. По крайней мере, ряд вещей явно пересекаются с Demanufacture. Тем не менее, альбом знатный получился, и цельный. А еще финальная песня очень хороша. Обычно у Fear Factory это что-то экспериментально-медленное, а здесь очень сильная песня, где «завихрения» только в самом конце и не раздражают (посвящена она, кстати говоря, вопросам эвтаназии). Неудивительно, что иногда Mechanise ставят даже повыше Demanufacture. Тем более что тем в текстах стало больше, хотя без недоброго киберпанка тут никак. Ну и да, советую обратить внимание на предпоследний трек, Metallic Division, прямо таки отличный вариант для рингтона.


The Industrialist получился хороший альбом, но, что называется, без огонька. Нет, он вполне удачный, но явно не Mechanise.

Честно говоря, после «качелек» с сочетанием классного альбома и последующего провала, а за ним очередного роспуска, поклонники группы следующего альбома побаивались. В общем, побаивались зря, хотя да, следующий альбом, вышедший в июне 2012 года, оказался похуже Mechanise. Нет, он неплохой, очень жесткий, но всё же предыдущий получше. При этом у The Industrialist есть одна особенность, связанная с тематикой. Это всё тот же киберпанк, всё то же противостояние человека и машины. Но на сей раз от лица машины. В целом неплохой альбом, а уж на фоне провальных Digimotal и Trangression так вообще шедевр. Но немного скучноватый, что ли.


Expiration Date, возможное прощание группы. Хотя кто знает, может еще соберутся с силами. В своё время Die Krupps собирались с силами больше десятка лет, а по итогам у них второе дыхание.

После выхода восьмого альбома Fear Factory ждали очередные перетрубации. В основном составе остались только Бэлл и Касарес, остальные стали в роли приглашенных музыкантов. Вот в таком виде был создан последний на сегодняшний альбом. Им стал Genexus, выпущенный в августе 2015 года. Это также повествование от лица машин, но получилось оно гораздо более выразительным. Возможно, что свою роль сыграл переход на лейбл Nuclear Blast, где выходит немало сильных групп, играющих тяжелую музыку. Genexus, возможно, не лучший альбом Fear Factory, но и слабым его не назовешь. А еще там есть просто шикарная песня Expiration Date, возможно, что и прощальная. По крайней мере, с 2015 более новых релизов не было, хотя слухи идут. Возможно, что знаменитый монолог Батти «слёзы в дожде» из Blade Runner станет для Fear Factory всего лишь завершением очередного альбома. Вместе с тем, если они больше записывать новые альбомы не будут, это будет правильный выбор. Иногда надо всё же остановиться, а у Fear Factory в последних альбомах слишком много самоцитирования. Увы, это не NIN, Ministry или Die Krupps, группа стала заложником одного альбома. Иногда надо всё же резко меняться, и приучать поклонников, что это нормально. Тем не менее, Fear Factory уже вписали себя в историю. Их песни нередко становятся объектами кавер-версий, про них помнят, в тяжелой музыке они оставили свой след. И он уже не затеряется во времени, как слёзы в дожде.


Die Klute, новый проект Касареса, Энглера и Ларсена

Ну и да, стоит упомянуть один сторонний проект Касареса. Несколько внезапный. В 2018 Дино Касарес, Юрген Энглер и Клаус Ларсен из датской группы Leæther Strip (фактически Лерсен является единственным ее постоянным участником) запустили проект Die Klute. В прошлом году вышел альбом Planet Fear, причем это ближе всего к Die Krupps. Такой типично «немецкий» индастриал-метал, но при этом это не Die Krupps, а что-то своё. Соседство Касареса с такими старыми EBM-щиками, как Энглер и Ларсен, кажется удивительным, но мне понравилось. Причем Энглер в данном случае не вокалист, а клавишник, а вокальные партии остались за Ларсеном. В общем, если нравится Die Krupps, понравится и Die Klute. Больше индастриал-метал, хорошего и разного. Да и Белл не засиживется без дела. В 2018 году он принял участие в записи альбома AmeriKKKant группы Ministry, причем в треке We're Tired Of It весь вокал его. Как раз музыкальный ряд ему отлично подходит. Одним словом, у участников Fear Factory есть куда развиваться дальше.
Tags: музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дрын-дырыдын!

    Такой жанр, как дизельпанк, редко обходится безо всяких чудных механизмов. Правильнее говорить, что вокруг них всё и крутится, ибо High Tech, Low…

  • Богатство выбора

    Екатеринбург - город контрастов. Это касается многих вещей в этом городе, в том числе и увлечений жителей. Причем им дается богатство выбора. Одним…

  • "Кушать подано!"

    Идеологическая подкованность была свойственна Красной Армии и тех частей, которые в нее входили. Местами с оттенками весьма толстого троллинга. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments