Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Мнимые аутсайдеры

Для обывателя, который ходит на всякие выставки и слеты, организованные любителями классической автотехники, часто гражданские и военные машины не имеют особой разницы. Между тем, на самом деле это два лагеря, причем любители гражданской техники нередко слегка так свысока смотрят на тех, кто занимается военной техникой. Я подобную картину наблюдаю уже давно, и ничего, кроме смеха, у меня она не вызывает.
Данный текст я хотел написать уже давно. Как-то всё не было времени, да и мало ли, обидится еще другая сторона гаража. Но вот последняя «Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина» стала хорошим таким катализатором. Именно тут я постоянно вижу ненавязчивое такое «отмораживание на зло маме ушей», а именно постоянное запихивание военной техники куда-нибудь подальше. Причем часто это делается в угоду машин, скажем так, весьма сомнительной привлекательности с точки зрения обычного посетителя. Отговаривать точно не буду, каждый сам себе агрессивный антропоморфный дендромутант, но кое-что всё же скажу. Точнее не кое-что, а всё, что думаю по этому поводу. Может быть, слова будут слегка так обидными, но они отражают реальность, а не тот сказочный нарисованный мир, который некоторые пытаются изобразить. В общем, речь пойдет о классической военной технике и ее роли в сообществе олдтаймеров.

Заблуждение №1: гражданские олдтаймеры более интересны посетителям
Вот по этому заблуждению главное – не захлебнуться от хохота. Видите ли, в чем дело. Гражданские олдтаймеры действительно могут собрать большую аудиторию, но при условии, что это очень дорогие и редкие машины, соответствующим образом распиаренные. Особенно если они еще и принадлежали каким-то известным персонам. А что касается отечественных олдтаймеров, то тут ситуация весьма своеобразная. Будем откровенными, наш гражданский автором был, есть и будет в роли если не отстающего, то уж точно не фигуры первого плана. Да, были «Победы» и «Волги», но даже «Москвичи» уже находятся в слегка так втором эшелоне. Это не попытка обидеть людей, которые эти машины коллекционирует и восстанавливает, это суровая правда жизни. Стоявший на самом входе Москвич-415С не вызывал огромных толп посетителей. А те машины, что их вызвать могли, стояли во втором зале, который выглядел откровенно полупустым. Настоящие МАШИНЫ у нас строил покойный ЗИС/ЗиЛ, но и там часто машины на что-то были похожи. Тем не менее, правительственные машины продолжают вызывать повышенный интерес, потому как это были символы престижа страны. Да и нынешний «Аурус» является таковым, кто бы что не зубоскалил. Машина «на все деньги», да еще и специализированной марки, такое есть всего в нескольких странах.


"Моторы Войны 2016" в Крокусе. Это так, еще не самый пик. Давайте расскажем, что военная техника людям не интересна.

Совсем другая ситуация с военной техникой. Фактически у нас полные копии зарубежных машин были первые десятилетия, а дальше даже вроде копии зарубежной техники на практике являлись уже совсем иным. Если ГАЗ-61 еще был полноприводной «Эмкой», то ГАЗ-64 не имеет прямого прародителя, и чем дальше, тем сильнее становилась эта разница. Потому что военная машина – это реализация тактико-технических требований, а они от гражданской техники отличаются. Уже во второй половине 40-х годов Советская Армия получала ГАЗ-76Б, ГАЗ-63 и ЗИС-151, вполне оригинальные и современные машины, по техническому уровню явно превосходящие гражданскую продукцию. И чем дальше, тем сильнее становилась эта разница. И это мы про техническую сторону вопроса говорим. Кому-то это не понравится, но военная техника, как и оружие, всегда привлекают внимание. Так уж повелось, и военная техника не исключение. В отличие от олдтаймера гражданского, которого лелеют и следят, чтобы не поцарапали, военная машина изначально предназначена для тяжелых условий эксплуатации не самым квалифицированным персоналом. Поэтому военную машину в полях увидеть можно куда чаще, чем классический олдтаймер, той же ценовой категории, в привычной среде. Да и военное сообщество - оно слегка так попроще, несмотря на то, что тут очень много очень непростых людей.
А еще есть такой «нечестный» вид военных олдтаймеров, как бронетанковая техника. На фоне этой категории меркнут даже колесные «немцы». Всё просто: Великая Отечественная война оставила такой глубокий след в нашей истории, что его уже ничем не вытравить. Как бы некоторые не старались. Да и за рубежом, на том же Militracks, если едет танк, вываливает такая толпа, которую не привлечет ни один представитель колесной техники. А уж там есть на что посмотреть. Просто для справки: на условно пять типов колесных машин и примерно того же количества гусеничных/полугусеничных тягачей, которые выпускались во время Великой Отечественной войны в СССР, приходится около двух с половиной десятков типов танков и САУ, а также три типа броневиков. Это без учета ленд-лиза, как колесного, так и гусеничного. И это без учета довоенной бронетехники. На этом фоне наши гражданские олдтаймеры имеют крайне бледный вид. Даже пара-тройка танков по факту привлечет гораздо больше внимания, чем кучка гражданских машин. Проверено. А уж если он поедет…

Заблуждение №2: военные олдтаймеры ценятся меньше
В данном случае речь идет об исторической и финансовой ценности. Если мы отбрасываем откровенные «помойки», то выясняется, что настоящих, «породистых» военных олдтаймеров совсем немного. Ну а ценность… Для понимания: тех же ГАЗ-61 сохранилось две штуки, одна машина маршала Конева, вторая маршала Жукова. И это не какие-то очередные придумки, а реальные факты. Если бы вместо желтого «Москвича» (не в обиду людям, его восстановившим, действительно хорошая работа была проведена) стояла такая машина, отдача была бы куда выше. Не говоря о том, что настоящей, «породистой» советской военной техники времен ВОВ сохранилось очень мало. И такие машины неизменно привлекают внимание. А уже если это немецкая машина, то интерес становится еще выше. Не хотите машины Жукова? Да не вопрос! В самом углу зала стоял ЗИС-42М, единственная такая восстановленная машина. Одна штука. Рядом стоявший «Комсомолец» - один из трех ходовых, из них реальную ценность имеют два. Настоящих ГАЗ-ММ-91-120, это которые самого трудного военного периода, всего несколько штук. Да и грузовики типа ЗИС-6, которых почти нет, тоже совсем не дешевые. Естественно, речь идет о машинах, а не обломках или колхоз-ремонте. Да и ГАЗ-67Б - это на самом деле очень редкая машина. Во время войны выпустили всего 2 тысячи таких автомобилей, и это далеко не то, что выпускалось после войны.


Акция на Militracks 2019 - все немецкие полугусы в одном кадре. Лучше не задаваться вопросом, сколько всё это стоит.

Это мы еще про отечественную военную технику говорим. Даже с массовой американской техникой всё не просто. Да, есть «Виллисы», которые на практике часто «палёнки» в виде некоего набора послевоенных деталей, а то и вовсе Hotchkiss M201. А есть «Бантамы», которых меньше 100 штук известно. Полноуправляемых и вовсе несколько штук, как и BRC 60. А уж если мы начинаем говорить про немецкие машины, там и вовсе начинается сложное ценообразование. А еще есть броневики, бронетранспортеры, на вершине находятся танки. Там вообще «всё сложно». Если это именно танк, а не некий набор «сделай сам», ценник лучше не знать, спать будет легче. Одним словом, «породистая» военная техника, вне зависимости от страны-производителя, ценится высоко.


А ежели серьёзно, то за вот этот один танк можно купить весь "пучок" полугусов. И это так, пальцем в небо. Реальная стоимость Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B сравнима с самыми дорогими машинами в истории. Просто потому, что таких машин в мире считанные единицы. И рынка, считайте, нет. При этом Bugatti Type 41 Royale в полях представить вообще невозможно, а Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B - да вот же он.

Если еще один момент, который многие упускают из вида. Военная техника, особенно бронетанковая – это вершина технической эволюции на момент создания. Соответственно, у нее и ценник был огого какой. Просто для справки – даже Т-26 стоил как 8 полуторок, а это самый массовый танк предвоенного периода. Ну или как один немецкий полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Разумеется, это тогдашний порядок цен, ныне многое изменилось, но в целом дешевые военные машины – это скорее послевоенный период, да и то «пока». Чем дальше течет время, тем больше становится военных «олдтаймеров», уже сейчас есть такая тенденция да с советской ранней "послевойной".

Заблуждение №3: отреставрировать военную технику проще
Ну да, заколхозить ГАЗ-67Б года эдак 1950-го, выдавая его за «настоящий, 1943 года» - оно типа проще. Но это до определенного момента. Дело в том, что постепенно информации становится больше, а машин для реставрации – меньше. Так вот, всё сильнее всплывающая в архивах информация для подобных «колхозников» будет всё большей головной болью. Потому что военная машина – это не гражданский ширпотреб. У военных есть техусловия, приёмка и прочее. Даже покраска военной машины – это проблема, причем не только снаружи, но и внутри. Если это автомобиль до 1946 года, там столько нюансов, что мало не покажется (да и дальше местами ничуть не легче). В том числе это касается и советской военной техники. Всплывающие документы очень хорошо так сбивают спесь с тех, кто «всё знает». И ежели заказчик попадется такой, что не ограничится заверениями исполнителя, ждите вагон геморроя. Да даже те же американцы – это тоже очень непросто. Даже не «палёный» Dodge WC-51 обычно с консервации, так что его надо еще привести в вид машины 1943-45 гг. С немцами так вообще веселуха. У них даже «обычные» военные машины – это еще та радость для реставратора. Деревянные кузова, обшитые листовым железом, такое восстанавливать – с ума сойдешь. При этом польские и чешские новоделы очень сильно видно по мелким деталям, лишь считанные единицы могут дать нужное качество. Это мы еще механики не касались. Поэтому многие пытаются залезть в реставрацию "немцев", на чем сильно обжигаются.


"Немецкий военный автомобиль - это просто". Horch 901, на переднем плане "скелет" кузова, на заднем плане финальный продукт.

Самая мякотка – это реставрация танков. Так вот, примерно 90% тех, кто считает себя именно реставраторами, таковыми не являются. Двигающийся танк – это совсем не обязательно, что он отреставрированный. Доведенный до ходового состояния – да, но реставрация – это немного иное. А набит танк, обычно, по самое не могу. Чтобы добиться хотя бы минимальной схожести с комплектацией, придется затратить огромные усилия.


Тот самый Белтринг, о котором так много говорят. Машины в основном однотипные, но сколько их тут!

Ну а теперь самое главное. Стоит упомянуть один маленький факт, который все расставляет на свои места. В России полноценного рынка олдтаймеров, что гражданских, что военных, НЕТ. Особенно если с Европой сравнивать. Ежели отбросить откровенный мусор, то в России коллекционеров военной техники немного. При этом есть и другой факт – в России есть очень сильные коллекции военной техники. Например, едва ли не крупнейшая в мире коллекция военных внедорожников. Еще есть едва ли не крупнейшая в мире коллекция военных мотоциклов. Что характерно, данные коллекции не сконцентрированы по одной только Москве и Московской области. Таковые есть и в Питере, и в Самаре, и в Екатеринбурге, это только о ком знаю. Но не стоит путать коллекции и рынок. Рынок – это когда есть мероприятия вроде Белтринга, о котором, кстати, тоже немало влажных фантазий. Если кратко, то The War and Peace – это несколько сотен единиц военной техники, собираются любители таких машин, и потихоньку квасят, периодически выезжая на своих машинах. Что-то типа покойной «Автоэкзотики», но военной. Реально ценных машин там процентов 10, но остальные 90 – это и есть тот самый рынок. Вот такого у нас нет, и еще долго не будет. И совсем не потому, что денег нет. Нет условий. Скажем, купили вы условный Dodge WC-51, обойдется он вам где-то в тысяч 20-30 евро. Ииии… дальше чего вы с ним будете делать? В гараже полировать? К тому же есть мощные коллекции, которые и не планируют никуда выезжать. Они вполне самодостаточные, и никаких галерей им не надо. Причем у нас такие коллекции только ширятся.


"Моторы Войны" - альтернатива в полях.

Что же касается рынка, то он будет, когда у военных машин будет куда выезжать. Причем это не только мероприятия вроде «Олдтаймер Галереи», но и выездные, в полях, причем даже без зрителей. В Англии таких проводится штук 5-10 за год. А у нас только «Моторы Войны», причем идея мероприятия чисто для участников оказалась очень правильной. И не обязательно, чтобы такое проводилось только в Москве или в Московской Области. Будут такие мероприятия, будет и рынок. Кстати, есть у нас еще один формат – парады 9 мая. Вот там частники «зажигают» так, что военным становится завидно. Причем в этом году Красную площадь уделают по машинам военного периода, причем это случится сразу в нескольких точках на карте России. Чем-то подобным является и торжественный марш 7 ноября на Красной площади. В Самаре, кстати, подобное тоже проводится, в Куйбышеве 7 ноября 1941 года парад тоже был, ежели кто забыл. И с каждым годом состав участников становится всё сильнее, думаю, лет через 5 и КВ пойдут.


Парады - еще одно применение частной военной техники. А еще есть военно-историческая реконструкция.

Ну и напоследок. За рубежом военную технику любители олдтаймеров уважают. На том же Retromobile у танков почетное место, едва ли не центровое. Есть о чем задуматься тем, кто использует «зеленые машинки» как дрова.
Tags: Моторы Войны, культпросвет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • "Давайте есть пчел"

    Традиционное вечерне-пятничное. Русификация, конечно, дело хорошее, но в меру, тут явно что-то пошло не так.…

  • "Вернуть всё взад!"

    Смена вывесок и названий является давней забавой много где. Вот и у нас после революции пошла волна переименований, вполне рядовое явление, особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments