Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Слишком быстрый старт

Сегодня исполняется 75 лет важному событию в истории отечественного танкостроения. 29 марта 1945 года Сталин подписал постановление ГКО №7950 "О модернизации тяжелого танка ИС-2". Тем самым на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк Объект 703, получивший в серии обозначение ИС-3. Уже в апреле 1945 года ЧКЗ сдал первые 25 танков данного типа, в мае 100, а в июне 250. Постановка ИС-3 в производство стало финалом истории программы глубокой модернизации ИС-2, которая длилась почти год. На момент создания ИС-3 обладал непревзойденным сочетанием броневой защиты, массы и подвижности, в лоб его не пробивала даже 88-мм пушка Pak 43 L/71. На Параде Победы 7 сентября 1945 года танк произвел настоящий фурор, еще 7 лет после этого за рубежом его считали эталоном современного танка. Вместе с тем, принятие ИС-3 на вооружение было во многом поспешным решением, которое позже привело к большой эпопее, связанной с устранением недостатков.

Для понимания сути проблемы стоит понимать, что к моменту принятия на вооружение ИС-3 отнюдь не закончил полигонные испытания. В Кубинку отправился танк №2, а танк №3, после заводских испытаний прошедший 40 км, немного доработали, а далее было принято решение о том, что его подвергнут большим, 1000-км испытаниям. Испытания оказались крайне непростыми, в их ходе выявилась масса дефектов. Особую обеспокоенность вызвала повышенная температура воды в системе охлаждения. Танк неоднократно отправлялся на заводской ремонт, причем ситуация была настолько серьёзной, что на 1000-километровые испытания запустили танк №4. Впрочем, и он страдал от различных дефектов. Танк №3 к 19 марта прошёл 1026 км, при этом средняя скорость чистого движения по грунтовой дороге составила 26,3 км/ч. Испытания танка продолжились, завершившись 29 марта — к тому моменту он преодолел 1922 км. По итогам был собран целый «букет» различных недочётов, которые требовалось исправить на ранее построенных машинах, а также при запуске танка в серию.


Танк №2 на испытаниях в Кубинке.

Военные, меж тем, совсем не спешили, что еще хуже, возникали проблемы с логистикой. Дело в том, что танк №2 отправился в Кубинку еще 20 февраля, а прибыл туда почти через месяц - 16 марта. Больше того, к ходовым испытаниям на НИБТ Полигоне приступили только к 20-м числам марта. Между тем, ГБТУ КА всё настойчивее "стучало копытом", требуя принять на вооружение, вместо ИС-3, другой танк - Объект 701. В Бронетанковом Управлении не особо смущались тем фактом, что испытания Объекта 701 затянулись, машина была почти на 10 тонн тяжелее ИС-3, а для запуска в серию требовалось куда больше времени. Там считали, что броневая защита важнее, а производство как-нибудь выкарабкается, не в первой. А вот в НКТП думали совсем иначе. В феврале 1945 года военный совет БТ и МВ КА выходил на Берию с предложением принять Объект 701 на вооружение Красной армии. Против этой идеи выступил нарком танковой промышленности В.А. Малышев, предлагавший провести дополнительные испытания, ну а пока они шли, третий опытный образец ИС-3 уже накатал почти 2 тысячи километров. В результате Малышев взял ответственность на себя и на вооружение Красной Армии приняли ИС-3.




Постановление о принятии ИС-3 на вооружение, РГАСПИ, фонд 644, опись 2, дело №464, л.82-84

В общем-то Малышеву приходилось выбирать между двумя вариантами - плохим и еще хуже. Объект 701 в данном случае явно был "еще хуже", ибо это означало запуск танка почти с нуля, включая мотор и КПП. Впрочем, и ИС-3 был вариантом так себе. Испытания танка №2 закончились в середине апреля 1945 года. По итогам полигонных испытаний появился длинный список того, что требовалось исправить. 15 пунктов по корпусу и башне, 10 пунктов по вооружению, 15 пунктов по боевому отделению, 4 пункта по отделению управления, 5 пунктов по двигателю, 9 пунктов по системе охлаждения, 10 пунктов по трансмиссии и ходовой части, 6 пунктов по электрооборудованию и связи, а также 4 пункта по укладке ЗИП в танке. Масса вопросов была и к броневой защите танка. Ну а поскольку список исправлений "накатывал" на производство волнами, там ощущали состояние, близкое к эйфории.


"Письмо счастья" от НИБТ Полигона, внимание на дату. Первые серийные ИС-3 уже сдаются.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2986, л.176

В результате производство ИС-3 на ЧКЗ превратилось в безумный марафон. Завод наращивал производство танка, лихорадочно его дорабатывая. Для понимания сути проблемы достаточен один факт. По состоянию на май 1945 года общий список изменений, который планировался внести в ИС-3, был просто огромен — 177 пунктов. При этом никуда не делись проблемы с системой охлаждения, победить ее удалось только в июле 1945 года. Каждый месяц в конструкцию танка вносилось по несколько десятков изменений, и всё это на фоне постоянного запаздывания по выпуску. Танки сдавали авансом, досдавая уже в следующем месяце. Эта безумная гонка закончилась только в начале 1946 года, когда план существенно сократился. Таким образом, проблемы с ИС-3 были запрограммированными.


На параде в Берлине. Фурор, который ИС-3 там произвел - это ответ на вопрос, стоило ли запускать танк в серию.

Было ли решение о принятии на вооружение ИС-3 ошибкой? Скорее нет, чем да. Во-первых, тот же ИС-2 принимался на вооружение тоже с драмами, разница в том, что там наращивание выпуска шло больше полугода, достигнув отметки в 250 танков только в августе 1944 года. Во-вторых, дальше выпускать ИС-2 точно не имело смысла. Еще в апреле 1944 года было известно, что броневая защита машины недостаточна, и если лобовую деталь усилили, то башня так и осталась уязвимой. В-третьих, в марте 1945 года еще не было известно, сколько продлится война, ведь, помимо Германии, оставалась Япония, никто не предполагал, что Хирохито так быстро скомандует "хенде хох". В-четвертых, сам ИС-2 имел определенный объем недостатков, в том числе по надежности траков. Ну а 300 километров ИС-3 вполне накатывал, для одной операции хватит. Дальше бы голова болела у служб ремонта. То есть да, надо было хотя бы 2-3 месяца подождать для доработки, но у НКТП уже не было времени. Так что, в сложившихся условиях, Малышев поступил верно. Да и сам ИС-3 прослужил около полувека, пройдя две модернизации.

Статья по ИС-3: https://warspot.ru/16829-evolyutsiya-s-revolyutsiey
Tags: ИС-3, архивное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • High Tech, Low Life

    Наш недоразвитый киберпанк продолжает неторопливое движение по нашей несчастной планете. Так сказать, новые технологии на вооружении уходящего…

  • "Против всего плохого"

    Ныне у некоторых слоёв населения модным явлением стало бегать со всякими лозунгами, которые им подбрасывают. Вплоть до того, что уже классика можно…

  • "Ляг, поспи, и всё пройдет"

    В период с 1921 по 1940 год в Советском Союзе была такая организация, как Центральный институт труда (ЦИТ). Занимался он не чем-нибудь, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment