Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

"Больше разнообразия!"

Характерной деталью немецких танков и самоходных артиллерийских установок (преимущественно штурмовых САУ) с 1940 года стало наличие экранировки лобовой детали. Первыми в 1940 году экранировку стали получать танки, что же касается StuG III, то определенной поры нужды в ней не имелось. У машины изначально лоб корпуса и рубки имел толщину 50 мм, что вполне позволяло "держать" бронебойные снаряды калибра 37-45 мм. То есть обеспечивалась броневая защита от типовых противотанковых средств пехоты, главного противниках штурмовых САУ. Ситуация стала меняться во второй половине 1941 года. Всё чаще стали применяться орудия "нечестного" калибра. Особенно это стало ощущаться ближе к середине 1942 года, когда состоялся полноценный дебют 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3. Первые образцы детища Грабина появились еще в 1941 году, но с 1942 года пушку стали штатно поставлять в противотанковые подразделения. Для понимания - из примерно 10 тысяч выпущенных за 1942 года ЗИС-2 в дивизионную артиллерию ушло около 2 тысяч. Остальные ушли в противотанковую артиллерию. Здесь уже 50 мм брони стало явно недостаточно.
К сентябрю 1942 года передний лобовой лист StuG 40 Ausf.F (так стала называться данная машина после перевооружения на более мощное орудие 7,5 cm StuK 40), а также лобовой лист рубки, получили приварные экраны толщиной 30 мм. В результате толщина лобовой брони выросла до 80 мм. Имела экраны и наиболее массовая версия самоходки — StuG 40 Ausf.G. Интересно, что вместо приварки экранов их стали крепить на болтах. Позже, ближе к осени 1943 года, лобовой лист корпуса сделали монолитным, то есть толщиной 80 мм, но экран рубки в районе места механика-водителя сохранился до конца производства. При этом сама по себе система крепления на болтах была весьма своеобразной, почему, собственно, и перешли на монолитный лист. Дело в том, что при попаданиях болты срывало, да и экраны уже после 2-3 попаданий ломались. Естественно, этих 2-3 попаданий вполне могло хватить для того, чтобы бахнуть в ответ, но получалось это не всегда. Также с весны 1943 года на StuG 40 Asuf.G стали навешивать бортовые экраны, предназначенные для защиты от противотанковых ружей. Средство весьма эффективное, но порой неудобное. Так вот, где-то с 1944 года всё чаще стали встречаться разные вариации на тему. Причем не только бортовых экранов. Поскольку StuG 40 Ausf.G была самой массовой боевой машиной немецкой армии, то и разнообразие "допов" оказалось обширным.

Вот как раз один из таких примеров немецкого самоходного кастомайза в кадре. Машина, вероятнее всего, выпущена в начале 1944 года, но при этом у нее сохранилась экранировка лба корпуса на болтах. Или же... Выглядит эта самая экранировка довольно странно. Дело в том, что листы центрального и верхнего лобового листа даны встык, что повысило стойкость. Да и болты, на которых закреплены экраны, слегка так побольше штатный. Одним словом, похоже что полевые мастерские развлекались. Машина, кстати, еще и со спаренным пулеметом в бронировке орудийной маски.
Интересно выглядят и бортовые экраны. Ближе к концу 1943 года появилась тенденция, когда экраны либо не ставились вовсе, либо ставились частично. Тому были веские причины. Во-первых, экраны давали дополнительную нагрузку на шасси. Во-вторых, и без того снижавшаяся обзорность стала никудышной — фактически по сторонам теперь мог смотреть только командир танка. В-третьих, экраны имели обыкновение цепляться за грунт, деревья и другие препятствия, после чего обрываться, поэтому их нередко снимали. Но некоторые не снимали, а делали вот такие "обрезки". Ходовая часть становилась незащищенной, но чаще огонь был по рубке, поэтому лучше так, чем вообще никак. Ну и еще "экраны" в виде бревен, тоже попадается.



Еще одна интересная вариация, тоже из 1944 года. Машина из 202-й бригады штурмовых орудий. Бортовые экраны тут тоже нестандартные, хотя самое интересное, разумеется, по всей морде. На сей раз броне предпочли бетон, который размазан по всей морде. Впрочем, некие экранчики есть и на верхней лобовой детали корпуса, более компактные. Я бы сказал, что прифигачили дополнительные воздухозаборники с надмоторной плиты.



Статья по немецким экранировкам: https://warspot.ru/15904-ekrany-traki-tsimmerit
Tags: stug, экранировка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments