Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Условно тяжелый швед с электромеханикой

Еще с конца 30-х годов шведы пытались сделать танк, больший по размерам, чем Landsverk L-60, а также имеющий более толстую броню и более мощное вооружение. В 1938 году данная машина получила обозначение Landsverk LAGO. По вполне понятным причинам внешне он довольно сильно напоминал Strv m/38 (Landsverk L-60 для шведской армии, со шведским мотором, 37-мм пушкой, новой башней и так далее), но говорить о том, что это был просто увеличенный лёгкий танк, не приходится. Несмотря на общую схожесть ходовой части, на деле она у LAGO была полностью своя. Поскольку двигателя необходимой мощности у шведской промышленности в те годы просто не было, инженеры Landsverk установили на танк два мотора Scania-Vabis 1664, те же самые, что стояли на Strv m/38. Благодаря такому решению 15-тонная машина по удельной мощности вполне соответствовала лёгкому танку. Вооружение у нее было вполне приличным - 47-мм противотанковая пушка Böhler M35. Поскольку машина предполагалась скорее как экспортная, зарубежное вооружение было вполне нормальным явлением.
Пока шли работы по LAGO, ситуация в Европе всё больше накалялась. В ситуации, когда более крупной боевой машиной заинтересовалась шведская королевская армия, конструкторское бюро Landsverk разработало улучшенный вариант танка LAGO. Его эскизный проект, датированный 8 июня 1940 года, заметно отличался от исходной машины. Длина выросла до 6 метров, а боевая масса увеличилась до 17 тонн. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что толщина лобовой брони составляла теперь солидные 50 мм. Это позволяло надёжно защитить танк от тогдашних противотанковых пушек. Естественно, переделали и другие элементы шасси, включая ходовую часть. И это было только началом. 17 марта 1941 года появился новый вариант: длина машины ещё чуть увеличилась, а её проектная боевая масса достигла 18 тонн. По итогам появился 20-тонный вариант танка, получивший обозначение LAGO II. На вооружение Шведской Королевской Армии его приняли как Strv m/42. При этом формально он являлся тяжелым танком.

19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён контракт на изготовление 100 штук LAGO II. В качестве силовой установки на танке было решено использовать спарку двигателей Scania-Vabis L 603 мощностью 162 лошадиные силы каждый. Работали они на электромеханическую коробку передач ZF Typ 6 EV 75. Суммарно получалось 324 лошадиненые силы на 22,5 тонны боевой массы, то есть 14,4 л.с. на тонну. Вполне приличный показатель для среднего танка, правда, как уже было сказано, Strv m/42 считался машиной тяжелого класса. Тут уже главное не масса, а требования, а по ним, для 1941 года, действительно вполне себе тяжелый танк. Броня толщиной 55 мм и 75-мм пушка, по мощи сопоставимая с советской Л-11. Для понимания, у немецкого VK 30.01(H) брони было не больше, а пушка еще хуже.


Strv m/42 TH, первый вариант танка. Да, первый, их было три - с двумя типами моторов и тремя типами КПП.

Еще одним забавным моментом стало то, что очень быстро Strv m/42 стал, как бы это сказать, разнообразным танком. Дело в том, что уже война идет, нейтралитет весьма хрупкий, а Landsverk особой скоростью выпуска не отличалась. Поэтому 2 января 1942 года был заключён контракт на выпуск 60 Strv m/42 с Volvo. При этом у Volvo в 1942 году образовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Volvo A8B мощностью 420 лошадиных сил. А тут еще выяснилось, что коробок передач ZF Typ 6 EV 75 купили всего 100 штук. Поэтому появилась идея ставить гидромеханическую КПП Atlas Diesel DF 1,15 S на танки с моторами Volvo A8B и гидромеханическую КПП Atlas Diesel DF 1,0 на танки со спаркой Scania-Vabis L 603. Чтобы в войсках не возникло путаницы с тремя типами машин, пришлось придумывать новые индексы. LAGO II получил дополнительное обозначение Strv m/42 TM (T — два мотора, M — электромеханическая КПП). Танки с двумя моторами и КПП Atlas Diesel DF 1,0 получили обозначение LAGO III и индекс Strv m/42 TH (T — два мотора, H — гидромеханическая КПП). Наконец, танки с моторами Volvo получили обозначение LAGO IV и индекс Strv m/42 EH (E — один двигатель, H — гидромеханическая КПП). Да, шведы СМОГЛИ.


Схема моторно-трансмиссионной группы LAGO II (Strv m/42 TH)

"Изначальные" Strv m/42 TH получили серийные номера в промежутке 501-600. Самое смешное в том, что серийные номера были еще и башенными номерами. Так что "электрические" танки легко определить. А еще их можно было легко определить, если стоять рядом - по запаху. Электромеханическая коробка передач доставила танкистам немало головной боли. Особой прочностью ZF Typ 6 EV 75 не отличалась, запах горелой электропроводки был постоянным спутником танкистов. Инженерам оказалось непросто довести ситуацию с КПП до удовлетворительных результатов. Имелись у танка и другие «болячки», которые пришлось устранять уже в ходе первых лет эксплуатации.


Учения в Стокгольме, 1943 год, один из первых случаев использования Strv m/42.

Освоение выпуска Strv m/42 было неспешным. Strv m/42 стали выходить из ворот завода Landsverk только к маю 1943 года. Первыми их получателями оказались танковые полки P 3 (в Стренгнесе) и P 4 (в Шёвде). Летом 1943 года каждая из этих частей получила по 20 машин. Уже летом 1943 года они впервые участвовали в маневрах, причем одно из учений проходило прямиком в Стокгольме. То есть новые танки показывали вполне открыто. Резон в этом был - показать потенциальным "нарушителям нейтралитета", что в случае чего шведы будут огрызаться, и им есть чем. Так что определенный плюс от Strv m/42 был. Весь же заказ на 282 танка исполнялся почти до конца войны. Последний Strv m/42 покинул Landsverk в декабре 1944 года, Volvo со своей долей справилась в январе 1945-го. А еще, вскоре после войны, появилась новая версия танка - Strv m/42 TV. По результатам тяжёлой борьбы с капризной электромеханической КПП в этих танках её было решено заменить на 5-скоростную механическую коробку передач Volvo Typ VL 420. Всего в Strv m/42 TV было переделано 70 машин. Такая вот шведская незамутненность.

Статья по Strv m/42: https://warspot.ru/7666-uslovno-tyazhyolyy
Tags: шведские танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments