Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крейсер для битья

80 лет назад случилось избиение англо-французской группировки во Франции. И если французы были хоть как-то готовы к происходящему, то англичане собирали матчасть с миру по нитке. В том числе были у них Cruiser Tank Mk.IV, производство которых началось в январе 1940 года. С точки зрения боевой эффективности танк напомнилал БТ, причем скорее БТ-5. Мотор там стоял примерно тот же - Nuffield-Liberty. Вот только английская машина получилась существенно тяжелее. Если советский танк имел боевую массу 11,5 тонн, то английская машина потянула уже почти 15 тонн. И это при том же самом моторе, который и на БТ-5 был довольно капризным.
По состоянию на начало мая 1940 года Cruiser Tank Mk.IV были вторыми после Light Tank Mk.VI по численности английскими танками. Они состояли на вооружении девяти танковых полков 1-й и 2-й танковых дивизий. В середине мая 1940 года, когда во Франции началось активное развёртывание Британских экспедиционных сил (BEF), туда попало в общей сложности 65 танков семейства Cruiser Tank Mk.IV. Здесь использовались эти боевые машины всех модификаций. "Всех" - это означало, что в пределах контракта T6551 (LMS, 31 танк с WD-номерами T7030-T7060) и T6552 (Nuffield, 64 танка с WD-номерами T9096-T9159) имелось аж четыре версии, которые отличались по ряду деталей. Имелось два варианта Cruiser Tank Mk.IV, а также два варианта Cruiser Tank Mk.IVA, последние имели спаренные пулеметы BESA. Собственно говоря, во Францию отправилось
всё, что выпустили в январе-апреле 1940 года, а также чуток майских машин. Из этого числа большинство (57 танков) относилось к версии Cruiser Tank Mk.IV. Другое дело, что этого было маловато (очень мягко говоря), чтобы остановить немецкую армаду. Не говоря уже о качестве танка. Даже с точки зрения броневой защиты это было непонятное явление. Теоретически броня танка составляла 28 мм, вот только на самом деле речь шла о 14-мм экранах на башне, а также локальном экранировании лба корпуса. Защищало это от огня малокалиберных автоматических пушек, но против 3,7 cm Pak не защищало от слова совсем. Поэтому результат применения оказался немного предсказуем.

Первое понимание того, что чего-то идет не так, случилось уже в первый день применения "крейсеров". 10-й гусарский полк в бою 27 мая 1940 года потерял 7 танков данного типа. При этом отхватывали "крейсера" как раз от 3,7 cm Pak. Уже к 30 мая в составе 1-й бронетанковой дивизии осталось всего 65 крейсерских танков всех типов. Самые большие потери понесли танки семейства A13, при этом на 22 машины, потерянные в бою, пришлось 22 танка, которые поломались и были оставлены. Перегруженный мотор давал о себе знать, да и других проблем хватало. Дальше было отступление и эвакуация. Из 150 крейсерских танков всех типов смогли эвакуировать всего 14 машин, остальное так и осталось стоять брошенным, либо сгоревшим.

В целом же можно сказать, что результаты боевого применения данных танков Британским Экспедиционным Корпусом оказались вполне ожидаемыми. Англичане к началу Второй мировой войны сильно отстали от немцев и по качеству танков, и по количеству. Что еще хуже, гонка вооружений, которая началась еще до войны, была для англичан гонкой за лидером. Фактически то, что они вывели на поля сражений в мае 1940 года, должно было у них появиться еще летом 1939 года. В результате отставание от немецких средних танков продолжалось всю войну, причем каждый раз оно получалось минимум на полгода, а реально на год. Каждый раз, когда англичане делали рывок, выяснялось, что немцы уже их обошли довольно далеко. И так снова, и снова, и снова.

Статья по Cruiser Tank Mk.IV: https://warspot.ru/5378-eschyo-nemnogo-broni
Tags: cruiser tank iii/iv
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments