Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Полугусеничный пых

Сегодня отмечается международный день стимпанка, так что без паровых механизмов никак. Вплоть до 60-х годов прошлого столетия существовала такая категория средств передвижения, как локомобили. По сути паровоз, поставленный на колесный ход. Нет, были и весьма продвинутые конструкции, ибо до определенного момента бензиновые двигатели были не особо доминирующим видом, но в основном паровые колесные машины создавались как тяжелые и нарочито брутальные трудяги. Их плюсом была простота "питания", ибо бензин им был не нужен, питались они дровами, либо углем, и того, и другого хватало с избытком. Вымерли они исключительно потому, что стали экономически нецелесообразными, ДВС, как бензиновые, так и дизельные, своё всё таки взяли. Но определенное число локомобилей выжило, особенно их много в Англии.



В основной своей массе локомобили являлись машинами колесными (в основном 4-колесными). По сути помесь колесного трактора и паровоза, весьма чудаковатые на вид. Но была и прослойка как гусеничных, так и полугусеничных локомобилей. Одних из наиболее странных странных представителей этого племени делал американский изобретатель и промышленник Элвин Орландо Ломбард. Странность эта, впрочем, была вполне объяснимой. Дело в том, что Ломбард строил специализированные машины, предназначенные для тяжелых работ. Все его разработки так или иначе связаны с лесозаготовками, посему и получались такие странные локомобили. Странные даже на фоне и без того необычных аппаратов. 15 июня Ломбарду исполнится 164 года, так что самое время вспомнить его творения

Родился Элвин в Спрингфилде, штат Мэн. Леса занимают 84% этого штата, так что призвание лесоруба было у Элвина в крови. Но уже в юном возрасте Ломбард проявил недюжинные способности к изобретательству. Он стал разрабатывать различные изобретения, так или иначе связанные с основной деятельностью. Собственно говоря, первые запатентованные Ломбартом машины являлись средствами обработки бревен, приводимые ременной тягой. В то время такие станки были массовыми, приводились они как силой воды, так и постепенно появляющимися паровыми машинами. Элвин с братом основали кузницу, где, собственно говоря, и выпускались изобретения Ломбарда. Стабильный семейный бизнес, который постепенно накапливал состояние изобретателя.


Иллюстрация из патента US85436A от 21 мая 1907 года

В лесозаготовке существовала одна серьёзная проблема - как вывозить тяжелые стволы деревьев. Местность довольно непростая, посему даже обычные локомобили там не очень подходили. И вот, на рубеже XX века, Элвин решил создать что-то среднее - полугусеничный локомобиль. Первую заявку на такую конструкцию Ломбарт подал в ноябре 1900 года, а патент под номером US674737 был оформлен 21 мая 1901 года. Идея была в полугусеничном аппарате, который выполнял роль лесовоза. В 1904 году был построен первый такой аппарат, более известный как Lombard Steam Log Hauler.


Типовой паровой полугусеничник Ломбарта. Да, вместо передних колес лыжи.

Конструкция Ламберта была нетривиальной. По сути брался паровоз, который устанавливался на оригинальное гусеничное шасси, а впереди крепились лыжи, которые были еще и управляемыми. Конечно, уже были гусеничные тракторы Бенджамина Холта, но Элвин Ломбарт пошел своим путем, и его гусеничный привод явно отличался от Holt. При этом довольно быстро Lombard Steam Log Hauler быстро модифицировали под местные нужны. Поскольку из кабины было плохо видно, что происходило впереди, впереди быстро организовали второй посту управления. Там появилось рулевое колесо, которым пользовались 1-2 человека. Таким образом, на узких дорожках Lombard Steam Log Hauler обладал вполне приличной, для такой махины, управляемостью.


Как раз почти такой же локомобиль, как в патенте

Большой серии у локомобилей Ломбарта не было. Всего за период с 1904 по 1914 годы построили 81 такой аппарат. Собственно, у Ломбарта были и другие разработки, которые сделали его миллионером, а лесовозы являлись нишевым продуктом. Они в основном использовались его родном штате Мэн, в Винсконсине, упоминается, что они были и в России. При необходимости лыжи заменялись на колеса, но это было скорее в те времена года, когда дороги имели твердое покрытие.


Чтобы защитить от непогоды второй пост управления, на поздних Lombard Steam Log Hauler появилась кабина.

В дальнейшем Ломбарт переключился на лесовозы с бензиновым, а позже и с дизельным мотором.


Заметка из Popular Science за 1923 год.

Жили Lombard Steam Log Hauler долго, поскольку питались дровами, а локомобили в принципе являлись долгоиграющими конструкциями. В итоге некоторое количество этих машин дожило до наших дней.


Классический Lombard Steam Log Hauler 1907 года выпуска, тот самый, что из патента. С тем самым передним постом управления. Хорошо видно, зачем он нужен.


Классический Lombard Steam Log Hauler с лыжами.
Tags: стимпанкЪ, тягачи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments