Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Тяжелое средство огневой поддержки

Так исторически сложилось, что именно немцы первыми смогли реализовать большую программу механизации артиллерии. Нет, об этом думали в ряде стран, другой вопрос, что думать, и реализовать, как говорят в Одессе, две большие разницы. В Советском Союзе еще с 1930 года об этом думали, а толку-то. Только два опытных образца СУ-14, да и то, это всё же орудие особой мощности, а не корпусные пушки. Вот с их механизацией как-то не задалось. По крайней мере, пути у советской и немецкой школы в этом отношении разошлись.
В СССР идеей-фикс стало создание тяжелой штурмовой артиллерии, предназначенной, прежде всего, для стрельбы прямой наводкой. Немцы же пошли по совсем иному пути. Они стали реализовывать концепцию "самоходного лафета", который оснащался тяжелой гаубицей, ведущей огонь по навесной траектории. Причем действовать такой самоходный лафет должен был в составе танковых дивизий, чем и объяснялась механизация. Так-то у них была вполне приличная 149-мм гаубица 15 cm sFH 18, типовое средство усиления дивизий. Эта артиллерийская система оказалась весьма удачной, но при этом её боевая масса, превышавшая 5 тонн, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя. Таскали ее полугусеничными тягачами, а зачастую и лошадками. Как показала практика, для быстрого развертывания такой тяги было недостаточно. Поэтому весной 1942 года OKH озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета». В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig, точнее его дочернее предприятие - Alkett. Оно уже зарекомендовало себя как успешный разработчик самоходок. Удачным оказалось и новое детище - Geschützwagen für sFH 18/1, первый образец которого изготовили в конце 1942 года. Известна эта машина как Hummel, впрочем, названия использовались разные.

Поскольку основным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, вполне ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. Но на практике все оказалось иначе. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen III/IV, состояло из ряда компонентов, взятый от Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси получилось результатом компромисса, это касалось и обслуживания машины. Чтобы добраться до мотора, требовалось разобрать половину самохода. Обратной стороной медали стала вполне приемлемая боевая масса - 22 тонны. Машина получилась довольно большой, но при этом боекомплект составил всего 18 выстрелов. По этой причине на той же базе сделали подвозчик боеприпасов. При этом путём нехитрых операций подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition можно было оперативно переделать в САУ Geschützwagen für sFH 18/1.


Готовые машины на площадке завода Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург.

Alkett, конечно, самоходку разработал и построил, но производить ее там не стали. Дело в том, что завод в Шпандау был по уши загружен другими машинами, прежде всего StuG 40, коих требовалось очень много. По этой причине для производства Geschützwagen für sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, примерно такое же, как и до Дюссельдорфа. Это можно считать довольно символичным, поскольку в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall. Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschützwagen III. Уже в марте объём их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 машин. С мая начался выпуск Geschützwagen III für Munition, что снизило объёмы производства самих самоходных установок. Всего за 1943 год было построено 368 САУ и 96 подвозчиков боеприпасов.


Типовой Hummel ранних серий.

Благодаря тому, что темп выпуска оказался довольно бодрым, с мая 1943 года стали формировать батареи тяжёлых самоходных гаубиц, которые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. Согласно штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи такого дивизиона входило шесть Geschützwagen III/IV. Кроме того, штатно в состав батареи входило два подвозчика боеприпасов. Это позволило весьма оперативно оснастить новыми самоходами 10 частей, которые участвовали в Курской Дуге.


Большая снаружи, не особо большая внутри.

В целом машина получилась довольно удачной. Благодаря появлению самоходной артиллерии немецкие танковые части получили бОльшую маневренность огня. Впрочем, к мобильности машины набралось немало претензий. Отчасти проблема заключалась в слабо обученных механиках-водителях, но и к самой установке за первые месяцы службы набралось нареканий. В основном претензии предъявлялись к ходовой части. Указывали на частые поломки главной передачи и креплений ленивцев. Несмотря на то что боевая масса машины составила 22 тонны, отмечалась повышенная нагрузка на подвеску. Кроме того, наблюдались всевозможные «детские болезни», усугублявшиеся недостатком запчастей. Тем не менее, в историю Hummel вошли как удачный пример механизации тяжелой артиллерии.

Статья по Hummel: https://warspot.ru/7996-dlinnyy-shmel
Tags: pzkpfw iv, самоходные лафеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments