Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Австралийская двухстволка

80 лет назад, 12 июня 1940 года, состоялось совещание, в котором участвовал премьер-министр Австралии Роберт Мензис и высшее руководство австралийской армии. На нем прозвучала мысль о создании лёгкого крейсерского танка австралийской разработки. Причины были прозаичны: бронетанковые силы Австралии были крайне немногочисленны, это мягко говоря. Вплоть до получения в сентябре 1941 года первых Light Tank M3 (Stuart I) на вооружении австралийских частей находилось всего 14 танков, из них 4 - Medium Mark II* Special, закупленные в 1929 году. Япония, между тем, всё явственно давала понять, что хочет стать центровой страной в регионе, так что войны было не миновать.
Изначально австралийские военные хотели 12-тонный танк с броней толщиной 28 мм. Впрочем, эти данные продержались крайне недолго. Как показала кампания во Франции, 28-мм брони оказалось явно недостаточно для противостояния противотанковой артиллерии калибра 37 мм. В связи с этим толщина брони выросла, а вместе с ней и масса (до 15 т). Вооружение осталось тем же – 2-фунтовая (40-мм) пушка, 1 пулемёт калибра 7,7 мм и 2-дюймовый миномёт. С августа 1940 года появилась фигура, ставшая центровой в разработке австралийского "крейсера". Им стал полковник Уотсон из британского Военного министерства. Уотсон находился в США до конца 1940 года, изучая американское танкостроение вместе с австралийским инженером Аланом Чемберленом, и не прогадал. Выяснилось, что у американцев с этим дела обстоят лучше, чем у англичан.
По итогам изчения американских боевых машин спецификация на "крейсер" сильно изменилась. Боевая масса составляла уже 20 тонн, вооружение состояло из 2-фунтовой пушки, 2-дюймового миномёта и двух пулемётов Vickers. Как ориентир теперь рассматривался Medium Tank M3. Одной из важных тем, поднятых на совещании, стала силовая установка. Для боевой машины требовался 400-сильный двигатель, способный разогнать её до 40 км/ч. Впрочем, наиболее подходящим вариантом оказалась спарка 5,7-литровых моторов Cadillac, которые ставились на люксовые автомобили 75-й серии. К 1941 году такой двигатель развивал мощность 150 л.с. Важным моментом было то, что этот мотор оказался наименее дефицитным. Естественно, одного двигателя было мало, так что единственным выходом оставалось использование на одном танке нескольких моторов.
В итоге AC I (Australian Cruiser Mk.I), так назывался этот танк, получился весьма неординарной машиной. В ней сплелись английские, американские и даже французские (подвеска) корни. Машина отличалась довольно низким силуэтом, вполне крепкой броней. А еще у нее была очень характерная бронировка курсового пулемета, которая до сих пор вызывает много шуток.

Как и предполагалось, серийные AC I получили 2-фунтовые пушки. Так вот, боевые действия в Северной Африке показали, что данного орудия не хватало по огневой мощи уже в 1941 году. Кроме того, из Англии пришла информация о том, что там вовсю идет подготовка к выпуску 6-фунтовой (57-мм) пушки, имевшей куда более высокие характеристики бронепробития. Имея информацию по данной системе, в конструкцию башни AC I внесли изменения, теоретически позволявшие позже поставить новую пушку. Также под руководством Уотсона разработали вариант AC I, вооружённый 6-фунтовой пушкой. Данная машина, имевшая индекс AC IA, так и не вышла за стадию эскизного проекта, но башня пошла в серию. При этом изыскания по новому орудию продолжились.


Мега-дробовоик от австралийцев.

Альтернатива 6-фунтовке нашлась быстро - 25-фунтовая (88-мм) полевая пушка. По характеристикам пробития брони она находилась между 2-фунтовой и 6-фунтовой пушками, причём в Северной Африке эти полевые пушки нередко применяли как противотанковые орудия. С трудом, но в башню AC I A орудие поместилось. Первые наработки по танковой версии 25-фунтовой пушки появились в декабре 1941 года, а в феврале для танка AC IB, вооружённого таким орудием, выделили две пушки. В отличие от 6-фунтовых пушек, которые были нужны самим англичанам как воздух, проблем с поставками 25-фунтовых орудий не наблюдалось. При этом одним орудием дело не ограничилось. Танк, получивший обозначение AC III Tunderbolt, получил иную конструкцию лобовой детали корпуса. Благодаря этому в результате защищённость AC III оказалась выше, чем у любого выпускавшегося тогда английского или американского среднего танка.


AC I со спаркой 25-фунтовок на испытаниях

Впрочем, имелся еще один, альтернативный вариант вооружения. Дело в том, что довольно быстро появилась идея поставить 17-фунтовую пушку, ну а поскольку их поставки задержались, получился вот такой кадавр. Для имитации стрельбы более мощным орудием поставили спарку 25-фунтовых пушек. В результате получился весьма странный гибрид, ведший огонь залпом. Первые испытания, пока ещё со спаркой 25-фунтовых пушек, начались в октябре 1942 года. Впрочем, просуществовал данный шедевр технической мысли недолго. В конце октября была изготовлена установка 17-фунтового орудия, а спарка отправилась на свалку истории. Правда, и 17-фунтовке тоже не повезло, поскольку программу "австралийского крейсера" свернули. По экономическим причинам.

Статья по AC I: https://warspot.ru/14277-avstraliyskiy-chasovoy
Tags: австралийские танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments