Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Полугусеничный противотанковый эрзац

Самоходные артиллерийские установки с чисто гусеничным, танковым шасси стали доминирующими далеко не сразу. Особенно это касается машин легкого типа. СССР, Германия, США, в этих странах создавались, а зачастую и запускались в серию самоходные артиллерийские установки на колесных, а чаще на полугусеничных шасси. Особенно в этом деле преуспели немцы и американцы. И если для американцев полугусеничные машины были скорее временной мерой до того, как появятся массовая и удачная гусеничная альтернатива, немцы полугусами-истребителями увлекались до самого конца войны. Какая никакая, а всё равно дополнительная база, причем массовая. Тех же Sd.Kfz.251/22 успели нашлепать 102 штуки с декабря 1944 по февраль 1945 года. На фоне американских хальфтраков-истребителей цифра смешная, но тем не менее.
Делали их немцы в момент, когда любой эрзац был на вес золота. В СССР была серия колесных САУ СУ-1-12, а в 1941 году Грабин предлагал истребитель танков ЗИС-31 на базе ГАЗ-ААА, которому поставили бронированную кабину. Эта работа не пошла дальше опытных разработок, но сама по себе идея не умерла. Альтернативой стала полугусеничная база, которой в довоенный период занимались в НАТИ. ГАЗ-60 как шасси для САУ отпадал сразу, поскольку он и себя-то еле тащил. Да и как платформа для орудия ЗИС-2 «полуторка» оказалась маловата. Совсем иная ситуация сложилась с ЗИС-22. В июне 1941 года на испытания вышла улучшенная версия этой машины, получившей обозначение ЗИС-22М. Она получила более мощный двигатель ЗИС-16 и усиленный радиатор от ЗИС-101. Была модернизирована и ходовая часть. На испытаниях машина показала себя явно лучше, чем ЗИС-22, ее рекомендовали к серийному производству. Именно эту машину КБ завода №92 и решило использовать в качестве базы для новой САУ. Назвали ее ЗИС-41. Следует отметить, что к Заводу им. Сталина данный индекс отношения не имел, в данном случае речь шла о заводе №92, у них тоже изделия ЗИС назывались.

Тактико-технические требования на «57 мм противотанковую самоходную установку на базе вездехода ЗИС-22м» появились еще в августе 1941 года. Но тогда было, мягко говоря, не до того. Тем не менее, общая концепция будущего ЗИС-41 просматривалась отлично. Шасси полугусеничного истребителя танков должно было получить бронирование кабины и моторного отделения, а также бензобака и боеукладки. Боевая масса машина не должна была превышать 6,5 тонн, а запас хода должен был составлять не менее 250 километров. Помимо пушки ЗИС-2, в качестве вооружения машина получала пулемет ДТ, установленный в кабине. Предполагалось, что ЗИС-41 сменит в производстве ЗИС-30, которая строилась на шасси тягача "Комсосолец". Тот как раз в августе 1941 года сняли с производства, а вот ЗИС-22м ждали в серии. Но... Машина существовала всего в трех экземплярах, а наладить ее серийное производство в Москве не удалось. А дальше ЗИС уехал в эвакуацию. Поэтому выпуск ЗИС-22м, он же ЗИС-42, удалось наладить только в 1942 году. Про истребитель танков и речи не было.


ЗИС-41 на испытаниях

Несмотря на все проблемы, КБ завода №92 не опустило руки. Уже к 1 февраля 1942 года опытный образец ЗИС-41 был готов, на него пустили один из трех опытных ЗИС-22м. Как это часто бывало у Грабина, еще до испытаний появились грандиозные планы по выпуску машины. В плане заказов весной 1942 года появился план по выпуску 24 штук ЗИС-41, каждая обходилась по 100 тысяч рублей. Губа не дура у товарища Грабина - дороже легкого танка, и нормально так дороже. При этом выпуск ЗИС-2 прекратился в конце 1941 года, а ЗИС-42 еще требовалось освоить в производстве. Не говоря о том, что машина требовала испытаний,а прибыла она туда в середине марта.


Машина внешне фотогеничная, но только начинаешь смотреть, как на ней воевать, и...

Собственно, и без испытаний возникали некоторые вопросы. Во-первых, высота ЗИС-41 составляла 2440 мм, то есть выше Т-34. При противопульной броневой защите так себе показатель, впрочем, вполне характерный для полугусенчиных САУ (хотя Sd.Kfz.251/22 Ausf.D всё же пониже получился). Да и заказчик хотел круговой обстрел, потому и так высоко. В заданные требования по боевой массе на заводе №92 не вписались: вместо 6,5 тонн боевая масса ЗИС-41 оказалась 7,5 тонн. Справедливости ради, вписаться в эти требования было попросту невозможно. Переделка ГАЗ-ААА в ЗИС-31 подняла снаряженную массу машины с 2,5 до 5 тонн. С учетом того, что ЗИС-22М имел снаряженную массу 5150 кг, меньше 7,5 тонн ЗИС-41 весить не могла. Это имело самые прямые последствия. Наиболее характерной стал перегрев мотора, которому сопоствовала еще и неудачная схема бронировки радиаторной решетки. Особенно это ощущалось на бездорожье, где вода в системе охлаждения закипала через каждые 2–3 километра. На асфальте ситуация оказалась лучше, но не намного – здесь вода закипала через каждые 10–15 километров. Для сравнения, ЗИС-42 в тех же условиях и с такой же нагрузкой не перегревался. Не понравилось испытателям и отсутствие нормальных бортов. По итогам машину признали условно годной для использования в качестве тягача, но при этом с массой оговорок.


Даже в холодную погоду перегрев вполне себе ощущался.

Надо сказать, что артиллеристы дали довольно нейтральный вердикт по машине. На самом деле ЗИС-41 была адом для механика-водителя. Он там сидел как эмбрион, и это полбеды. Машина еще же и грелась. В общем, ничего хорошего.


ЦАМо РФ, фонд 38, опись 11355, дело №797

Ко всему прочему еще у ЗИС-41 был немаленький расход топлива. По шоссе машина разгонялась до 37 км/ч, расходуя при этом 50 литров топлива на 100 километров. По проселку скорость движения снижалась до 12–30 км/ч, при этом приходилось переходить на 2–3 передачу. На бездорожье и снегу скорость падала до 5–8 км/ч, а расход горючего возрастал до 200 литров на 100 километров. В общем-то, полугусы и так жрали немало, а тут прямо танковый расход. В итоге идею ЗИС-41 не прикопали совсем, но с лета 1942 года активность снизилась почти до нуля, периодически то возникая, то снова затухая. С учетом того, что летом 1942 года на испытания вышли СУ-31 и СУ-32, неудивительно. Там уже и приличное шасси, и низкое, и агрегаты отработанные. А полугусы... ну как, американцы (на самом деле англичане) подкинули 650 GMC T48, которые вполне повоевали. Но там шасси изначально на порядок адекватнее.

Статья по ЗИС-41: https://warspot.ru/8332-polugusenichnye-eksperimenty
Tags: архивное, полугусеничные тягачи, советские истребители танков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments