Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Очень сильно ограниченная серия

Существенное отставание английского танкопрома от немцев продолжалось всю войну. Ситуация начала как-то выправляться только ближе к концу войны, причем англичане всё равно отставали на полгода (другой вопрос, что сами немцы загнали себя непонятно куда и отставание замедлилось в виду топтания на месте догоняемой стороны). Прежде всего это касалось крейсерских танков, которые являлись основной парка английской армии. Ну по крайней мере теоретически, поскольку в основном приходилось решать недостаток качества и количества за счет американской стороны. Причем ежели война продолжалась бы еще полгода, то скорее вероятен результат, когда дырки затыкали бы уже Pershing I (так бы назывался Heavy Tank T26E3 у англичан). Ибо своя промышленность выпускала "промежуточный" Comet, а он всё равно до Pz.Kpfw.Panther не дотягивал. А вот с принципиально новой машиной шло некоторое тормозилово.
Нет, принципиально новая машина у англичан разрабатывалась. Впервые от "тяжелом крейсере" A41 заговорили еще в октябре 1943 года. Боевая масса машины ограничивалась 40 тоннами, при этом обеспечивалась защита от огня 88-мм пушки тяжёлого немецкого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Поначалу это означало толщину брони порядка 4-5 дюймов (102-127 мм) в лобовой части корпуса, а также 127 мм в лобовой части башни. Борта корпуса имели толщину 51 мм, а борта башни — 76 мм. Но уже позже осётра пришлось урезать. По броне, но не по массе. Вскоре боевая масса оценивалась в пределах 40-45 т, при этом толщину лобовой брони сократили до 102 мм. Правда, при этом вводилась новинка — рациональные углы наклона брони. При этом спецификация на A41 с конца 1943 по начало 1944 года подвергалась неоднократному пересмотру. Это касалось и вооружения, и броневой защиты, и общей конфигурации корпуса с башней. Результат был очевиден: ходовые испытания тестового шасси, которые проводились на полигоне DTD в Чобэме, начались в сентябре 1944 года. К тому моменту танк получил кодовое имя — Centurion. При этом боевая масса составила 42 тонны, а сборка первых "боевых" танков и вовсе случилась в 1945 году. Первую машину сдали в апреле, еще пять в мае. И это было даже не апогеем "страданий" будущего бестселлера английского танкостроения.

Одной из особенностей Centurion I являлась его орудийная установка. Орудие и башенный пулемет ставились раздельно. Точнее, пулемет или 20-мм автоматическая пушка Polsten. В окончательной редакции первые 10 опытных машин были без кормового пулемёта, но с эвакуационным выходом. Они получили 17-фунтовую пушку, спаренную с Polsten. Машины с серийными номерами 10-15 получали 17-фунтовую пушку, спаренную с пулемётом BESA, также не имелось кормового пулемёта. Кормовые пулемёты получали только машины с номерами 16-18, при этом сохранялся эвакуационный люк. Наконец, на танках с номерами 19-20 ставился курсовой пулемёт BESA. Вероятнее всего, он выглядел как пулемётная башенка на «универсальном» танке A45. Так вот, летом 1945 года прошли войсковые испытания шести опытных машин в Германии. По соображениям секретности их назвали операцией «Часовой». И вот там идею с Polsten раскритиковали в пух и прах. Посему остался только один вариант - с BESA.


Первый серийный Centurion Mk.I, изготовленный Королевским арсеналом в Вулвиче

Дополнительно масла в огонь подлили результаты испытаний обстрелом 13-го прототипа (WD-номер T. 352424). Обстреливали его в том числе из 75-мм пушки KwK 42 L/70, установленной в немецком среднем танке Pz.Kpfw.Panther. И вот тут ждал крайне неприятный сюрприз. Выясниснилось, что башня имела недостаточную защиту. Это касалось и подвижной бронировки орудийной маски, и установки курсового пулемёта. При этом лоб корпуса оказался более стойким к пантерьим снарядам. Произошедшее означало, что башня Centurion Mk.1 является, скажем так, былинным отказом. Требовалось башню переделывать, причем срочно. На самом деле это была даже не переделка, а изготовление ее почти с нуля. Другой вопрос, что это всё равно время, да и война закончилась, так что серийный выпуск отменять не стали.


Корма машины с полным "фаршем"

Первоначально серийные танки получали пул регистрационных номеров T.351700-T.352199, то есть на 500 танков. Но после происходившего в Германии и обстрела башни желание строить такое количество "кривых" танков поубавилось. Поэтому реально объем выпуска Centurion Mk.1 оказался куда меньше. Первый танк с регистрационным номером T.351700 был сдан Королевским арсеналом в Вулвиче в феврале 1946 года. В дальнейшем выпуск машин поделили между собой Вулвик и Королевский арсенал в Ноттингеме. А еще был третий арсенал - в Барнбоу, там их выпустили 3 штуки. От первых 20 танков установочной партии серийные танки отличаются установкой двух блоков дымовых мортирок (по 6 штук в каждом) на бортах башни и некоторыми изменениями в оснащении.


Вторая серийная машина без "обвеса"

В целом идея выпуска "установочной" серии из 100 танков была верной. Пока обкатали производство, пока то, пока сё... Но вообще не надо строить насчет Centurion Mk.1 иллюзий. Машина немного, но всё же уступала "Пантере", причем и по броневой защите. Да и по подвижности у Centurion была беда, причем эту проблему решили уже не в Англии. Английский "тяжёлый крейсер" был неспешным.

Статья по Centurion Mk.1: https://warspot.ru/15811-pantera-po-angliyski
Tags: centurion
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments