Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый крупносерийный

До начала Второй мировой войны у американцев сложилась ситуация, когда они, в принципе, оказались готовы к переходу на крупносерийный выпуск танков. И если со средними машинами дела обстояли, на первый взгляд, проблематично, то с легкими танками такое сказать сложно. Путем проб и ошибок к 1935 году образовалось оптимальное шасси, относительно дешевое, а самое главное подвижное, более-менее удобное и массовое. Имелось семейство пехотных Light Tank M2A1-M2A3, а также кавалерийских Combat Car M1. Немного разные с точки зрения подхода к вооружению и башням, эти танки базировались фактически на одной системе, которую разрабатывал Гарри Нокс. Из зарубежных танков "подвижного" типа именно американские машины были лучшими. По вооружению они вполне соответствовали общему "тренду", то есть на них ставились крупнокалиберный и обычный пулеметы. А вот по подвижности они превосходили всех. 72 км/ч на гусеницах - таким тогда никто не мог похвастаться.
Наличие такой базы позволило довольно быстро создать новый танк, который появился в 1939 году. На самом деле работы по нему начались куда раньше - в апреле 1938 года. Одним из идеологов машины стал Гладеон Барнс, ключевая фигура в американской артиллерии и танкостроении. Как раз в 1938 году онвозглавил конструкторское бюро при Департаменте Вооружений. По мнению Барнса, лёгкий танк нового поколения должен был быть вооружён 37-мм пушкой и иметь лобовую броню толщиной 38 мм. Впрочем, поначалу новая машина, получившая обозначение Light Tank M2A4, имела броню толщиной 25 мм по периметру. Это позволило ее защитить от огня крупнокалиберных пулеметов. Для изготовления нового танка взяли последний изготовленный Light Tank M2A3 с серийным номером 321. Переделку осуществляли в арсенале Рок Айленд, где выпускались предвоенные американские танки. В конструкцию ходовой части никаких изменений не вносили. Корпус танка изменили минимально, переделав лишь моторное отделение, а сбоку от механика-водителя появился курсовой пулемёт. Зато боевое отделение сделали с нуля. Новая, двухместная башня, со смотровой башенкой и 37-мм пушкой M3, разработанной тем же самым Барнсом. Появившийся весной 1939 года танк позволил американцам быстро догнать и отчасти перегнать мировое танкостроение.

Безусловно, у нового американского танка имелись некоторые недостатки. Та же смотровая башенка появилась не сразу, да и была она у наводчика, а не командира. Смотровые приборы еще были несовершенны, для установки радиостанции требовалось снять один из курсовых пулеметов, а расчет башни стоял в ней, причем при повороте приходилось перепрыгивать через высокий моторный вал. Тем не менее, машина была настоящей революцией. Такого подвижного танка со столь мощным вооружением (а его орудие было самым мощным в классе) не было ни одной армии мира. По результатам испытаний на Абердинском полигоне танк существенно переделали, машина вернулась на полигон в октябре 1939 года. По итогам испытаний Light Tank M2A4 утвердили для запуска в серию.


Опытный Light Tank M2A4 после переделок, Абердинский полигон, октябрь 1939 года.

Серийное производство Light Tank M2A4 началось с мая 1940 года, причем в его случае сменилась концепция производства. Если ранее танки производились армейским арсеналом Рок Айленд в Давенпорте, штат Иллинойс, то M2A4 передали American Locomotive Company (ALCo), второй по размерам в США локомотивостроительной компании на тот момент. Также в выпуске танка задействовали еще одних паровозостроителей - Baldwin Locomotive Works. В общем-то американцы сделали то, что обычно проводили в других странах. Паровозостроение - это мощное крановое оборудование, да и с толстой броней там вполне работали. Да и с освоением танков дело пошло довольно быстро. За 1940 год построили 325 танков данного типа, это больше, чем за все 30-е годы. Объемы вроде небольшие, но фактически это за 7 месяцев, и 2 завода, причем основную скрипку играл ALCo. Для сравнения, немцы за 1939 год сдали 247 Pz.Kpfw.II. Конечно, основной выпуск пришелся на первые месяцы 1939 года, но и выпускало их 5 заводов. А всего было сдано 375 Light Tank M2A4. Дальше два упомянутых завода перешли на подготовку к выпуску средних танков, а в марте 1941 года на сцену вышел наследник M2A4 - настоящий бестселлер, Light Tank M3.


В основном роль M2A4 свелась к учебным функциям.

В принципе, ТТХ Light Tank M2A4 позволяли ему вполне пристойно воевать и в 1941, и в 1942 годах. Другое дело, что очень быстро в войсках появились Light Tank M3, более совершенные, защищенные и массовые. Тем не менее, оставшийся в тени собрата лёгкий танк M2A4 оказался для американского танкостроения этапной машиной. Благодаря мощной пушке Light Tank M2A4 был способен бороться практически с любым танком того периода. Мог он похвастаться и очень высокой подвижностью - максимальная скорость составляла около 60 км/ч. Да и не простаивала эта машина. Именно эти танки стали первыми, которые поставили англичанам по программе ленд-лиза. Всего им ушло 36 танков с английскими регистрационными номерами T.27941-T.27976. Несмотря на то, что в августе 1941 года некоторое число этих машин оказалось в Египте, английская армия их так и не применила. А вот у американцев он всё же повоевал: в 1942 году эти танки применялись на Гуадалканале.


Light Tank M2A4 стал единственным американским танком предвоенной разработки, который повоевал

В целом данную машину следует назвать данную машину большим успехом американского танкостроения. Впрочем, не менее важно то, что там не стали останавливаться и быстро построили танк, который оказался еще лучше. Да еще и постоянно его доводили. Именно поэтому M2A4 стал промежуточным танком.

Статья по Light Tank M2A4: https://warspot.ru/4529-dognavshiy-odnoklassnikov
Tags: m2 light tank
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • High Tech, Low Life

    Наш недоразвитый киберпанк продолжает неторопливое движение по нашей несчастной планете. Так сказать, новые технологии на вооружении уходящего…

  • "Против всего плохого"

    Ныне у некоторых слоёв населения модным явлением стало бегать со всякими лозунгами, которые им подбрасывают. Вплоть до того, что уже классика можно…

  • "Ляг, поспи, и всё пройдет"

    В период с 1921 по 1940 год в Советском Союзе была такая организация, как Центральный институт труда (ЦИТ). Занимался он не чем-нибудь, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments