Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Резервная площадка

Одной из особенностей немецкого бронетанкового производства было то, что более-менее приличный тем достигался за счет вовлечения в выпуск нескольких заводов. Впервые это обкатали еще на Pz.Kpfw.I, производство которого "размазали" по нескольким заводам. То же самое повторили и в случае с Pz.Kpfw.II, а далее с Pz.Kpfw.III. Поначалу выпуском занимались заводы, до того производившие иную продукцию, но уже при выпуске Pz.Kpfw.II началась производственная карьера Alkett, который был чисто военным заводом, построенным Rheinmetall-Borsig. Надо сказать, что таковых было немного, но именно эти площадки стали местом, где выпуск танков и САУ достиг апогея.
Одним из таких заводов оказался MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover) из Ганновера, основанный весной 1939 года Eisenwerks Wülfel. Это был чисто танкосборочный завод, производство на котором началось в 1940 году. Поначалу выпуск был не особо большим, но уже в случае с Pz.Kpfw.III Ausf.J-N на долю завода в Ганновере пришлось 725 танков, для немецких предприятий это очень даже приличная цифра. Впрочем, по-настоящему завод развернулся с 1943 года, когда начался выпуск Pz.Kpfw.Panther. Уже в первый год MNH собрал 460 танков данного типа, это третий показатель по массовости. Еще 1230 танков данного типа собрали в 1944 году, больше оказалось только у MAN. Могло быть и больше, но в определенный момент в рейхсминистерстве вооружений и боеприпасов оказались вынуждены организовать там выпуск тяжелых истребителей танков Jagdpanther. Мера вынужденная,да и особо много MNH выпустить не смог, но тем не менее.

Причины, по которым MNH пришлось подключать к выпуску Jagdpanther, были прозаичны. MIAG, основной производитель машины, попросту не справлялся с заданием. Дело было совсем не в том, что работали там спустя рукава, причина крылась в эффективных действиях союзной авиации. Даже существенное усиление ПВО Брауншвейга не уберегло город и завод от бомбардировок. Всего за 1944 год Брауншвейг становился целью союзных бомбардировщиков около 40 раз, из них непосредственно MIAG бомбили более 10 раз. Поэтому за весь 1944 год MIAG смог сдать всего 176 машин при плане 80 машин в месяц (а так и вовсе рисовали радужные планы по 150 САУ в месяц). Очередная бомбежка, случившаяся в октябре 1944 года, и заставила подключить к выпуску MNH. Тогда же было решено подключить к выпуску берлинскую Maschinenfabrik Bahn Bedarf (MBA).


Полусобранные Jagdpanther на MNH после бомбежки марта 1945 года

Сразу следует учитывать тот момент, что ради самоходок терять одного из основных производителей Pz.Kpfw.Panther не хотели. Согласно планам, MNH сдавал 20 Jagdpanther в ноябре 1944 года, 30 – в декабре, ещё 30 – в январе 1945 года, после чего выпуск прекращался. Для обеспечения выпуска на MNH из MIAG отправили партию из 80 корпусов, причём 20 из них всё ещё имели вырезы под два смотровых прибора механика-водителя. Но одно дело планы, а совсем другое - реальность. MBA, которая должна была стать второй резервной площадкой, к производству подключалась очень медленно. За всё время там построили всего 33 Jagdpanther, причем случилось это в январе-марте 1945 года. MNH же до конца 1944 года удалось сдать 50 машин данного типа. Низкие темпы выпуска на MBA привели к тому, что от идеи прекращения выпуска Jagdpanther на MNH пришлось отказаться. Так что выпуск продолжился и после того, как в январе 1945 года завод сдал 35 самоходок.


"Пантеры" и "Ягдпантеры" собрали тут одновременно

Продукцию MNH можно было довольно легко отличить по характерному "полосатому" камуфляжу, который наносили прямо на заводе. При этом поначалу Jagdpanther Ausf.G1, которые здесь выпускали, имели боевое отделение, которое изнутри только грунтовалось. В феврале 1945 года произошли некоторые изменения, связанные с окраской. Во-первых, боевое отделение снова стали красить цветом «слоновья кость» (RAL 1001), а вместо Dunkelgelb с 1 марта 1945 года базовым цветом стал Dunkelgrün (RAL 6003). К слову, некоторые историки интерпретировали замену базового цвета как использование остатков тёмно-серой краски, поскольку на чёрно-белых фотографиях, не зная о замене цвета, их можно спутать. Наконец, с марта 1945 года начался выпуск Jagdpanther Ausf.G2 на шасси Pz.Kpfw.Panther Ausf.G. Правда, было их совсем чуть-чуть.


Запасов деталей хватило на то, чтобы после войны собрать еще 12 машин для англичан

Несмотря на то, что последние 7 самоходок в Ганновере сдали в апреле 1945 года, еще в марте было всё кончено. 14 и 28 марта завод подвергался налету американских бомбардировщиков, которые сбросили на него 428 тонн бомб. Полуразрушенные цеха еще как-то поработали, и всё. В итоге на MNH сдали 112 Jagdpanther. Также в эту цифру не входят 12 машин, построенных уже после войны. Собрали их для англичан, которые позже проводили испытания этих самоходок. Ну а после войны завод демонтировали.

Статья по Jagdpanther: https://warspot.ru/14373-bolshaya-protivotankovaya-koshka
Tags: jagdpanther
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • High Tech, Low Life

    Наш недоразвитый киберпанк продолжает неторопливое движение по нашей несчастной планете. Так сказать, новые технологии на вооружении уходящего…

  • "Против всего плохого"

    Ныне у некоторых слоёв населения модным явлением стало бегать со всякими лозунгами, которые им подбрасывают. Вплоть до того, что уже классика можно…

  • "Ляг, поспи, и всё пройдет"

    В период с 1921 по 1940 год в Советском Союзе была такая организация, как Центральный институт труда (ЦИТ). Занимался он не чем-нибудь, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment