Существенный надобор был и по тяжелым танкам КВ. В общей сложности их требовалось 2100 штук, а на 1 января 1941 года имелось всего 243 танков данного типа, а к 1 июля 1941 года было сдано 636 КВ-1 и КВ-2. То есть треть от запланированного числа, и даже те, в значительной части, требовали освоения. Некоторые из них (например, КВ-2 из 22-го механизированного корпуса) к началу войны были без снарядов. О крепкой броне КВ слагается много рассказов, но бои июня-июля 1941 года показали, что далеко не всегда она помогала. К тому же у немцев имели средства поражения советских тяжелых танков. Некоторое время назад я писал по этому поводу материал, но еще есть смысл немного пройтись по данной теме.
Как известно, при создании предшественников КВ толщина брони оценивалась в 60 мм. Такая толщина являлась гарантированной защитой от огня орудий калибра 37-45 мм. Вместе с тем, для КВ толщину брони увеличили до 75 мм. Это позволяло выдержать огонь более мощных орудий. Вместе с тем, еще в мае 1940 года немцы применили против французских тяжелых танков "нечестный" приём. Речь идет о 88-мм зенитных орудиях Flak 18. Еще в 1938 году они получили бронебойные снаряды, а к маю 1940 года на вооружении трех дивизионов истребителей танков (525-й, 560-й и 605-й) имелись зенитки. Они имели укороченные боковые станины и щитовое прикрытие, перевозились за полубронированными тягачами. Это не считая нескольких сотен обычных зениток. Плюс 10 истребителей танков 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf schwere Zugkraftwagen 12t.
Во Франции было три противотанковых дивизиона с 88-мм зенитками Flak 18, имевших специальную конструкцию.
Опыт французской кампании был проанализирован, так что к 22 июня 1941 года зениток в частях первой линии было куда больше. Часть "обычных" Flak 18 также получили орудийные щиты, что явно говорило о том, как их будут применять. И здесь брони толщиной 75 мм было явно недостаточно. Как показала практика, толщина пробития бронебойными снарядами Flak 18 составляет чуть больше 110 мм, собственно говоря, толщина 120 мм у советских тяжелых танков нового поколения появилась не на пустом месте.
Одна из жертв огня Flak 18.
Весной 1941 года была запущена программа по экранировке КВ-1. Ее получила лобовая часть корпуса, отчасти борта, плюс лоб и борта башни. Естественно, танк стал крепче, но не всё так просто. Во-первых, как уже говорилось, реальная толщина пробития Flak 18 была выше, чем суммарно экран+броня. На дистанции в километр и ближе экраны в лобовой части корпуса не спасали. Во-вторых, эти самые экраны имели небольшой запас по прочности. Выдерживали они 3-5 попаданий снарядами крупного калибра. В-третьих, получили их далеко не все танки. Одним словом, универсальной панацеей экраны не стали.
Разбитый зенитным огнем экранированный КВ-1
Не стоит списывать со счетов и немецкую противотанковую артиллерию. К началу войны у немцев имелось уже больше 1000 новых противотанковых пушек 5 cm Pak 38. С близкой дистанции, особенно в борта, они вполне пробивали КВ. Тут еще такой тонкий момент, что у КВ были большие проблемы с обзором, особенно по бортам, поэтому случаи поражения в борта были весьма частыми.
Поражения в борт снарядами калибра 50 мм
Еще одним существенным моментом было наличие у КВ ряда уязвимых мест. Это ходовая часть, поражение которой часто приводило к выводу танка из строя, смотровой лючок механика-водителя, куда нередко залетали вражеские снаряды, да и шаровая установка курсового пулемета была вполне уязвимым местом. Кроме того, у танков с 76-мм орудием Л-11 имелась ослабленная зона в виде подвижной бронировки орудийной маски. Толщина подвижной бронировки составляла всего 30 мм, случаи её пробития снарядами были не единичными.
Танк с 76-мм пушкой Л-11, который вывели из строя попаданием в подвижную бронировку орудия
С декабря 1940 года начался выпуск КВ-1 с 76-мм орудиями Ф-32, имевшими более толстую бронировку. Она составляла уже 60 мм. Впрочем, это совсем не означает, что проблема исчезла. Во-первых, паадание снарядов крупного и среднего калибров могло попросту заклинить орудие. Во-вторых, не стоит обольщаться насчет бронировки. Ее тоже пробивали, например, в начале июля 1941 года КВ-1 из состава 3-й танковой дивизии под Островом поразили именно в маску.
Поражение бронировки Ф-32 танка №4803, такие случаи были не единичны
Наконец, в системе артиллерии немецкой армии имелись и другие системы, которые применялись против КВ. Это и 10,5 cm leFH 18, не способная пробить, но вполне поражавшая ходовую часть, это и 15 cm sFH 18, попадание которой не сулило ничего хорошего. Применялись и 10,5 cm schwere Kanone 18, эти пушки вполне пробивали броню советских тяжелых танков. И даже "колотушка" могла наделать бед.
10,5 cm schwere Kanone 18, одно из средств борьбы с КВ
Нет, это нисколько не означает, что КВ были бесполезными танками. При удачном стечении обстоятельств эти машины могли сделать многое, да и экипажи обычно сражались до конца, героизма им было не занимать. КВ превосходил по вооружению и броневой защите любой немецкий танк. Другой вопрос, что многие забывают: война не является рыцарской дуэлью, да и танки являются далеко не главной целью. Задача танка состояла в поддержке пехоты, и воевали они против пехоты, а также вражеской артиллерии. Когда не поддерживает собственная пехота, шансы на победу резко снижаются, а летом 1941 года, увы, обычно танки действовали в одиночку. Поэтому реализовать преимущество часто не удавалось. Впрочем, спустя 2 года, на Курской дуге, точно так же не смогли реализовать преимущество и новые немецкие танки.
Статья по мифам 1941 года: https://warspot.ru/16117-teoriya-bronetankovyh-zabluzhdeniy-pervye-gody-velikoy-otechestvennoy