Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Башенный истребитель по-американски

Одной из больших удач американского танкостроения оказался истребитель танков GMC M10. Надо сказать, что создание этой машины было весьма оперативным. После "промежуточной" GMC T24 достаточно быстро появился куда более вменяемый проект GMC T35, базой для которой выступал Medium Tank M4. При этом в концепции данной машины сразу было прописано - истребитель танков по сути был танком, но с частично открытой башней. Разработку возглавил капитан Квентин Берг, и надо сказать, что он со своей работой справился вполне успешно. На разработку машины повлияли бои на Филиппинах, которые показали, что для эффективной защиты тонких бортовых листов их следует ставить под рациональными углами наклона. По этой причине второй опытный образец, GMC T35E1, получил рациональные углы наклона бортов корпуса. Обе машины были готовы весной 1942 года, а в июне самоходку приняли на вооружение, стандартизировав как Gun Motor Carriage M10.
Естественно, первое время на машине обнаруживались определенные "детские болезни". Начавшиеся в сентябре 1942 года испытания первой серийной GMC M10 вскрыли одну серьёзную проблему, на которую указывали ещё в ходе испытаний T35 и T35E1. Стремление снизить боевую массу привело к тому, что башня не имела кормовой ниши, а довольно тяжёлая орудийная установка создавала неуравновешенность башни. На M10 ситуация только обострилась, поскольку орудийная установка получила ещё более массивную бронировку. Результатом стали повышенные нагрузки на носовую часть башни, а это привело к большим усилиям на механизмы наводки. Кроме того, ходовые испытания выявили случаи поломки стопора по-походному, причём эта же проблема выплывала и ранее. Вместе с тем, ошибки довольно оперативно правили, причем даже "дефектные" машины вполне себе повоевали. Например, решение проблемы с уравновешенностью башни оказалось простым и бесхитростным: вместо шпор на верхние кормовые листы башни стали крепить балласт. Как раз так поступили с теми машинами, что воевали в Тунисе. Самое главное, что в целом самоходка получилась вполне удачной, а главное массовой. Fisher Tank Division, основной производитель машины, изготовил 4993 M10, плюс, совместно с Ford, сдали 1413 GMC M10A1. САУ семейства GMC M10 стали не только самыми массовыми американскими истребителями танков, но и вторыми по массовости истребителями танков в истории.

Несмотря на то, что к осени 1944 года GMC M10 существенно устарела, был один ТВД, где до самого конца войны данная машина оставалась основным истребителем танков. Речь об Италии. Для начала, итальянский театр военных действий был второстепенным, посему туда новинки попадали со значительным отставанием. Во-вторых, второстепенным данный ТВД был далеко не только для американцев. Немцы в Италии также применяли далеко не самые современные образцы, а зачастую и вовсе устаревшие машины, а также итальянские танки/САУ, которые для GMC M10 не представляли никаких проблем. В-третьих, машина отличалась высокой, для своего класса, подвижностью, что в условиях гористой местности являлось большим плюсом. Одним словом, в Италии данная боевая машина оставалась актуальной до самого конца войны.


GMC M10 в Италии

Ну и для сравнения, два подхода к одной теме. StuG 40 Ausf.G была, конечно, ниже, да и брони оказалось больше, но с учетом того, что за орудие стояло у GMC M10, большой проблемой данная машина для американской самоходки не являлась. Не менее важно то, что по орудию StuG 40 Ausf.G довольно сильно уступала, хотя и у американцев фактически не было в Италии таких машин, которые не являлись огромной проблемой для 7,5 cm StuK 40 L/48. Другой вопрос, что по подвижности немецкий самоход уступал американскому, да и маневренность огня тоже оказалась ниже.


Два подхода к одной теме

В целом же можно сказать, что первый подход к чисто гусеничному истребителю танков у американцев получился очень удачный. Машина успешно выполняла возложенные на нее задачи 2 года, не особо при этом устарев. Да, немного странный аппарат, больше похожий на танк, но такова была концепция заказчика в виде Истребительного командования.

Статья по GMC M10: https://warspot.ru/16063-sredniy-istrebitel-po-amerikanski
Tags: m10 gmc
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Больше позитива"

    Тот самый момент, когда за ваяние креатива посадили того персонажа, которого не следовало. В результате получилось да не знаю что, то ли грустно, то…

  • "Досыпьте наград!"

    Если смотреть внимательно на статистику награждений первого и второго годов войны, то можно заметить весьма невысокий процент наград. Наградных-то…

  • Зимние виды спорта

    Сражения англо-американской группировки в Арденнах, которые шли в конце 1944-начале 1945 годов, у нас не особо известны. Между тем, это были весьма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment