Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

"Не ожидали"

В течение первого полугодия Второй мировой войны на Западном фронте было то, что назвали Странной войной. Французы поначалу пытались наступать, но довольно быстро отказались от этой идеи. На практике у них мало чего было для того, чтобы полноценно воевать с немцами, а немцам было маловато сил, чтобы сразу после Польши нападать еще и на французов. Ну а англичане... а тем особо нечем было воевать. Так что обе стороны стояли на позициях и копили силы. Первыми накопили немцы, 10-го мая начав реализацию плана "Гельб". Британский Экспедиционный корпус частично был уже во Франции, имелось тут и некоторое число танков.
В числе частей, которые размещались во Франции, были 4-й и 7-й королевские танковые полки. Они на тот момент были единственными частями, имевшими на вооружении пехотные танки. Основу их матчасти составляли Infantry Tank MK.I, чудные боевые машины, которые отлично показывали размеры тараканов в голове английского Военного Министерства. Работы над этой чудной боевой машиной начались еще в 1934 году. Поначалу требования состояли в боевой машине, имевшей толщину брони 25 мм, а также пулеметное вооружение. Этот танк должен был представлять собой подвижное пулемётное гнездо, которому были бы не страшны ни пулемёты, ни пушки. В качестве подрядчика выступили фирмы Vickers-Armstrongs и Carden-Loyd. Работу над машиной возглавил Лесли Литтл, главный констурктор по Vickers по танкостроению.
Пока шла разработка, требования возросли. Теперь толщина брони составляла 60 мм. Вышедший в сентябре 1936 года на испытание опытный образец, получивший обозначение A11E1, оказался крайне неординарной машиной. При бронировании тяжёлого танка он имел вооружение лёгкого. Утолщение брони довело его боевую массу до 11 тонн. До значившихся в требованиях 16 км/ч перетяжелённая машина не могла разогнаться, как бы того ни хотели её создатели. 12,8 км/ч оказались для A11E1 пределом. Но английских военных это не смутило, так что чудной танк приняли на вооружение как Infantry Tank Mk.I. В апреле 1938 года, спустя более чем полтора года после начала испытаний, Военное министерство выдало Vickers-Armstrongs заказ на выпуск 60 танков, получивший официальное обозначение Infantry Tank Mk.I. Их WD-номера были распределены в промежутке между T.3433 и T.3492. В конце апреля было заказано ещё 60 танков второй партии, получивших WD-номера T.5551-T.5610. Именно эти машины и составили основу матчасти 4 RTR и 7 RTR. Правда, боевое применение оказалось совсем не таким, каким его ожидали.

По состоянию на май 1940 года в составе 4-го полка находилось 50 Infantry Tank Mk.I. Состав 7-го полка был несколько иным: в нём насчитывалось 27 Infantry Tank Mk.I и 23 штуки Infantry Tank Mk.II. Кстати, именно последние с сентября 1941 года и стали обозначать как Matilda I. Боевой дебют обоих типов пехотных танков случился 21 мая под Аррасом. Противником была 7-я танковая дивизия генерала Роммеля. Английские пехотные танки выстроились в две колонны. Левая колонна (37 Infantry Tank Mk.I 4-го и 7 Infantry Tank Mk.II 7-го Королевских танковых полков) вместе с пехотой стала наступать на юго-запад, обходя Аррас. Командовал этими силами непосредственно генерал Мартель. Правая колонна (23 Infantry Tank Mk.I и 9 Infantry Tank Mk.II, все из 7-го полка) поддерживала атаку пехоты на южном направлении. Поначалу им сопутствовал успех, но дальше по пехотным танкам начали вести огонь зенитки и 105-мм гаубицы leFH 18. Вот такого подвоха англичане явно не ожидали.


Поле боя под Аррасом, место первого применения английских пехотных танков.

Итогом атаки пехотных танков стало то, что 7-ю танковую дивизию они, конечно, задержали, но совсем ненадолго. Вскоре Роммель продолжил продвижение, а вот в обоих танковых полках осталось всего 26 Infantry Tank Mk.I. Вечером 26 мая 1940 года Британские Экспедиционные Силы получили приказ о начале эвакуации в ходе операции «Динамо». 4-й и 7-й танковые полки отступили к Дюнкерку, где приняли самое активное участие в обороне, прикрывая эвакуирующиеся французские и английские войска. Здесь они использовались как подвижные огневые точки, но каких-то особых результатов применение Infantry Tank Mk.I не имело.


Танк первой производственной серии из состава 4-й RTR.

По результатам боевых действий матчасть 7-го и 4-го танковых полков осталась в немецких руках. Впрочем, особого энтузиазма насчет трофеев немцы не имели. Трофеи получили обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e), но их не использовали даже как учебные машины. Собранные по полям сражений танки были отправлены на склады. Что же касается англичан, то более мыслей применять данные танки по назначению у них не было. Вплоть до 1941 года Infantry Tank Mk.I применялись как учебные, а потом их быстренько списали. С глаз долой.

Статья по Infantry Tank Mk.I: https://warspot.ru/7536-pervyy-pehotnyy
Tags: infantry tank mk.i
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За часы до

    Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по…

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments