Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Итальянский низкий старт

К началу Второй мировой войны итальянская армия была не то, чтобы совсем не готова, но уж точно не до конца укомплектованной. У итальянцев имелись удачные разработки, но для их массового выпуска требовалось время, а вот его как раз и не хватало. Поэтому они и так тянули со вступлением в войну. Да и иные причины имелись. Дуче тянул их воевать с теми, кто был их союзником в годы Первой мировой войны. Явно о чем-то они подозревали, но летом 1940 года казалось, что Муссолини поставил на ту сторону.
Среди тех направлений, которые были в состоянии "почти готово, надо в крупную серию пустить", оказалось и танкостроение. В 30-е годы итальянцы больше топтались на месте, но как раз к началу войны пошли вполне приличные разработки. 13 декабря 1937 года Ansaldo получила задание на разработку нового, 13-тонного среднего танка. Иногда утверждают, что итальянские военные захотели аналог Т-26, но это в корне не верно. Общим у Т-26 и новых танков был только прародитель, а также схема ходовой части. Базой для 13-тонного танка послужил Carro di rottura 10T. Согласно требованиям, танк должен был развивать максимальную скорость 35 км/ч, а запаса топлива должно было хватать на 12 часов движения на средней скорости. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку, спаренную с пулемётом. Вполне приличные показатели, причем масса никого не должна смущать. 12-15 тонн для того времени - вполне типовой показатель массы для среднего танка. Да и на самом деле масса машины была чуть повыше.
Опытный образец танка Carro Armato M 13 показали в Риме 15 октября 1939 года. В целом он соответствовал деревянному макету, но были и изменения. Вместо пулемётной установки от Carro Armato L3 была разработана новая конструкция, со спаркой пулемётов Breda 38. В бортах подбашенной коробки установили смотровые приборы по типу тех, что ставились на Carro Armato M 11-39, а с правой стороны появился антенный порт. Башня получила перископические приборы и вертлюг для установки зенитного пулемёта. После испытаний опытной машины было принято решение принять машину на вооружение как Carro Armato M 13-40.

Для своего времени получилась вполне приличная машина. Конечно, по итогу танк получился чуть медленнее (32 км/ч), но для машины такого класса вполне достаточно. Плюсом танка была достаточно мощная, для своего класса, пушка, а также вполне адекватное бронирование. Лоб корпуса остался толщиной 30 мм, зато толщина бортов выросла до 25 мм. Ещё больше увеличилась толщина башни: литая орудийная маска имела толщину 42 мм, лоб башни имел, как и корпус, толщину 30 мм, а борта и корма — 25 мм. Это вполне защищало от огня крупнокалиберных пулеметов и легких автоматических пушек.


Типовой Carro Armato M 13-40 основной серии.

Первый заказ на 400 танков был оформлен в ноябре 1939 года, а первые машины данного типа сдали в июне 1940 года, а в армию танки с регистрационными номерами 2762 и 2781 поступили 6 августа 1940 года. Закончилось производство этой серии осенью 1940 года. Вторая производственная серия, выпуск которой начался осенью 1940 года, включала 200 танков. Их производство закончилось уже в 1941 году. Внешне танки второй серии мало отличались от предшественников. Наиболее заметным изменением стал перенос домкрата с левого переднего крыла на корму корпуса, соответственно, число запасных опорных катков там уменьшилось до одного. Также была введена усиленная конструкция подножек. Одновременно изменилась конструкция крыльев: на танках второй серии средняя и задняя секция исчезли. С учётом того, что бои велись в пустыне, где гусеницы поднимали облака пыли, решение довольно странное. Также на часть танков были установлены радиостанции, которых на машинах первой серии не было. Как раз эти самые машины в основном и мелькают на кадрах хроники.


Танк третьей серии, на ней в крыше башни появился выступ.

Наиболее массовой стала третья серия M 13-40, выпускавшаяся в 1941 году. Италия к тому времени уже увязла в войне, нужно было срочно восполнять большие потери в бронетанковой технике. По этой причине заказ увеличился и составил 410 экземпляров. Эта серия M 13-40 стала наиболее совершенной. Опробованная ещё на опытном образце M 13-40 радиостанция стала по-настоящему массово устанавливаться на танки лишь с 1941 года. Также в ходе производства был форсирован двигатель. Его максимальная мощность выросла до 125 лошадиных сил, при этом увеличилась подвижность, но не максимальная скорость. Был усилен кормовой буксирный крюк, одновременно с появлением более мощного мотора изменились выхлопные трубы, а на башне появился выступ, предназначенный для большего угла снижения орудия.


Зенитный пулемет в боевом положении

На начало боевых действий Carro Armato M 13-40 были ничуть не хуже английских "крейсеров". Пусть клепаная конструкция корпуса и башни не смущают, с технологической точки зрения англичане были не лучше. А по боевым ТТХ пожалуй и похуже. Другой вопрос, что у англичан был "нечестный" Infantry Tank Mk.II, с которым 47-мм пушка ничего сделать не могла. Так бывает, что всего один вид вооружения дает существенный перевес на поле боя.

Статья по Carro Armato M 13-40: https://warspot.ru/12930-rabochaya-loshadka-italyanskoy-armii
Tags: итальянские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments