Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

"Потому что мы не хотим торсионы!"

В процессе создания средних танков семейства VK 20.0X и VK 30.0X имели место не только поиски решения вопросов того, как создать оптимальный танк, который должен был сменить Pz.Kpfw.III. Происходила и борьба интересов разных сторон - прежде всего 6-го отдела Департамента Вооружений (а фактически Генриха Книпкампа) и конструкторских бюро крупных концернов. А именно Daimler-Benz и Krupp. Те очень сильно упирались с точки зрения различных технических решений. В том числе это касалось и подвески.
Начиная с Z.W.38 Книпкамп продвигал торсионную подвеску, которая была создана его будущими визави - Porsche K.G. Она оказалась оптимальным решением, к которому Книпкамп добавил и шахматное расположение опорных катков. Такое решение, отработанное на полугусеничных тягачах, позволяло получить наибольший контакт с поверхностью при минимальной длине ходовой части. Между тем у конструкторов Daimler-Benz набралось немало претензий к Книпкампу и его идеям, которые далеко не всегда были удачными. Терпение лопнуло в сентябре 1939 года, когда Z.W.38 массово «посыпались» на фронте. Подобно Krupp, у Daimler-Benz имелись свои рычаги влияния, которыми она воспользовалась осенью 1939 года. В октябре было получено разрешение от комиссии по стандартизации разработок в области механизации на независимую разработку танка. Это был серьёзный щелчок по носу Книпкампа, который его не простил. Новый танк получил обозначение GBK (Kampfwagen des Generalbevollmächtigten). Его концепцию конструкторское бюро Daimbler-Benz подготовило к 15 ноября. Шахматное расположение опорных катков сохранилось, их диаметр составлял 680 мм, но вместо торсионной подвески Daimler-Benz использовало листовые рессоры. Назвали танк VK 20.01 (D).
Аналогичный праздник непослушания решили устроить и на Krupp. Там работали над сменщиком Pz.Kpfw.IV, который носил обозначение VK 20.01 (IV), с технической точки зрения машина должна была пересекаться с VK 20.01(III). Работы по проектированию машины в сентябре 1939 года возложили на Krupp, но очень быстро концепции Книпкампа и оружейного гиганта из Эссена разошлись. Торсионную подвеску с шахматным расположением опорных катков пришлось отложить в сторону, поскольку машина получалась слишком широкой. Вместо этого Krupp предложил свою идею: 6 катков диаметром 630 мм на борт и подвеску по типу Pz.Kpfw.IV. И если от машины, которая получила позже обозначение B.W.40, Книпкамп смог "справиться", то побороть Daimler-Benz оказалось сложнее.

В конце 1941 года программа VK 20.0X приказала долго жить. Выяснилось, что "подлые русские" создали Т-34 и КВ, которые превосходили и имевшиеся танки, и перспективные. середине декабря 1941 года стало ясно, что необходимо повышение массы до 30 т. Фихтнер, начальник 6-го отдела Департамента Вооружений, был против такого решения, поскольку рост массы означал разработку новых танков, а вместе с этим и потерю времени. Кроме того, 30-тонный танк не выдерживали средства для переправ, а более тяжёлая машина выпускалась бы в меньших количествах. На сей раз рейхсминистр вооружения и боеприпасов Тодт выступил в защиту сторонников роста боевой массы. Правда, из конкурса исчез Krupp, а Daimler-Benz и MAN должны были объединить усилия. Но не объединили. Daimler-Benz сделала собственный проект, получивший обозначение VK 30.01(D), который, впрочем, проиграл детищу MAN и Книпкампа еще на стадии эскизного проекта и макетов.


Шасси VK 30.01 (DB) в 1945 году, ходовая часть практически не просматривается.

О том, почему именно VK 30.01(D) проиграл, есть разные мнения, вплоть до откровенно бредовых вроде "он был слишком похож на Т-34". Ну да, что-то есть в его облике, но не более того. На фоне детища Daimler-Benz советский танк выглядел образцом разумных технических решений, даже с учетом того, что у него были свои тараканы. В том числе и с подвеской. Если кто не в курсе, то на Т-34 торсионную подвеску очень хотел еще в 1940 году, потому что свечная была слишком громоздкой, да и продольная раскачка мучила еще со времен БТ (это можно было вылечить путем установки спереди и сзади амортизаторов, но почему-то этого не сделали). Да и американцы тоже в 1942-43 годах на подвеску Т-34 покрошили крошки, отчасти были правы. Так вот, на фоне того технического волюнтаризма, который учудили на Daimler-Benz, это сущие мелочи. Потому что... ну в общем это надо просто видеть.


Это вот чудо - подвеска VK 30.01 (DB)

Да, вот так выглядело решение вопроса альтернативы торсионам от Daimler-Benz. В общем-то они велосипед не изобретали и просто перенесли подвеску с VK 20.01 (D). Прелесть, правда? А теперь представьте, как классно такую подвеску обслуживать, особенно в поле. Думаю, вытаскивание коробки передач на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E было бы не самым страшным делом по сравнению вот с этим. Но самое страшное даже не это. Дело в том, что данное извращение существовало в металле и серийно выпускалось на Daimler-Benz.


Ну вы видели, видели?

Если кто не в курсе, так выглядела подвеска 5-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.6, который выпускался Daimler-Benz. Правда, в таком виде данное извращение прожило недолго. Позже появилась новая версия тягача, где всё это садо-мазо с рессорами заменили на торсионную подвеску и независимые балансиры. Но ведь ЭТО приняли на производство, причем тот самый Книпкамп. Лишний раз убеждаешься, что у немцев принцип "а мы модем вот так" в крови. И, должен заметить, что это не единственная "радость" VK 30.01 (D). Там и трансмиссия ничего так, и с башней тоже смогли. Поэтому данный танк был чем угодно, кроме как жертвой интриг. Он скорее жертва конструкторского волюнтаризма, на его фоне VK 30.02 (M) явно выглядит технически совершенным и не настолько извращенным.

Статья по предкам Пантеры: https://warspot.ru/14561-panteri-predki
Tags: panther, сон разума
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В ожидании Ктулхи

    По поводу боевых возможностей ДНР информация слегка противоречивая, но недавно арсенал пополнился. Вот такое замечено в Донецке, высота конструкции 9…

  • "Как обещали"

    Между тем, новости медицины из Ярославля. Учитывая, что на определенном жаргоне это означает, заголовок на миллион, и явно будет именно обещанное.

  • ...по реке плывет топор из села Кукуево...

    Английские инженеры порой не менее фееричные, нежели британские ученые. В том числе и такого действа, как танкостроение. Они такого в межвоенный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments