Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Самоходная дивизионка с опциями

Легкие самоходные артиллерийские установки присутствовали в планах Красной Армии еще с начала 30-х годов. Прежде всего, речь шла о механизации полковой и дивизионной артиллерии, как раз в этом направлении были достигнуты наибольшие успехи. По крайней мере, установочную партию таких машин всё же удалось выпустить. Имелись аналогичные машины и в плане на весну 1941 года, при этом предполагалось "механизировать" 76-мм полковую пушку обр.1927 года, но уже вскоре появились ТТТ на легкую САУ с 76-мм орудием УСВ, которая базировалась на танке Т-50. ПО понятным причинам далее требований дело не продвинулось, но дело было сделано. Теперь эти машины стали появляться в планах постоянно, что рано или поздно должно было дать результаты.
В декабре 1942 года на вооружение Красной Армии была принята легкая САУ, получившая обозначение СУ-12. Машина проектировалась в КБ завода №38, но реальным ее автором был С.А. Гинзбург. Именно он настоял на параллельном расположении двигателей, что стало ахиллесовой пятой машины. СУ-12 отличалась большим процентом выхода коробок передач из строя, в результате летом 1943 года машину сняли с производства. Вместе с тем, сама по себе концепция легкой штурмовой САУ, которую реализовали на СУ-12, оказалась успешной. Поэтому было принято решение о разработке на базе СУ-12 улучшенной версии машины, с моторно-трансмиссионной группой легкого танка Т-70Б. С данной задачей коллектив завода №38 под руководством М.Н. Щукина (который, кстати, вовремя просигнализировал о проблемах СУ-12, а главное, предложил их решение) успешно справился. Уже 8 июля 1943 года вышло постановление ГКО №3703 сс, согласно которому завод №38 получил план на выпуск установочной партии из 25 улучшенных машин, получивших обозначение СУ-15М. Далее к выпуску СУ-15М (СУ-76М) подключили завод №40 и ГАЗ им. Молотова. Это позволило сделать машину на порядок более массовым явлением, чем предшественницу. Уже за первый год производства было сдано 1325 машин данного типа, а в 1944 году их сдали 7154, это больше, чем всех немецких легких САУ, вместе взятых.

Нередко можно слышать массу нареканий относительно данных машин. Дескать, броня слабая, крыши нет, пушка слабовата. Но при этом критики даже не очень-то понимают, что такое на самом деле СУ-76М. Данная самоходная артиллерийская установка создавалась как средство механизации дивизионной артиллерии, то есть 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3. Орудия с не самой простой изначальной судьбой, поскольку она являлась инициативной разработкой, которую, кстати говоря, даже снимали с производства. Нот выяснилось, что ЗИС-3 в военный период являлась оптимальной системой, да еще могла использоваться и как противотанковая пушка. Но - дивизионные орудия были тяжелыми, просто так по полю их не потаскаешь. Посему механизация была наилучшим способом повысить ее мобильность.


Дивизионки в двух вариантах исполнения. Какую выберете?

Собственно говоря, задача СУ-76М во многом и состояла в том, чтобы быть высокомобильной дивизионной пушкой. Разумеется, периодически ее пытались использовать как танки, с понятным результатом, посему в руководствах по эксплуатации писали - ЭТО НЕ ТАНК. Не всегда помогало, но тем не менее. 60 выстрелов, которые возились внутри боевого отделения, вполне хватало для тех задач, что ставились перед машиной. В отличие от ЗИС-3, СУ-76М не "прыгала", являясь хорошей орудийной платформой. Но и что касается броневой защиты, тут тоже не всё так просто. Лобовая часть машины имела толщину 25 мм, этого вполне хватало для защиты от огня стрелкового вооружения и малокалиберных автоматических пушек. Ну а что касается ПТО, так 7,5 cm Pak 40 вполне прошибала и средние танки, так что жаловаться на плохую броню СУ-76М - это такое...


Карелия, лето 1944 года. Я бы сказал, что пехота смотрит на СУ-76М с завистью.

Ну и плюсом машины было то, что она была широким средством поддержки пехоты. Выполняя иногда и роль "маршрутки". Советская пехота, которая едет верхом на самоходах, стала рядовым явлением еще со времен СУ-12. СУ-76М, в виду куда большей массовости, куда чаще использовалась в такой роли. Как говорится, лучше плохо ехать...

Статья по СУ-76М: https://warspot.ru/11958-samyy-massovyy-samohod-krasnoy-armii
Tags: СУ-76М
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За часы до

    Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по…

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments