Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Самоходный фальстарт

Американское танкостроение нередко воспринимается многими как достаточно стабильную систему, которая последовательно выдавала на-горя боевые машины нового типа. На самом деле это не совсем так. Да, действительно, в целом у американцев танкостроение развивалось менее рваными темпами, чем у тех же англичан, да и в гонке они если и отстали, то не так сильно. Тем не менее, даже те программы разработки, которые заканчивались вполне удачно, нередко были не без производственных драм. А иногда даже получались ситуации, когда часть выпущенных боевых машин было попросту небоеспособным.
Как не странно, именно это случилось с такой машиной, которую часто приводят в пример как удачную легкую САУ. Речь идет о Gun Motor Carriage M18, часто называемую как M18 Hellcat (хотя официально она GMC M18). Крайне необычная боевая машина, создававшаяся по концепции максимально подвижного истребителя танков, которую продвигал генерал Эндрю Брюс из Истребительного командования. Именно он очень хотел получить очень быстрый истребитель танков, больше похожий на танк, способный "врываться" на поле боя и стремительно преодолевать опасные участки. Разработка таких боевых машин началась в 1941 году, а 26 декабря 1942 года были запущены работы по созданию GMC T70. Концептуально данная машина была похожа на предшественников, да и разрабатывалась она всё тем же Buick, но на GMC T70 реализовали ряд новинок. Это и торсионная подвеска, и гидротрансформатор, в итоге эти нововведения "сработали". Другой вопрос, что новинки привели к целому ряду проблем, которые не только пришлось устранять во время серийного производства, а впоследствии часть выпущенных машин вообще переделали в боевые машины другого типа.

Собственно говоря, появление проекта GMC T70 стало результатом осмысления Танково-автомобильным центром (Детройт) новых вводных. Во-первых, там работали над новой концепцией моторно-трансмиссионной системы, впервые реализованной на Light Tank T7. Как раз там впервые применили гидротрансформатор, правда, уже тогда выяснилось, что конструкция Warner Gear работает так себе, поэтому взяли гидротрансформатор Spicer. Оттуда же позаимствовали и идею с выдвижными блоками мотора и трансмиссии, которые "выезжали" на рельсах. Во-вторых, изучение КВ-1 и Pz.Kpfw.III привело к мысли, что вместо ранее применявшейся свечной подвески следует использовать торсионы. Ну и в целом внесли в конструкцию машины столько изменений, что от GMC T67, которая предшествовала GMC T70, осталась только общая концепция. Надо сказать, что работу Танково-автомобильный центр и Buick провели очень оперативно: даже несмотря на задержку, уже к 15 апреля 1943 года был готов первый из 6 опытных экземпляров машины.


Один из пилотных GMC T70 (точнее, третий пилотный экземпляр).

Казалось, что золотая мечта генерала Брюса воплотилась в жизнь. GMC T70 имела удельную мощность 23,5 лошадиных сил на тонну, больше, чем у любой другой САУ. При этом максимальная скорость превышала 75 км/ч, а во вращающейся башне стояла 76-мм пушка, способная пробить броню практически любого танка того периода. Кроме того, высота по крышу башни была чуть меньше 2200 мм, так что самоходка получилась не только быстрой, но и низкой. То, что генерал Брюс и хотел! Но не без нюансов. Получился очень быстрый истребитель танков, но с противопульной бронёй, которая не всегда могла защитить даже от стрелкового оружия. Впрочем, низкая броневая защита новостью не была, а вот проблемы с ходовой частью и трансмиссией стали большой неприятностью. Траки не отрабатывали положенный ресурс, а амортизаторы получились слишком хрупкими, имелись проблемы с торсионами. Более существенной проблемой была работа коробки передач и гидротрансформатора. Эти элементы являлись ахиллесовой пятой GMC T49/T67, не всё было хорошо поначалу и у GMC T70. Неверно подобранные передаточные числа привели к тому, что гидротрансформатор работал неправильно. От чего был повышенный расход топлива и проблемы на пересеченной местности.


Машина получилась быстрой, но с проблемами.

В Истребительном командовании считали, что проблемы носят временный характер, а дефекты не особо помешают использовать первые серийные машины в качестве учебных. Посему Buick получил отмашку на выпуск серийных GMC T70. С июля 1943 года началось производство данных самоходных установок по контракту T-6641, а всего за год было выпущено 812 GMC T70. Правда жизни состояла в том, что в серию пошла дефектная машина. Проблемы с гидротрансформатором продолжались до февраля 1944 года, имелись и другие дефекты. По большому счету, только в конце января 1944 года стали выпускаться машины, лишенные большинства недостатков. В своё время на заводе №183 за дефектные БТ-7 (ставили другие КПП, которые массово вылетали) репрессировали А.О. Фирсова, но тут всё же была иная ситуация. О дефектах знали наверху, так что к Buick вопросов никаких. Тем не менее - было выпущено более тысячи самоходок, годящихся скорее для учебных целей.


Выпуск GMC T70 на заводе Buick

В принципе, дефектные машины вполне можно было исправить, проведя большую модернизацию. Но наверху решили иначе. 650 истребителей танков переделали машины снабжение AUV M39 и T41E1. Они даже повоевали, но уже совсем не как самоходки. В принципе, запуск выпуска дефектной машины всё же скорее был правильной идеей. Но в дальнейшем американские военные такими глупостями не занимались. Ибо на исправление ситуации всё равно требовалось время.

Статья по GCM M18: https://warspot.ru/12885-samyy-bystryy-samohod
Tags: m18 gmc
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • "Давайте есть пчел"

    Традиционное вечерне-пятничное. Русификация, конечно, дело хорошее, но в меру, тут явно что-то пошло не так.…

  • "Вернуть всё взад!"

    Смена вывесок и названий является давней забавой много где. Вот и у нас после революции пошла волна переименований, вполне рядовое явление, особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments