Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Тяжелый самоходный лафет

Если кто не в курсе, то средствам механизации артиллерии в этом году стукнуло 250 лет. Да-да, телега Кюньо - это вообще артиллерийский тягач. Первая мировая война стала катализатором бурного развития мехтяги артиллерии, а заодно появился новый ее тип - самоходная артиллерийская установка. При этом придать подвижность старались тяжелой артиллерии, как наиболее проблематичной сточки зрения перемещения по полю боя. Наибольшего успеха в данном вопросе добились французы, а чуть после окончания войны американцы, причем последние пожалуй даже более удачно подошли к вопросу механизации. Но... война закончилась, финансирование урезали, да еще и началось брожение умов. Потому у американцев дальше единичных машин дело как-то не продвинулось.
Снова вопрос создания тяжелой САУ был поднят спустя почти 20 лет - в июне 1941 года. Самое смешное, что орудие оказалось тем же самым - 155-мм пушкой GPF, которая в американской армии носила обозначение M1917 (или M1918, если она американского производства). Система, по ТТХ, была вполне современной, а ее масса (13 тонн в походном положении) делала мехтягу актуальной. Правда, командование американской полевой артиллерией с завидным постоянством упиралось в данном вопросе. Там всерьёз считали, что САУ им не нужна, вполне хватит быстроходных тягачей. Но в Департаменте Вооружений считали иначе, посему там всё же продавили разработку самоходной установки 155-мм орудия M1918A1 на шасси Medium Tank M3. В качестве исполнителей выступили структуры в Департаменте вооружений и Арсенале Рок-Айленд. Машина получила обозначение 155 mm Gun Motor Carriage T6, но более она известна как GMC M12. Эта машина стала первой американской серийной тяжелой САУ, одновременно став первой, которая повоевала. История у нее получилась во многом комедией положений.

Концепция, по которой создавалась 155 mm Gun Motor Carriage T6, не сильно ушла от САУ, создававшихся в конце Первой мировой войны. По сути делался самоходный лафет, причем базу Medium Tank M3 пришлось серьёзно переделывать. Единственным способом поставить орудие, не меняя базу, стало его размещение в кормовой части. Посему моторное отделение передвинули в центр, что несколько усложнило обслуживание силовой установки. При этом высоту линии огня сделали достаточно большой, ибо у GPF/M1917 была одна особенность. На больших углах возвышения приходилось копать яму, куда уходила казенная часть при стрельбе. Тут же казенная часть уходила бы в сошник, с понятными последствиями. Несмотря на довольно непростое задание, в Департаменте Вооружений вполне с ним справились. Получилась достаточно подвижная боевая машина, даже с каким-то боекомплектом - 10 выстрелов. На испытаниях, которые прошли в Форт-Брэгг, где размещалось командование американской полевой артиллерии, эта самая подвижность была продемонстрирована в полной мере. Если САУ для перемещения на новую позицию, находившуюся в 9,6 км от предыдущей точки, хватало 35 минут, то буксируемой M1918A1 на это требовалось 3 часа. Как раз после этого артиллеристы были вынуждены сдаться. 17 июля 1942 года командование полевой артиллерии рекомендовало принять GMC T6 на вооружение после устранения небольшого списка недочётов. Вскоре после этого машину стандартизировали как 155 mm Gun Motor Carriage M12 (GMC M12).


GMC M12 и Cargo Carrier M30, действовали они в спарке.

При постановке на вооружение артиллеристы потребовали сделать подвозчик боеприпасов, но они даже не были в курсе, что работа по нему уже давно шла. Просто ждали результатов по базовому шасси. О том, что подвозчик понадобится, в Департаменте Вооружений были сразу в курсе. Cargo Carrier T14, так называлась данная машина, некоторое время был лишь на бумаге, а отмашку на его выпуск дали летом 1942 года, когда была готова основная машина. По сути, это была всё та же GMC M12, но без орудия и с чуть расширенным боевым отделением (точнее, это было уже не боевое отделение, а грузовое). Внутри нашлось место для 40 выстрелов, а на крыше (это очень условно, ибо машины были открытыми) разместилась кольцевая турель с крупнокалиберным пулемётом Browning M2HB. Согласно концепции, для каждой GMC M12 предполагалось иметь по одному Cargo Carrier T14. Причем условно принятым подвозчик был вплоть до февраля 1944 года, когда его, наконец, не стандартизировали как Cargo Carrier M30.


GMC M12, прошедшая капитальный ремонт.

Первая серийная GMC M12 была готова в сентябре 1942 года, при этом первая половина заказа была готова до конца года, а всего до марта 1943 года сдали 100 таких машин. Они немного отличались от опытной самоходки, основные изменения были внесены в конструкцию сошника и боевого отделения. Несмотря на довольно бодрый темп выпуска, на фронт машину совсем не торопились отправлять. Такое впечатление, что артиллеристы занимались тихим саботажем. Они раскидали САУ по учебным частям, при этом прекрасно были осведомлены о том, что машина куда более подвижна, чем буксируемые аналоги. Переломить ситуацию с отношением артиллерийского командования удалось лишь к концу 1943 года. Доводом стала «Линия Зигфрида» — немецкая оборонительная линия, для штурма которой как раз подходили столь подвижные и мощные самоходные установки. Посему машины решили модернизировать, причем не все, а 74 штуки. Модернизация проходила на Baldwin Locomotive Works с февраля по май 1944, причем одновременно улучшали и САУ, и подвозчики. Помимо переделки сошников и других изменений, часть машин получила дополнительные грязевые щитки с боковыми экранами, а также дуги под тент. Вот в таком виде они и воевали.


GMC M12 в Германии, март 1945 года.

Всего данные машины поступили на вооружение 6 артиллерийских дивизионов, в каждом было 2 батареи по 6 САУ в каждой. Преимущества GMC M12 выявились быстро. Благодаря высокой подвижности батареи GMC M12 могли быстро перебрасываться на новые позиции, являясь при этом отличным средством поддержки частей. При этом часто дивизионы, вооруженные GMC M12, закрепляли за бронетанковыми дивизиями. Эти машины стали первыми из американских войск, которые открыли огонь по территории Германии. Они же использовались, причем на прямую наводку, для уничтожения укреплений на Линии Зигфрида. Одним словом, механизация показала себя в полной мере. Ну а насчет командования американской полевой артиллерии можно сказать лишь одно - фигово быть ими. Иногда все же надо быть менее дубоголовыми.

Статья по GMC M12: https://warspot.ru/17500-krupnokalibernyy-samohodnyy-lafet
Tags: m3 medium tank, американские САУ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В стоке

    Так исторически сложилось, что значительная часть советских средних танков Т-44 закончила свою карьеру в виде различных спецмашин. В принципе,…

  • Модернизация Б-4 по-свердловски

    Одной из больших удач отечественной артиллерии межвоенного периода стала 203-мм гаубица особой мощности Б-4. Подобно знаменитой "полковушке", это…

  • Плати от сердца к солнцу

    На днях в Казахстане, а именно в Шымкенте, заработала система оплаты проезда TOLEM. Всё бы ничего, но внезапно их страничка в мордокниге перестала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments