Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Strv 103 поменьше

Одной из особенностей шведского танкостроения было то, что шведы очень любили всякие эксперименты. Нередко они приводили к успеху, но чаще дело заканчивалось существенным затягиванием разработки, а позже и вовсе прекращением работ либо по причине отсутствия перспектив, либо в виду новых хотелок. Обе причины привели к тому, что новый танк шведская армия ждала 25 лет, да и получился он странным - без башни и с гидропневматической подвеской. Несмотря на это, Strv 103 надолго прописался в шведской армии. Другой вопрос, что шведы на этом не остановились. Вскоре начались работы по новой программе - UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon, дословно — «наземная боевая машина прямого боя).
Собственно говоря, началось всё с того, что "внезапно" шведские военные выявили неприятный факт. А именно сложность в точной наводке Strv 103. Пушка-то была наглухо вставлена в корпус, даже вверх угол наводки составлял ноль градусов. Это создавало некоторые неудобства. По этой причине в 1970 году появились первые наброски по проекту, который в 1971 году получил обозначение UDES 01. Разработку данной машины вёл Свен Берге, автор Strv 103. Но уже вскоре программа UDES стала разрастаться, как на дрожжах. Если UDES 01 и последовавший за ним UDES 02 (50-тонный танк классической компоновки) довольно быстро приказали долго жить, то проект, первоначально именовавшийся Objekt 2013 A, продолжил развиваться. Появился он еще в 1970 году. При том же вооружении, что у Strv 103, данная разработка была меньше и вдвое легче. Достигалось это существенным снижением защиты: в тех местах, где толщина брони Strv 103 достигала 40 мм, у Objekt 2013 A её снижали до 20 мм. Сначала масса двухместной машины оценивалась в 17,8 т, но в начале 1971 года расчёты Bofors показали, что масса ниже 20,3 т не получается. Как раз этот проект, который далее обозначался как UDES 03, и стал приоритетным. Ну и, по недоброй шведской традиции, менял он далеко не только названия.

Повышенный интерес к UDES 03 объяснялся просто. Шведская армия имела весьма разношерстный парк бронетанковой техники, что приводило ко своим проблемам. Не говоря уже о том, что Strv 101 и Strv 102, ставшие в своё время временными решениями провала разработки танка EMIL/Krv, по ряду показателей не соответствовали требованиям. Посему UDES 03 предстояло с 1980 по 1984 год постепенно заменять в войсках Strv 101 и 102, а позже и Strv 103. Согласно исходной спецификации, качестве вооружения предполагалось использовать 105-мм пушку с длиной ствола 62 калибра и боекомплектом 20-30 унитарных патронов. Самое же главное, что орудие должно было иметь возможность наводиться в вертикальной плоскости.


Таким UDES 03 стал к середине июня 1972 года. В отличие от предшественников, он был уже трехместным.

Первые наброски по программе UDES 03 были готовы к концу марта 1972 года. На тот момент танк оставался двухместным, но уже произошли некоторые изменения. От 62-калиберного орудия Bofors отказался, снизив длину ствола до 45 калибров, впрочем, об орудии с длиной ствола 62 калибра не забыли. Другое дело, что 45-калиберная пушка ожидалась не менее мощной: за счёт на треть более высокого давления в канале ствола ожидалась начальная скорость снаряда 1600 м/с (для сравнения, у 62-калибрной системы начальная скорость была 1400 м/с). Кроме того, единого мнения о том, каким будет UDES 03, не было, посему в эскизном проекте присутствовало аж 10 вариантов машины. При этом на десятом варианте, больше похожем на Strv 103, присутствовала и 20-мм автоматическая пушка. Впрочем, выбрали другой вариант, одиннадцатый. Он был трехместным, весь экипаж сидел, друг за другом, с левой стороны корпуса.


Одной из особенностей UDES 03 были очень небольшие габаритные размеры.

Данный вариант лег в доработанную версию проекта, которая была готова к середине июня 1972 года. Как и 11-й вариант машины, вторая итерация UDES 03 имела 5-катковое шасси с индивидуальной подвеской. Подвеска стала комбинированной: от гидропневматической системы не отказались, но при этом появились торсионные валы. Подъём задней части корпуса осуществлялся при помощи гидравлической системы, которая действовала на крайнюю пару опорных катков. Гидравлический привод использовался и для наведения орудия по вертикали. Для отработки машины компания Bofors изготовила полноразмерный деревянный макет трёхместной версии машины, который испытали на наклон по вертикали. За счет столь мудреной системы удалось получить очень немаленький угол склонения. Сделано это было не просто так: за счет подобной системы танк мог тихо вылезти из укрытия, сделать серию выстрелов и спрятаться.


Наглядная демонстрация работы подвески.

По результатам проектирования получилась очень низкая машина, которая по габаритам оказалась меньше не только Strv 103, но и новейшего на тот момент истребителя танков Ikv 91. Общая высота UDES 03 составила всего 1760 мм, а общая длина едва превысила 6 м. Существенно была переработана и моторно-трансмиссионная группа. Двигателей осталось два — помимо Volvo TD120, остался 680-сильный двигатель Mercedes-Benz MB 881. Также предполагалось несколько вариантов трансмиссии, включая разработки Alisson и ZF. В варианте с мотором MB 881 максимальная скорость рассчитывалась в пределах 77 км/ч. Впрочем, и вторая итерация машины оказалась промежуточной. Уже в конце июля роторный дизель Ванкеля, разработкой которого занимался Rolls-Royce, снова появился в пуле перспективных моторов. Согласно проекту, этот двигатель развивал 630 л.с., то есть обеспечивал требуемую удельную мощность 30 л.с. на тонну. Наконец, появился четвёртый двигатель — 11-литровый рядный дизель Scania DS11, имевший грузовое происхождение. Поскольку 310 л.с. было явно маловато, в UDES 03 ставили два таких мотора. В обоих случаях максимальная скорость ожидалась на уровне 77 км/ч. И это было не финалом. Не стоит удивляться в данном случае, что даже ходовые макеты UDES 03, построенные год спустя, довольно сильно отличались от июньской машины. Ну а то, что в 1973 году от UDES 03 отказались, решив делать башенный танк, и вовсе удивляться не стоит. Как и тому, что спустя 15 лет шведы заколебались делать своё и купили Leopard 2.

Статья по UDES 03: https://warspot.ru/14874-bezbashennaya-perspektiva-po-shvedski
Tags: шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments