Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Главная книга о танковой униформе

По пятницам у меня традиционно публикуются всякие "большие" материалы, связанные как с танками, так и с темами, к танкам отношения не имеющими. В данном случае будет тема, которая к танкам отношение имеющая, но при этом несколько необычная. Возможно, что такое будет и дальше если читателям будет интересно. В общем, на сей раз будет обзорный материал.
Одной из довольно "горячих" тем является форма РККА, особенно это касается форма танкистов. Многим может показаться, что тут такого, всё же давно известно. Ан нет, на самом деле если хотя бы немного копнуть данный вопрос, выяснится, что тема плохо изученная. Причем даже на профильных ресурсах тема формы советских танкистов периодически возникают ожесточенные дискуссии, вплоть до летающих во все стороны стульев. В отличие от тех же немцев, у которых тема их танковой формы (по крайней мере на военный период) более-менее изучена, у нас танкисты как-то обойдены вниманием. Нет, какие-то публикации были, причем выходили они не раз и не два, но на самом деле они сильно ясности в вопрос не вносили, а иногда и вовсе добавляли сумбура. Одним словом, уже давно имелся запрос на большую и толстую книгу, посвященную советским танкистам.


Масштабная линейка для понимания размеров

В результате книга эта вышла у того, у кого она и должна была появиться. Речь идет о Евгение Дриге, в своей среде человеке хорошо известном. Темой советских танкистов и танковых войск он занимается не один десяток лет, а его проекты хорошо известны. В своё время он уже создавал сайт, посвященный советской танковой форме. Также у него выходили такие книги, как "Механизированные корпуса РККА в бою. История автобронетанковых войск Красной Армии в 1940-1941 годах", "Погоны Советской Армии. 1943-1991 гг.", и "Войска Семена Михайловича. История организационного строительства стратегической конницы РККА". Из недавних новинок можно упомянуть и "Стальная форма стальных войск. Форма одежды личного состава мотомехвойск РККА образца 1934 года", написанная в соавторстве с Кириллом Цыпленковым, большим специалистом по форме Красной Армии. Советую ее поискать, там весьма доходчиво рассказано, как появилась та самая серо-стальная форма советских танкистов, введенная в 1935 году. Но книга, о которой пойдет речь, гораздо более масштабная. "Сталинские танкисты. Организация войск, прохождение службы, униформа", вышедшая в издательстве "фонд Русские Витязи", является поистине монументальной работой. Делалась эта книга почти 10 лет, так что можно представить, что получилось по итогу. 664 страницы, причем формат книги больше А4. Тот самый кубометр знаний, о котором так модно говорить, но не каждый видел.
Сложилась немного странная ситуация. Книга недавно вышла, ее много кто купил, но почему-то все молчат. Как-то даже странно :) Так что решил молчание нарушить и написать про книгу, тем более что у меня находится экземпляр, подаренный и подписанный автором. Прежде чем приступить к обзору, лишний раз следует поблагодарить Евгения за монументальный труд. Книга, мягко говоря, недешевая, но того стоящая. При тех объемах знаний, что в ней находится, ценник вполне объясним.

Нынешний год является юбилейным для отечественных бронетанковых частей. 29 мая 1920 года был сформирован первый бронеотряд РККА, а 1 августа 1920 были проведены успешные испытания опытного образца танка "Рено-Русский". Первое десятилетие у бронетанковых войск Красной Армии было сложным. То они были броневыми силами, то их приписывали к артиллерии (это норма, во многих странах и к началу Второй мировой войны танковые войска не были самостоятельным родом войск). Лишь 3 ноября 1929 года брожению умов положили конец. В этот день было образовано Управление Механизации и Моторизации Красной Армии, позже АБТУ КА, позже ГАБТУ КА, ну и так далее. До того момента была "своя атмосфера", которая требует отдельного исследования.


В книге много фотоматериала, а также справочной информации

Книга Евгения Дрига сконцентрирована на периоде с 1929 по середину 50-х годов, поэтому и называется она "Сталинские танкисты". Называется она так вполне обоснованно. Именно при Сталине танковые войска стали самостоятельным родом войск и при нем же достигли апогея своего развития. С конца 20-х годов начался резкий скачок развития как советского танкостроения, так и организационной составляющей. Он позволил не только догнать, но и во многом перегнать другие страны. Сколько бы не рассказывали про всяких немецких танковых асов, а правда жизни в том, что и качественно, и количественно советские танкисты в годы войны обошли всех. К концу Великой Отечественной войны советское танкостроение было безоговорочным лидером, а танковые войска имели множество успешных операций, сыгравших ключевую роль в Победе.


Подобный справочный материал есть по всему охватываемому книгой периоду

Следует сразу осадить тех, кто ищет в работе Евгения Дрига исключительно информацию про танковую форму. Книга слегка так шире данных рамок. Она рассказывает об организационной структуре советских танковых сил в разные годы, что не менее ценно, особенно с точки зрения довоенного периода, который не очень-то хорошо известен. При этом книга буквально напичкана фотографиями и иллюстрациями, многие из которых публикуются впервые. Собственно говоря, эти самые фотографии являются очень важным дополнением к той самой форме. Мало просто рисунка или фотографии реконструктора в форме, они часто скорее "я так вижу", а тут вы сами видите, каким был советский танкист в тот или иной временной период.


Приводятся оригинальные эскизы

Форме, естественно, в книге уделено много внимания. И не только ей. Обычно идет штатный набор "1935-1940-1941-1943", со знаками отличия на данный период, плюс образцы формы и так далее. Здесь ситуация совсем иная. Охват более широкий, и даже знаки различия захватываются по более раннему периоду. Базируются исследования на внушительном пласте архивных материалов, а также специализированной литературе. К тому же охватываются не только танкисты, но и те структуры, которые имели к ним прямое отношение. Фактически охватывается и более ранний период, то есть без знаменитой эмблемы бронечастей, введенной 29 мая 1922 года (именно она в своё время была на логотипе танкового музея в Кубинке), никак. Много материала взято из текстов приказов, то есть речь идет об оригиналах, с которых уже многие черпали знания. Дополняются они рисунками за авторством Юрия Юрова.


По форме даётся подробная информация

Без фотографий формы, элементов снаряжения, различных знаков и наград тоже никак. С этой точки зрения книга Евгения Дрига соблюдает правильный баланс. Это не "справочник реконструктора", информация даётся ровно в том объеме, что надо для понимания темы. Внушительный объем (84 страницы) посвящен одной из наиболее животрепещущих тем - специальному обмундированию. Да-да, тем самым комбинезонам, шлемам и прочему, что является главной темой махачей реконструкторов и не только их. Проведена кропотливая работа по изучению темы, от кожаной "спецовки" до комбинезонов военного периода. Очень подробно рассматривается и тема танковых шлемов, от самых первых, имевших "немецкую" родословную, до шлемов военного периода. Рассматривается и тема ленд-лиза, включая и летные куртки, которые нередко носили не только генералы, но и даже средний офицерский состав (кому как повезет). В общем, реконструкторам точно надо сразу на страницу 529 мотать, узнаете много нового. Ну и сразу на страницу 562, там именно тот самый правильный комбинезон обр.1935 года в правильном цвете, и с молнией. А еще есть комбинезон цвета хаки обр.1943 года.


Тот самый "правильный" комбез на молнии

Отдельно поднята тема женщин-танкистам, для бронетанковых сил Красной Армии тема весьма важная. Дело в том, что только у нас женщины воевали в таком количестве. Если в большинстве армий мира женщины в основном были во вспомогательных частях, то у нас они были и летчиками, и танкистами. Причем началось всё еще в 30-х годах. Раскрывается и тема женщин в Красной Армии, и их обмундирования. Последней главой является материал по автобронетанковым частям ОГПУ и НКВД. У многих эти органы связаны только с репрессиями, а зря. НКВД вполне себе воевало, и у них имелись бронепоезда, бронемашины и танки. Собственно, БТ-42 в Пароле сделан из НКВД-шного БТ-7М с бензиновым двигателем.


Из главы по женщинам-танкистам.

В заключение хочу сказать, что если вы интересуетесь темой советских танкистов, книга "Сталинские танкисты. Организация войск, прохождение службы, униформа" - это то, что надо обязательно иметь в свой библиотеке. Теперь это планка качества подобной литературы, не думаю, что в ближайшее время (а то и в ближайшие десятилетия) сможет эту работу перебить. Так что рекомендую поторопиться, вряд ли книга будет продаваться долго.

Книга на сайте издательства: http://aerospaceproject.ru/u27
Tags: книжное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бронепрокачка по-голландски

    Среди образцов бронетанковой техники, которая выпускалась американскими заводами, были и те, что практически не использовались самими американцами.…

  • Опасность на малой высоте

    Вертолеты, в виду особенностей их эксплуатации, часто работают на малой и сверхмалой высоте. И вот тут их ожидает большой риск в виде линий…

  • "Так совпало"

    Специально для особо жадных рекламодателей бывают такие билборды, как Призмавижн. Смысл их в том, что они состоят из трехгранных секций, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments