Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Лечение белых пятен лопатой

Наверное, самым внезапным танком Красной Армии является такая машина, как Т-60. Мало того, что его приняли на вооружение Красной Армии еще до изготовление первой машины, так еще в его истории более чем хватает белых пятен. В своё время я небольшую (на 200 с чем-то страниц) книгу по нему выпустил, но практика показала, что и этого объема маловато для того, чтобы охватить всё, что с этим танком связано. И дело не только в объемах: время идет, а вместе с ним потихоньку начинают всплывать разные вещи. Которые иногда оказываются "тем, чего нет". Вот как раз с Т-60 такое бывает.
Собственно говоря, сам по себе Т-60 является вещью в себе по целому ряду причин. Как известно, разрабатывало его КБ завода №37 в Москве, но, вопреки заблуждениям, именно в Москве его не выпускали от слова совсем. Один опытный образец, который Н.А. Астров и В.П. Окунев перегнали в Горький, не в счет. Так вот, уже с августа 1941 года, то есть в момент, когда танк только вставал в производство, заводы, которые должны были его выпускать, начали вносить свои изменения. Например, ХТЗ решил частично унифицировать данный танк с ХТЗ-16, бронетрактором, который выпускался в Харькове. А дальше пошло-поехало.
Есть такая шутка, что на каждой выставке самозарождается ярмарка мёда. По этой аналогии на каждом сборочном заводе самозарождается движуха в местном КБ "а давайте сделаем свой танк, или как минимум под себя его перепилим". И вот как раз с Т-60 ровно то же самое происходило. Практически любой танк или САУ, которые выпускались на нескольких заводах, имеют отличия, а уж если они еще и имели корпуса/башни от разных предприятий, веселуха становится еще больше. И вот как раз с Т-60 была именно такая ситуация. Когда оба фактора накладывались один на другой, начиналось такое, что мало не покажется. Моя любимая тема - это танки завода №264 выпуска весны-лета 1942 года. Даже по самым скромным подсчетам там получается не менее 300 комбинаций внешнего вида танка, что на порядок больше известных фотографий данных машин в тот период. Можете примерно себе представить, сколько еще открытий чудных ждет исследователей. И вот как раз случилось совсем недавно, благодаря копарям. Как раз то самое "то, чего не может быть".

Осенью 1941 года Т-60, наконец, пошел в крупную серию, по крайней мере на заводе ГАЗ. Танки пошли в войска, в октябре случился боевой дебют горьковских машин в ходе рейда на Калинин. Одновременно с выпуском Т-60, в КБ ГАЗ шли работы, целью которых являлось увеличение объемов выпуска танков за счет упрощения конструкции. 11 ноября 1941 года состоялось совещание руководства завода и КБ, основной повесткой которого стало упрощение танка. По его итогам было приняты изменения по 37 пунктам. Кроме того, вместо подъемного механизма был разработан плечевой упор, запущенный в серийное производство. Стоит отметить, что от подавляющего большинства упрощений конструкции старались отказаться при первой же возможности, скажем, уже к февралю 1942 года на танки ставился полный набор оптики и приборов. Хватало и всяких опытных работ, например, прорабатывался вопрос о замене ходовой части: вместо 8 опорных катков предлагалось уменьшить их диаметр и довести их число до 16 (по 8 на борт). Данное решение было продиктовано желанием более равномерно распределить удельное давление на грунт. Также в опытном порядке КБ ГАЗ разработало рессорную подвеску для Т-60 на случай перебоев с поставкой торсионов. Помимо этого, на случай перебоев с поставкой бандажей прорабатывался вопрос о замене резины на деревянные накладки.


Вот так должен был выглядеть (а теперь получается, что и выглядел) Т-60 выпуска ГАЗ после модернизаций, включая и новый башенный люк).

Впрочем, на ГАЗ, где с осени 1941 года заместителем начальника КБ стал Астров, занимались далеко не одними упрощениями. По результатам боевого применения стало ясно, что уровень бронирования танка недостаточен: лобовой лист толщиной 20 мм пробивался не только противотанковыми пушками с любых дистанций, но и противотанковыми ружьями. Данный факт был учтен в постановлении ГКО №893 от 13 ноября 1941 года. Данное постановление, помимо расширения производства танков на ГАЗ, обязывало завод разработать утолщенный корпус и башню. 16 ноября на заводе состоялось совещание, в котором, помимо руководства ГАЗ и КБ, принял участие начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер первого ранга Б.М. Коробков. По результатам совещания было принято решение увеличить толщину лобовых листов до 35 мм, рубку механика-водителя и корму до 25 мм, до той же толщины вырастала толщина брони башни. Но и это еще не всё: параллельно прорабатывались модернизировнные корпуса и башни, при этом данными работами занимались минимум на трёх заводах - ГАЗ, завод №264 и завод №37.


Тот самый "бумажный" люк башни.

Среди пунктов, которые предполагали модернизировать, была и башня. Ее не только собирались утолщать, но и несколько менять конструкцию. Дело в том, что имелся у нее один недостаток, который перекочевал еще с башни Т-60. В лобовой части башни имелся воздухоприток, довольно хитрый по форме, который не только усложнял изготовление башни, но и являлся пулемеприёмником. Каких-то больших жалоб на него не проскакивало, но явно они были. Иначе не объяснить тот факт, что уже в ноябре 1941 года появляется проект модернизированной башни со скошенной верхней деталью безо всякого воздухопритока. Такую башню позже разработали на заводе №264, но она (по крайней мере на основании имеющихся знаний) осталась на бумаге. А вот на заводе №37 данную башню, в несколько измененном виде, пустили в серию. За скошенный лоб у нее появилось локальное (среди моделистов) прозвище "питекантроп".


То самое, чего не может быть

Естественно, без воздухопритока в башне никак нельзя, так что где-то его требовалось размещать. На заводах №264 и №37 проблему решили просто: в створке башенного люка сделали воздуховод, самый примитивный был у свердловской машины, но он при этом пошел в серию. Конечно, маловат был воздухоприток, но иного решения вопроса не имелось. А вот на ГАЗ сделали совсем другую конструкцию. За основу был взят воздухоприток люка механика-водителя, сделанный в виде колпака. Сильно он не выпирал, но при этом обеспечивал весьма существенный приток воздуха. К тому же по потокам воздуха получалось более удачная конструкция.


Всё как по "проектному" чертежу.

Считалось, что эта конструкция является лишь проектной разработкой, не пошедшей в серию. Но вот копари данную теорию опровергли. Вот вам такой люк. По идее, в паре с ним должна идти башня без воздухопритока. Так что теперь надо будет фильтровать eBay и железо на предмет ГАЗ-овской машины с такой башней. Ну а одним белым пятном в истории Т-60 стало меньше.

Статья по Т-60 выпуска ГАЗ: https://warspot.ru/8473-t-60-tyazhyologo-perioda
Tags: Т-60, эхо войны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • "Давайте есть пчел"

    Традиционное вечерне-пятничное. Русификация, конечно, дело хорошее, но в меру, тут явно что-то пошло не так.…

  • "Вернуть всё взад!"

    Смена вывесок и названий является давней забавой много где. Вот и у нас после революции пошла волна переименований, вполне рядовое явление, особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments