Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

На безрыбье и эти пойдут

К началу Второй мировой войны сложилась ситуация, когда к самой кровопролитной войны в истории мало кто был готов. Особенно если начать смотреть на то, что происходило с точки зрения бронетанковой техники. Англичане имели на вооружение всяких 5-тонных "тараканов" с пулеметным вооружением, у французов имелся глубочайший кризис идей, который накладывался на невозможность выпуск необходимых танков в нужном количестве. По большому счету, больше всех на тот момент был готов Советский Союз, но воевать с немцами у нас не хотели, прекрасно понимая, что "заклятые друзья", которые совсем недавно скормили Гитлеру сначала Австрию, а потом и Чехословакию, могут провернуть ситуацию против СССР. Это к вопросу о том, почему был подписан Договор о Ненападении. А подписав договор, СССР сделал так, что никаких обходных маневров у англичан с французами не осталось. Польше же можно было только посочувствовать. Там был глубочайший кризис с точки зрения танкостроения, причем ни о каких грандиозных планах по танкам там и говорить смысла нет. Нечего, а главное негде, фактически танков нового поколения у Польши не было.
Между тем, ежели кто думает, что у Германии с танками было сильно лучше, то это зря. Программу разработки средних танков немцы к началу войны провалили. Фактически самым массовым танком среднего типа был Pz.Kpw.IV, который предполагался как танк поддержки, причем весьма малочисленный. А вот с Pz.Kpfw.III, который предполагался как самый массовый, ситуация оказалась аховой. Собственно, большое счастье немцев, что у их визави из Франции ситуация была хуже, и наступать было особо нечем (при этом французы сильно осторожничали, что им вышло боком). Наиболее массовыми немецкими танками были Pz.Kpfw.I, откровенно устаревшие к осени 1939 года танки, способные воевать только с пехотой, причем от этой самой пехоты сильно страдающие. На втором месте по массовости были Pz.Kpfw.II, причем поначалу этого танка в немецкой программе танкостроения не значилось. Всего в частях первой линии имелась 1151 штука, причем в бой немцы пустили все версии, включая и Pz.Kpfw.II Ausf.b. Машины, можно сказать, переходные, но имеющие больше шансов на поле боя, чем Pz.Kpfw.I.

Надо сказать, что сам по себе Pz.Kpfw.II нередко неправильно классифицируют. Многие ставят его в одну линейку с малыми танками, хотя на самом деле данная машина является одноклассником Vickers Mk.E, 7TP, Т-26 и LT vz.35, а также LT vz.38. Во всей этой линейке только у немецкого танка автоматическая малокалиберная пушка, но на самом деле еще надо вспоминать ряд других танков, например, AMR 35 ZT, Light Tank MK.VI и их аналоги. У них были крупнокалиберные пулеметы в качестве вооружения, так что выбор такого вооружения был осознанный. Плюнуть очередь было даже более эффективно, чем один раз выстрелить из пушки, тем более что тогда броня была противопульной. Самое интересное, что Kleinetraktor поначалу должен был иметь именно 20-мм автоматическую пушку, но случился конфуз. Дело в том, что танк задумывался трёхместным, а при имевшихся габаритах и лимиту по массе единственным способом поставить на него 20-мм автоматическую пушку оказалась её установка в неподвижную рубку. Поэтому и поставили башню с двумя пулеметами, а экипаж сократился до 2 человек. Но в январе 1934 года 6-й отдел Департамента Вооружений инициировал начало разработки нового лёгкого танка. Первоначально этот танк обозначался как verstaerkter Kleintraktor 6 to, то есть «усиленный малый трактор 6-тонного класса». Вот как раз из него и вырос танк, который назвали Pz.Kpfw.II.


Pz.Kpfw.II Ausf.b в ходе боёв в Польше.

Поначалу этот танк, который также именовался как La.S.100, должна была делать Krupp, но случился конкурс, в котором выиграла MAN. Башня и подбашенная коробка при этом делалась Daimler-Benz. В октябре 1935 года был подписан контракт на выпуск первых 75 танков, изначально названных нулевой серией, но быстро переименованных в 1.Serie/La.S.100. Выпуск должен был начаться в апреле 1936 года, а последние машины серии ожидались в сентябре. Обозначение нового лёгкого танка менялось 3 раза. В конце мая 1935 года он стал называться 2 cm M.G. Panzerwagen (Vs.Kfz.622), то есть «бронированная машина с 20-мм пулемётом (опытная машина 622)». 15 января 1936 года его переименовали в 2 cm M.G. Panzerkampfwagen, а 3 апреля, наконец, были приняты широко известный индекс Panzerkampfwagen II (2 cm) и сквозной индекс Sd.Kfz.121 («спецмашина 121»). Впрочем, боевая масса в 6 тонн оказалась скорее благим пожеланием. Уже танки Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, a/2 и a/3, по сути установочной партии, имели боевую массу 7,5 тонн. При этом танк получился весьма специфичным. Радиста-то втиснуть удалось, но он размещался в правом заднем углу корпуса. Специфичным оказалось и вооружение. Им стала 20-мм автоматическая пушка KwK 30, созданная на базе зенитного автомата 2 cm Flak 30, и пулемёт MG 34. По сравнению с Flak 30, ствол KwK 30 был укорочен с 65 до 55 калибров, а ёмкость магазинов сокращена с 20 до 10 патронов. Уменьшение объёма магазина позволило облегчить заряжание в ограниченном объёме боевого отделения и размещение боекомплекта в укладках. Зато представьте себе, что такое перезаряжать орудие через каждые 10 выстрелов. Еще то веселье.


С учетом качеств польской бронетехники, даже Pz.Kpfw.II Ausf.b были вполне себе бойцами.

Первой реально массовой версией стал 2.Serie/La.S.100, он же Pz.Kpfw.II Ausf.b. Всего их было заказано 100 штук. Танки данной версии собирались из более простой по составу и менее дорогой стали. Для компенсации потери прочности толщина брони увеличилась с 13 до 14,5 мм. Боевая масса поднялась с 7,6 до 7,9 тонн, но в целом на тактико-технических характеристиках танка это особо не отразилось. Корпус танка удлинился на 35 см, благодаря чему удалось увеличить объём моторного отделения и переделать систему охлаждения, выведя слабо защищённый вентилятор из-под обстрела вражеских пуль. Но имелись и недостатки. В ходе эксплуатации выяснилось, что у ходовой части имелись серьёзные проблемы. Ситуация в случае с Pz.Kpfw.II Ausf.a-b ещё больше усугублялась тем, что их опорные катки были меньшего, чем у Pz.Kpfw.I, диаметра. Ресурс рессор, использовавшихся в качестве упругих элементов, составил немногим более 500 километров. При этом с подвеской Pz.Kpfw.II Ausf.b ситуация обстояла чуть лучше, что стало причиной для переделки танков модификаций Ausf.a/1, a/2 и a/3. На них были установлены улучшенные рессоры, опорные катки и траки. Вместе с тем, было вполне понятно, что это полумеры, и с ходовой частью надо что-то делать. Кроме того, с осени 1937 года началась работа по модернизации других элементов Pz.Kpfw.II Ausf.a-b. Корпус у этих танков переделывали минимум дважды.


Идея с исходной подвеской оказалась не особо удачной.

В дальнейшем Pz.Kpfw.II получили модернизированную ходовую часть, которую применили на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C. Но в целом боевых качеств более ранних машин, особенно Pz.Kpfw.II Ausf.b, вполне хватало для применения против польских частей. А единичные машины повоевали и во Франции.

Статья по Pz.Kpfw.II Ausf.b: https://warspot.ru/6915-vneplanovyy-tank
Tags: pzkpfw ii
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сила убеждения

    Некоторые товарищи, которые нам совсем не товарищи, нередко ведут себя, скажем так, крайне своеобразно. И чтобы их урезонить, приходится прибегать к…

  • Бронепрокачка по-голландски

    Среди образцов бронетанковой техники, которая выпускалась американскими заводами, были и те, что практически не использовались самими американцами.…

  • Опасность на малой высоте

    Вертолеты, в виду особенностей их эксплуатации, часто работают на малой и сверхмалой высоте. И вот тут их ожидает большой риск в виде линий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments