Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Разведывательная альтернатива от Citroën

В 20-е и начале 30-х годов Citroën находился в зените славы, с точки зрения военных разработок. Благодаря сотрудничеству с Адольфом Кегрессом, первым, кто создал по-настоящему удачную полугусеничную схему, компания Андрэ Ситроена "отъела" приличный кусок военного "пирога". Да, он в межвоенный период был очень маленьким, но, как говорится, на безрыбьте и рак... Правда, поначалу в основном речь шла о полугусеничных автомобилях и броневиках на их базе. Тем не менее, был и танк: им оказался Renault FT-Kégresse, модернизация на ходовой части Адольфа Кегресса. Результаты боевых испытаний в Марокко оказались противоречивыми, но машина получилась серийная, она экспортировалась и даже чуток повоевала. Куда успешнее оказалась работа на кавалерию: уже в первой половине 20-х годов у нее появились полугусеничные броневики. Первым из них оказался itroën 10 HP P 4 T, изготовленный на полугусеничной базе Citroën-Kégresse P 4. Дальнейшее развитие этого направления привело к созданию Schneider P 16, первой массовой машины по программе AMC (Automitrailleuse de Combat, боевой бронеавтомобиль). Эти броневики по ряду ТТХ вполне тянули на роль колесных (точнее, полугусеничных) танков-разведчиков. Что по массе, что по вооружению, только броневая защита чуть хуже, да и то, смотря с чем сравнивать. У танков-разведчиков броня порой была ничуть не толще.
В такой ситуации появление полугусеничного танка было лишь вопросом времени. Нет, официально у кавалерии танков не было от слова совсем, но это официально. А на практике спецификация на бронемашины могла предусматривать полугусеничную, а то и гусеничную базу. Как раз это и случилось в ходе запуска 4 августа 1930 года программы моторизации французской кавалерии. Там почти сразу появился "броневик"-разведчик, здорово напоминавший танкетку. В 1931 году данная машина стала обозначаться как вседорожный лёгкий броневик для ближнего боя. Вскоре (16 января 1932 года) это обозначение сменилось на AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). Так вот, в конкурсе на AMR выиграла Citroën с полугусеничным "броневиком" Citroën P 28. Правда, счастье было недолгим: несмотря на то, что Citroën P 28 выпустили тиражом в 50 штук, с самого начала он рассматривался как учебная машина. А победа осталась за Renault и ее гусеничным танком-разведчиком Renault VM, который приняли на вооружение как ARM 33 VM. Но Citroën жаждала реванша, и он, спустя несколько лет, почти случился. Речь идет об AMR Citroën P 103, вполне удачной машине, которая стала жертвой обстоятельств.

В феврале 1934 года бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, сформулировал требования на улучшенный вариант Renault VM. Главным требованием стал перенос силовой установки назад, в виду этого длина корпуса возрастала. К тому времени опытный образец с номером 79759 уже вышел на испытания, на которых он показал впечатляющие 72 км/ч. Впрочем, от этого варианта решили отказаться — мотор был не только мощнее, но и больше, да ещё и сложнее. Кроме того, танк и так обладал вполне достаточной для своих задач подвижностью. Тем не менее, работы по будущему AMR 35 ZT стартовали, причем они спровоцировали и конкурентную борьбу. Главным из них оказался как раз Citroën, который, на сей раз, решил не мудрить и создать танк по "нормальной" (точнее, почти нормальной) схеме.


AMR Citroën P 103, кавалерийский танк-разведчик от Citroën.

Представленный в начале 1935 года опытный образец AMR Citroën P 103 оказался вполне приличным танком-разведчиком, который, вместе с тем, создавался по, так сказать, генеральной линии партии. Для начала, от идей Адольфа Кегресса никто отказываться не собирался. Если внимательно взглянуть на ходовую часть танка-разведчика AMR Citroën P 103, можно легко заметить характерные черты полугусеничных тягачей. Никуда не делать знаменитая резинотканевая гусеничная лента с резинометаллическими «башмаками», характерное ведущее колесо и другие элементы. Да и блокированная подвеска имела родословную от Citroën P 28. Также оттуда взяли мотор Citroën K, правда, объем вырос с 3 до 4 литров, соответственно, выросла и мощность. Для машины массой 5480 кг его вполне хватало. У AMR 35 ZT мотор был мощнее (82 лошадиные силы), но и танк получился тяжелее (6500 кг). Так что получился паритет, особенно с точки зрения подвижности. Особенно с учетом того, что типовой "максималкой" AMR 35 ZT было 40 км/ч, а до 55 км/ч он разгонялся на короткое время. Самое главное, что башня Avis 1 на AMR Citroën P 103 была такой же.


Литая носовая секция - одна из фишек детища Citroën.

Существенно меньшая масса была достигнута за счет более удачной компоновки и меньших габаритов корпуса. Впрочем, интересен AMR Citroën P 103 был не только этим. Как раз в начале 30-х, с подачи Hotchkiss, во французских танках массово стало применяться литьё. Так вот, носовая часть "разведчика" была сделана литой, с толщиной стенок 20 мм. Это позволило сделать нос машины единой деталью, это и упрощало выпуск, и повышало стойкость брони. При этом люк механика-водителя «уезжал» по направляющим внутрь отделения управления. Что не менее важно, все эти инновации от Citroën может и выглядели необычно, но - работали. Машина вполне успешно прошла испытания. Казалось бы, 17 мая 1934 года, то есть почти за год до того, был оформлен договор №397 D/P на изготовление 100 разведывательных «броневиков» AMR 35 первой производственной серии. Но французская кавалерия явно о чем-то подозревала. Поставки AMR 33 VM затягивались, первые машины поступили только в 1934 году, а Citroën с заказами справлялась явно оперативнее.


Внутри боевого отделения AMR P 103


24 апреля 1935 года AMR Citroën P 103 официально признали удовлетворяющим требованиям программы AMR, соответственно, Citroën готовилась к организации серийного производства. Но, увы, беда пришла, откуда не ждали. 3 июля 1935 года не стало Андрэ Ситроена, главной движущей силы компании. А вот Michelin, которая в 1934 году прибрала Citroën к рукам, военное направление было не особо интересным. Даже полугусеничные тягачи Citroën-Kégresse оказались в немилости, новейшую модель P 107 подхватила UNIC, поэтому она и известна как UNIC P 107. Кривая ухмылка заключается в том, что Michelin всё равно не избежала военных заказов. Ибо Citroën являлся основным легким грузовиком французской армии, а Citroën Type 45 - основным тяжелым грузовиком. Ну и с точки зрения планирования менеджеры Michelin были какими-то малохольными. Такой заказ упустили, кто же знал, что Renault со своими кавалерийскими танками так обделается.

Статья по AMR 35 ZT: https://warspot.ru/17064-malyy-kavalerist-razvedchik
Tags: французские легкие танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Купи себе медаль"

    В наше время ковидло-истерии весьма популярными стали своеобразные ачивки и прочая сувенирка. Бывает она смешная, бывает нелепая, но в целом уровень…

  • "Пройдемте в лагеря"

    Как только началась Вторая мировая война, в сторону лучшей доли потянулись колонны беженцев. Нередко они переходили границы соседних государств…

  • Крупногабаритные залежи

    Официальная смерть программы немецких сверхтяжелых танков случилась 10 июля 1944 года. В этот день Гитлер приказал все работы по данным темам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments