Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крейсер, который не получился

То, что даже новейшие крейсерские танки, на фоне немецких машин, выглядят не очень, английские военные поняли очень быстро. 2 февраля 1939 года была разработана спецификация на новый крейсерский танк. Согласно ей, максимальная толщина брони машины должна была составить 40 мм. При этом сохранялось вооружение, подвеска и боевая масса на уровне уже разработанных крейсерских танков. Работы по новому танку, который получил индекс A13 Mk.III, вели три компании. LMS разрабатывала непосредственно корпус и шасси, для Nuffield отводилась роль разработчика башни. Третьей фирмой, задействованной в разработке A13 Mk.III, стало двигателестроительное предприятие Henry Meadows. Отчасти такое решение было связано с нелестными отзывами, приходившими в адрес моторов Nuffield-Liberty. При этом участие в проекте A13 Mk.III не означало, что Nuffield отказывается от разработки своего собственного танка - там начали делать крейсерский танк с индексом A15, который имел ту же башню, что и A13 Mk.III.
С самого начала стало понятно, что индекс A13 Mk.III слегка так лукавый. Дело в том, что вместо глубокой модернизации у LMS получился совсем новый танк, который унаследовал от предшественника лишь ходовую часть. Впрочем, даже его подвеска отличалась от таковой у исходной машины. Вместо вертикально стоящих свечей инженеры LMS установили их под наклоном, что позволило снизить высоту корпуса. При этом танк получился не только ниже, но и короче предшественника. Удалось это благодаря использованию 16-литрового двигателя DAV разработки Henry Meadows. Этот 12-цилиндровый мотор мощностью 300 лошадиных сил был выполнен по оппозитной схеме, благодаря чему получилось уменьшить высоту моторно-трансмиссионного отделения. Предполагалось, что работать с мотором в паре будет планетарная трансмиссия Wilson. Идея понижения корпуса была хорошей, но вот исполнение... Дело в том, что радиаторам системы охлаждения в МТО места не нашлось, и инженеры LMS не нашли ничего лучше, чем перенести их в переднюю часть корпуса. Радиаторы разместили слева по ходу движения, а рубку механика-водителя сместили вправо. Доступ воздуха к радиаторам осуществлялся через жалюзи, которые оказались в самом критичном с точки зрения обстрела месте. Спереди жалюзи защищал отбойник, но он прикрывал настолько узкий сектор, что его эффективность приближалась практически к нулю. Не нашлось места в МТО и воздушным фильтрам, которые разместили на надмоторной плите и для очистки совести прикрыли лёгкими кожухами. Стоит упомянуть и то, что радиаторы дополнительно охлаждались вентиляторами, которые приводились в движение мотором поворота башни.
Поначалу тот дурдом, который устроили в LMS, не показался таковым. 17 апреля 1939 года LMS получила от Военного Министерства контракт на изготовление ста танков, при этом изначально даже не собирались строить опытные машины. Но потом всё же решили заказать опытную машину. A13 Mk.III успели принять на вооружение под индексом Cruiser Tank Mk.V ещё до того, как был построен первый экземпляр машины. Такая спешки объяснялась тем, что война была на пороге, а потому требовалось срочно строить танки, с которыми у англичан была ситуация, близкая к кошмарной. Собственно, первые серийные крейсерские танки начали строить только с января 1939 года, а до того современных танков у английской армии не было вообще. В результате та ситуация, что случилась с танком, позже получившим обозначение Covenenter, была запрограммированной. При такой спешке и столь специфичным подходом к системе охлаждения и должна была получиться боевая машина, которую по итогам боевой не признали.

Надо сказать, что проблемы у машины начались еще до того, как построили первый танк. О планетарной трансмиссии Wilson пришлось забыть, а вместо нее поставили КПП Meadows от Cruiser Tank Mk.IV, которую совместили с планетарным механизмом поворота Wilson. Это внесло дополнительные проблемы, связанные с охлаждением получившейся конструкции. Ещё одной потерей стал отказ от использования опорных катков из алюминиевого сплава. Хотя каждый такой каток весил почти на 10 килограмм меньше стального, пришлось идти на упрощения. Вместе с тем, опытный образец танка имел и то, и другое. 23 мая машина, еще не получившая башни, прибыла на испытания. На них она прошла 1283 к, развив максимальную скорость 60 км/ч. Поскольку на нём стояло экспериментальное оборудование системы охлаждения, проблем с перегревом обнаружено не было. Позже на танк поставили экспериментальную трансмиссию Merritt-Brown, с которой он преодолел ещё 1342 километров. Вроде всё хорошо, но машина-то опытная, а вот дальше началось веселье.


Сборка Covenanter I, 1941 год.

Проблемы начались уже на стадии испытаниях второго опытного образца. За исключением пулемётной установки в рубке механика-водителя, эта машина полностью соответствовала серийным Cruiser Tank Mk.V. После 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа — 177 градусов! Перегрев наблюдался у масляной системы охлаждения, имелись проблемы и с коробкой передач. Видимо, в этот момент английские военные и стали понимать, какое счастье себе заказали. Попытки исправить ситуацию привели к тому, что старт производства Cruiser Tank Mk.V пришлось отложить. Первые танки покинули заводы только в конце декабря, и до конца 1940 года их выпустили всего 7 штук. Направились они прямиком в Бовингтон, где приняли участие в войсковых испытаниях. Посыпался буквально ворох нареканий эксплуатационного характера. Максимально плотная компоновка моторного отделения привела к большим проблемам при его обслуживании. Масса замечаний касалась и удобства работы в боевом отделении.


Внешне машина была довольно интересной, и может даже в бою оказалась бы не хуже Crusader. Вот только в Африку везти ее было попросту нельзя.

Несмотря на то, что проблемы с системой охлаждения не были устранены, производство Cruiser Tank Mk.V никто не отменял. LMS, Leyland и English Electric совместными усилиями выпустили в первом квартале 1941 года 81 танк, во втором уже 186, а в третьем 212 машин. Впрочем, это были далеко не те объёмы, которые хотело видеть Военное министерство. Потребность британской армии в крейсерских танках по состоянию на январь 1941 года оценивалась, ни много ни мало, в 9930 штук. Поэтому контракты по танку, который с сентября 1941 года получил обозначение Covenanter I, сыпались на собиравшие его предприятия как из рога изобилия. Тем не менее, выпускался Covenenter I до осени 1941 года, всего их произвели 500 штук. Танки ранних серий имели орудийную маску, выполненную по образцу Cruiser Tank Mk.IVA. Более поздние машины получили маску более удачной конструкции, которая исключала заклинивание вражескими снарядами.


15/19-й Королевский Гусарский полк на Covenenter I, 1941 год. Боеспособными они были номинально.

Результатом столь своеобразного отношения к системе охлаждения стало то, что Covenanter был "учебным" танком. Отчасти он свою задачу выполнил, он массово применялся учебными частями. Но ведь в общей сложности был изготовлен 1771 танк Covenanter во всех модификациях. 1771 учебный танк! Да, и Cruiser Tank Mk.VI, он же Crusader, был не подарок, но эти машины могли воевать. А в чистом виде Covenanter лишь раз ездили в Африку, и до фронта так и не доехали. LMS можно было осыпать крестами, дубовыми листьями и прочими наградами.

Статья по Covenanter: https://warspot.ru/5492-tank-rezervist
Tags: covenanter
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • "Я у мамы фототовод"

    Полку салаватов щербаковых прибыло. На сей раз отличились в Комсомольске-на-Амуре. Там решили увековечить славу детей, которые трудились на благо…

  • "Родина слышит!"

    По поводу борьбы с вражеской пропагандой были самые разные истории. Случаи, когда к борьбе с вражескими голосами привлекали "местных", хватало, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments