Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Полигон для GHH

Те, кто ищет в испытаниях немецкой техники на полигоне ТЕКО (он же Kama у немцев) под Казанью какие-то существенные признаки помощи немцам, слегка так не в теме происходившего. На самом деле Советский Союз с этих испытаний собрал очень неслабый гешефт. Во-первых, из всего того, что туда привезли немцы, ни один танк не стал не то, что серийным, а даже серьёзной базой для развития. Во-вторых, немцы привезли в Советский Союз носители технологий, причем к ним имелся полный доступ, чем и воспользовались. В целом ряде танков, которые позже выпускались в Советском Союзе, имели те или иные вещи, которые подсмотрели на ТЕКО. В-третьих, на Технических Курсах Осоавиахима побывало некоторое количество танковых конструкторов, которые смогли своими руками пощупать немецкие новинки. А заодно и понять, как танки делать не надо.
Еще один тонкий момент связан с тем, что некоторые альтернативно одаренные всерьёз говорят неприятии немцами концепции колесно-гусеничных танков. С легкой руки одного известного автора эти машины называют "танками-агрессорами", хотя у того, кто это повторяет, на лбу сразу начинает светиться слово "дебил". Колесно-гусеничными танками в то время занимались все, но не у всех получилось. Вот и у немцев не получилось. Нередко можно читать, что под Казанью испытывалось 10 танков, но на самом деле это не так. Счетоводы в упор не замечают еще один тип танка, причем даже не догадываются иногда, что он немецкий. Речь идет о Räder-Raupen Kampfwagen m/28, хотя его больше знают как Landsverk L-5. Это первый танк немецкого инженера Отто Меркера, который в то время работал на Maschinenfabrik Eßlingen AG. Оно, в свою очередь, входило в состав GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb). Под «колпаком» GHH находился также MAN, а к середине 20-х годов у компании появился шведский филиал — AB Landsverk из Ландскроны. Думаю, вы уже догадались, насколько "шведским" был Landsverk L-5. Из 6 танков данного типа в Швеции было построено всего 2, а остальные чисто немецкой постройки. Ну и вся начинка немецкая, и конструкция немецкая. А еще все 4 немецких колесно-гсеничных танков испытывались в СССР. В советских документах Landsverk L-5 обозначался как «Танк Г.Х.Х. (колёсно-гусеничный)». К слову, сам Меркер неоднократно появлялся на ТЕКО. Правда, машина получилась так себе, поэтому на свет появился сначала проект модернизированного L5, а позже Landsverk L-30, более известный как Strv fm/31. Вроде швед, а на самом деле тоже немец.

История этого танка началась в декабре 1930 года, когда представители KAAD во главе с капитаном Браттом отправились в Германию. В ходе визита на Maschinenfabrik Eßlingen AGим показали Landsverk L-5. Заодно Меркер показали им эскизный проект нового варианта танка, обозначавшегося как Landsverk L-6. Это была уже более привычная машина с кормовым расположением моторного отделения. На L-6 предполагалось ставить V-образный 12-цилиндровый мотор Maybach DSO 8 мощностью 150 лошадиных сил. По расчётам главного конструктора Landsverk, у нового шасси максимальная скорость на гусеницах должна была составить 35 км/ч, а на колесах — 70 км/ч. В общем, многообещающий проект, в KAAD им заинтересовались. Особенно интерес вызвали испытания L05, который скорее был уже демонстратором технологий. При этом Меркер предлагал поставить 37-мм автоматическую пушку, от чего в KAAD отказались. Им больше понравилась башня Leichttraktor, благо что Krupp, ее создавший, являлся владельцем другого шведского предприятия - Bofors.


Первый вариант Landsverk L-30, 1931 год. Подвеска еще старого типа.

По итогам предложений, которые Landsverk получила от KAAD, в июле 1931 года появился эскизный проект Landsverk L-30. Он довольно сильно отличался от предшественников, причем, по ходу пьесы, в конструкцию вносились различные изменения. Но это он в Швеции Landsverk L-30, а вот на других чертежах значится совсем иное обозначение. Räder-Raupen Kampfwagen RR 160. Да-да, GHH никуда не делась, шведы всё еще продолжали быть для немцев испытательным полигоном. Согласно уточненным данным, максимальная скорость танка на гусеницах составляла 37,5 км/ч вперёд и 15 км/ч назад, на колёсном ходу машина развивала скорость 75 и 30 км/ч соответственно. Запас хода на гусеничном ходу составлял 140 км, при переходе на колёса он возрастал до 300 км. Боевая масса оценивалась в 9750 кг. Толщина брони составляла 12-14 мм, этого хватало, чтобы уверенно противостоять пулям винтовочного калибра. В целом же получался некий аналог Leichttraktor, только гораздо более подвижный. Ну и с главной фишкой Меркера - опускаемым колесным приводом, причем делалось это не выходя из машины и очень быстро. Правда, конструкция этого привода была крайне непростой, за всё хорошее приходилось платить.


Изготовление Lansverk L-30 и L-10 на заводе Landsverk.

17 октября 1931 года KAAD принял окончательное решение по постройке машины. К тому времени Landsverk также работал над чисто гусеничной машиной - Landsverk L-10, тоже детище Меркера. И вот на нее шведские военные и поставили. Заказано было три таких танка, в корпусами из броневой стали, а также с башнями, имевшими вооружение. А вот опытный образец L-30 заказали из неброневой стали. С одной стороны, это позволило сэкономить, а с другой, продемонстрировало отсутствие особого энтузиазма в отношении колёсно-гусеничного танка. Не получил этот танк и вооружения, да и башня тоже являлась скорее муляжом. Так что машина выпускалась скорее как демонстратор технологий. По хорду разработки конструкции L-10 и L-30 всё больше отличались друг от друга. У колёсно-гусеничной машины изъяли курсовой пулемёт, а в лобовом листе корпуса появился большой люк. Крылья у L-30 оказались менее развитыми, иначе выглядели боковые обводы корпуса, а от экранов, прикрывающих колёса и ходовую часть, конструкторы отказались. Тем не менее, одно оставалось неизменным - колесно-гусенчиный танк продолжал находиться в меньшем приоритете. И в этом KAAD не ошиблась.


Танк-агрессор по-шведски, с деревянной пушкой.

По результатам переработок даже со всеми условностями L-30 оказался тяжелее изначальных данных. Его боевая масса составила 11,5 тонн, что на полтонны больше L-10. Машина получила обозначение Strv fm/31 (танк модели 1931 года, экспериментальный). Её максимальная скорость на гусеницах составила 35 км/ч, а на колесах — 75 км/ч. Вот только L-10 на гусеницах был быстрее, а броневая защита явно солиднее. При этом оба танка шведским военным всё равно не понравились. Тем не менее, KAAD для себя окончательно уяснила вопрос, нужен ли колесно-гусеничный привод. Позже Landsverk еще пыталась создать что-то колесно-гусеничное, но время ушло. По подвижности чисто гусеничные машины уже были очень близко, зато получались куда проще. При этом надо понимать, что выводы сделали для себя не только шведские военные. Вы же ведь хорошо помните, откуда у немцев появилась торсионная подвеска? :)

Статья по Strv fm/31: https://warspot.ru/11271-shvedskaya-ekzotika-s-nemetskimi-kornyami
Tags: колесно-гусеничные танки, шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Копаем организованно!"

    Сохранившиеся до наших дней документы, относящиеся временам оккупации Украины немцами, являются крайне интересным пластом информации. Немцы, как люди…

  • "Несутся в бой картонные танкисты"

    Кино про японских военных - это почти всегда ярко, зрелищно, но при этом слуга так упорото. Дело не только в банзай-атаках, но и в том, какой обычно…

  • Барражирующий привет сверху

    Продолжая тему беспилотных летательных аппаратов, которые были представлены на международном военно-техническом форуме "Армия-2020". Ныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments