Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крупногабарит для непосредственной поддержки

Теория и практика, как известно, часто друг с другом слабо стыкуются. Это ощутили на себе и немецкие бронетанковые силы в первые же дни Второй мировой войны. Противопульная броня оказалась совсем не надежной защитой, поскольку польские войска активно применяли не только противотанковые ружья, но и противотанковую артиллерию. Еще одним уроком стало то, что для поддержки и пехотных, и танковых соединений необходима артиллерия. Немецкая пехота использовала пехотные орудия двух типов – легкое 7.5 cm leIG 18 и тяжелое 15 cm sIG 33. Как раз вторая система для поддержки подходила хорошо, но имелся один минус - масса. Почти две тонны просто так не потаскаешь, кроме того, для разворачивания в боевое положение требовалось время, а враг отнюдь не будет меланхолично смотреть на весь этот процесс. Так что после польской кампании возникло вполне логичное желание иметь самоходную артиллерию непосредственной поддержки.
Проблема заключалась в том, что по мановению волшебной палочки самоходка не получится. Надо сказать, что с самоходной артиллерией для непосредственной поддержки немцы ковырялись еще в 20-е годы. Сначала это были тракторные шасси, потом специальные, но ничего путного из этого не вышло. Впрочем, не вышло тогда почти у всех. Но, как всегда, победило абстрактное мышление. В немецких частях было много легких танков Pz.Kpfw.I. Еще в Испании появилось понимание, что чисто пулеметный танк на поле боя не особо боец, а окончательно это стало явно в Польше. Вместе с тем, Pz.Kpfw.I Ausf.B, имевший более совершенную базу, вполне подходил как база для САУ. Во-первых, их было много, во-вторых, их было банально не жалко. Так на свет и появилась данная система - 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Выглядящая весьма неказисто, она стала первой крупнокалиберной САУ непосредственной поддержки, которую применили в годы Второй мировой войны.

На Alkett, который в начале 1940 года получил задание на разработку данной машины, пошли по пути наиболее простых решений. Рецепт изготовления 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B оказался очень простым. Танк лишался башни и подбашенной коробки, благо что они крепились на болтах. Дальше можно было просто взять качающуюся часть орудия и ее смонтировать внутри, но был нюанс. Задание требовало использование sIG 33 без каких-либо переделок, то есть колесным лафетом. Посему рудие просто закатывалось на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B без подбашенной коробки и закреплялось. Ширина колеи sIG 33 была такова, что закатывалась она по крыльям. Поскольку те явно не были рассчитаны на такую массу, на крылья приварили специальные усилители, к которым и крепились колеса орудия. С лобовой части, а также бортов, орудие "обшили" листами брони, которые образовали рубку. В результате общая высота а машины достигала 2,7 метра, а боевая масса – 8 тонн. На момент создания это была самая высокая боевая гусеничная машина вермахта. Ее экипаж состоял из семи человек, из которых трое ехали сзади на полугусеничном тягаче Sd.Kfz.10, выполнявшем роль подвозчика боеприпасов. Да и боеприпасов было ровно столько, сколько помещалось на танке. Штатной укладки не предусматривалось.


15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, решение моторизации пехотного орудия по-немецки.

Несмотря на то, что машина получилась, мягко говоря, странной, немецкое командование это не смутило. В конце концов, имелись полугусеничные истребители танков на шасси Sd.Kfz.8, которые были еще выше. Так что работы по 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B одобрили, что означало запуск производства машин. Ну как сказать, производства... Сама Alkett выпуском данных самоходок не занималась. Судя по всему, была подготовлена документация по переделке Pz.Kpfw.I Ausf.B в самоходы, а дальше их конверсией занимались полевые мастерские. Возможно что даже были нарезаны броневые листы и прочие детали, их направляли в войска, а дальше там начиналось шоу "сделай сам". Так или иначе, но за короткое время удалось построить 38 машин данного типа. Они получили серийные номера в разбросе 10478-16486. То есть в дело пошли не только "боевые"
Pz.Kpfw.I Ausf.B, но и учебные машины на данной базе. Собственно, учебные танки в боевые переделывали часто, в "Патриоте" как раз такая машина стоит. В любом случае, к началу французской кампании немцы получили несколько десятков странных, но вполне эффективных боевых машин.


Процесс монтажа sIG 33 на танковое шасси.

Собственно говоря, еще до начала французской кампании было ясно, что 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B окажется отнюдь не в пехотных частях. Для поддержки "стального кулака" танковых дивизий машины по ним и распределили. Была создана новая боевая единица - батарея моторизованных тяжелых пехотных орудий (s.IG.Kp(Mot.S)). Согласно штату, в каждую батарею попало по 6 самоходных установок. Батарея состояла из трех взводов по 2 самоходные установки и по 4 тягача Sd.Kfz.10 в каждом. В общей сложности по 6 дивизиям распределили 36 машин, которые весьма активно применялись в ходе французской кампании. Естественно, тут же вылезла целая масса "болячек". В виду того, что боевая масса машины на 2,5 тонны превысила базовый танк, поломки были довольно частым явлением на маршах. Как ни странно, в этом случае помогала несуразная с виду конструкция машины: тяжелое орудие можно было снять с шасси и прицепить сзади. В такой конфигурации нагрузка на шасси оказывалась значительно меньшей. Да и высокий силуэт делал 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B хорошей мишенью. Тем не менее, сама идея оказалась удачной. При всех минусах такая штука всё равно была мобильнее буксируемого оружия, а выстрел прямой наводкой уничтожал с одного выстрела дом. Поэтому появление моторизованной артиллерии восприняли скорее с энтузиазмом.


В ходе боёв за Францию.

Несмотря на в целом удачные результаты применения, дальнейший выпуск 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не производился. Приоритетом было создание истребителей танков, да и заводы были загружены выпуском полноценных танков. Тем не менее, иные САУ данного типа провоевали почти до начала 1943 года. Для эрзаца очень даже неплохо.

Статья по 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B: https://warspot.ru/9376-malye-da-udalye
Tags: pzkpfw i, самоходные лафеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Black russian

    Любая выставка, посвященная вооружению и военной техники, обязательно привлекает весьма странные аппараты, некоторые из которых относятся к категории…

  • Немецкая коничка на изучении в СССР

    В межвоенный период работы по различным новинкам артиллерии шли весьма активно. Одной из таких новинок стал принцип конического канала ствола.…

  • Работы в ЦМВС 24.10.2020

    На минувшей неделе в Московской области позакрывали музеи. Но не в нашем Нерезиновске! Посему в ЦМВС работы в минувшую субботу состоялись. На сей раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments