Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Подвижная гаубица по-американски

Самоходная артиллерия появилась на полях сражений Второй мировой войны отнюдь не случайно. Первая итерация этих боевых машин образовалась еще в годы Первой мировой войны. Причина прозаична - невысокая подвижность буксируемой артиллерии и необходимость наличия специализированного образца, способного быстрого развертывания и ведения огня. В Первую мировую войну до по-настоящему массового явления концепцию самоходной артиллерии довести не успели, а в межвоенный период было не до того. Кроме того, артиллерийское командование в большинстве стран является весьма консервативными людьми, им бы чего более массовое и дешевое. Поэтому ставку делали на буксируемую артиллерию.
Касалось это и американцев. 105-мм гаубицы они пытались механизировать еще в конце Первой мировой войны, но как-то дело не задалось. Ситуация поменялась только после начала Второй мировой войны. Появилось понимание, что механизация артиллерии всё же нужна, прежде всего для тех частей, что имели высокую подвижность. Одним из первых кандидатов на механизацию стала 105-мм гаубица M2A1, очень удачное орудие, которое до сих пор кое-где состоит на вооружении. В виду того, что работы по гусеничным САУ только начинались, первым делом использовались полугусеничное шасси. Так на свет появилась HMC T19 на базе полугусеничного бронетранспортёра M3. Уже в январе 1942 года начался серийный выпуск HMC T19, всего построили 324 машины данного типа. Впрочем, это была полумера, поскольку полугус для такого оружия маловат и слабоват, да и боекомплект мизерный. Посему еще в июне 1941 года была подготовлена спецификация на Howitzer Motor Carriage T9. Правда, самоходная гаубица на шасси Medium Tank M3 получилась далеко не сразу. Первые наработки по данной идее оказались не очень удачными. Более успешной оказалась HMC T32, в которой учли ошибки предыдущих разработок. Так на свет появилась боевая машина, которая в апреле 1942 года была стандартизирована как HMC M7. Ей было суждено стать самой массовой американской гаубичной САУ военного периода.

Надо сказать, что отчасти причиной успешности HMC M7 стало то, что американцы несколько отошли от привычной концепции подобных машин. Обычно для легких гаубиц брали и довольно легкое шасси, достаточно вспомнить ту же Wespe, по сути прямой аналог HMC M7. Это вполне привычное явление, концепция "орудие побольше на шасси поменьше" является типовой. Здесь же был использован средний танк, что с самого начала решило массу проблем. Прежде всего это касалось размеров боевой платформы. Нельзя сказать, что HMC M7 была автобусом, но внутри разместился экипаж из семи человек. Причем у M2A1 наведение было раздельным. Еще одним плюсом стал боезапас. У HMC M7 боекомплект был в два с лишним раза больше, чем у Wespe, а за счёт более просторного боевого отделения и большего расчёта максимальная скорострельность достигала 8 выстрелов в минуту. Не говоря уже о том, что у немецкой машины шасси оказалось перегруженным. В случае же с HMC M7 боевая масса составила 23 тонны, что существенно ниже базового танка. Разумеется, это существенно повлияло на подвижность.


Первыми HMC M7, она же Priest I, применили англичане.

Еще одним существенным плюсом HMC M7 стала массовость. Нельзя сказать, что та же Wespe была редким явлением, да и предназначалась она для вполне определенных подразделений, где их численность и была вполне достаточной. Но с теми темпами, которые были заданы для HMC M7, было не сравнить. Только за первый год выпуска American Locomotive Company (ALCo) сдала 2028 машин данного типа. А всего их на ALCo построили 3314 штук. Такой внушительный темп был связан с тем, что на САУ обратили внимание и англичане. Более того, поначалу заказ был более чем внушительный - 2500 HMC M7 в 1942 году и ещё 3000 — в 1943 году. Подобно мегапрограмме по выпуску Medium Tank M3, эти пожелания имели мало общего с реальностью, но тем не менее. Кстати, первыми данные машины применили как раз англичане. Уже летом 1942 года начались поставки по ленд-лизу, в результате к началу оборонительной операции в районе Эль-Аламейна англичане имели около 90 HMC M7. По итогу первого применения в конструкцию машины внесли некоторые изменения, в частности, сделали более высокими бортовые секции (на машинах раннего выпуска сделали наварки). В общей же сложности англичане получили 828 (по некоторым данным — 832) машин данного типа. Носили они именование Priest I. Вопреки домыслам, данное обозначение было типовым для английских САУ, которые получали имена "священников".


В Тунисе на американских HMC M7 были специальные обозначения, которые говорили - "мы американцы".

Надо сказать, что перераспределение поставок в пользу англичан не очень хорошо сказалось на планах оснащения HMC M7 американских подразделений. Отправка более трети выпущенных машин первой серии привела к тому, что HMC M7 не хватало самим американцам. Согласно штату, эти машины поступали в дивизионы самоходной полевой артиллерии (AFAB). В каждом дивизионе было по 3 батареи (6 машин в каждой). При этом бронетанковые дивизии, куда прежде всего шли HMC M7, должны были иметь по 3 дивизиона. На практике же к началу операции «Факел» часть дивизионов продолжала иметь на вооружении HMC T19. Сложилась комичная ситуация, когда бронетанковые дивизии имели на вооружении устаревшие HMC T19, а часть пехотных дивизий уже получила HMC M7. На фоне успеха первого боевого применения и выросших объёмов выпуска уже к началу 1943 года эта САУ стала массовым явлением и в американских войсках. Тем не менее, в ходе боев в Тунисе американские дивизионы имели весьма пёструю матчасть.


Та самая кольцевая турель, из-за которой возникал теория происхождения обозначения Priest. На самом деле нет.

Нельзя сказать, что HMC M7 получилась с самого начала. Уже в начале производства в машину внесли ряд изменений, в том числе связанных с увеличением боекомплекта. Различные изменения шли и дальше. Тем не менее, можно однозначно говорить о том, что первая массовая американская гаубичная САУ удалась. Она выглядела на фоне аналогов явно предпочтительнее, да и наличие недостатков было не столь и существенным. В пользу успешности HMC M7 говорит и то, что ее служба продолжилась и после войны.

Статья по HMC M7: https://warspot.ru/16967-mobilnaya-gaubitsa-po-amerikanski
Tags: m3 medium tank, американские САУ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модернизация Б-4 по-свердловски

    Одной из больших удач отечественной артиллерии межвоенного периода стала 203-мм гаубица особой мощности Б-4. Подобно знаменитой "полковушке", это…

  • Плати от сердца к солнцу

    На днях в Казахстане, а именно в Шымкенте, заработала система оплаты проезда TOLEM. Всё бы ничего, но внезапно их страничка в мордокниге перестала…

  • Скорость прогресса

    Тот самый прогресс, о котором так часто говорят, никуда не делся, это касается, в том числе, и автомобилей. Кажется, что автомобили и так достигли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment