Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Три головы для Северной Африки

То, какой лютый кошмар творился в английских бронетанковых войсках, дошло, наконец, во второй половине 30-х годов. К моменту, когда немцы стали настойчиво требовать от Чехословакии Судеты, внезапно обнаружилось, что новых танков у англичан можно считать, что нет. Особенно это касалось крейсерских танков. Кроме нескольких опытных образцов, еще не пущенных в серийное производство, не было вообще ничего.
Среди этих самых опытных образцов был и танк, работа над которым началась в 1934 году. Речь идет об A9, который первоначально разрабатывался как средний танк. По боевым возможностям он должен был соответствовать неудачливому Medium Tank Mk.III, но быть меньших размеров и с боевой массой около 12 тонн. Задание не особо тривиальное, но и танк, созданный под руководством Лесли Литтла, оказался непростым. Даже его ходовая часть оказалась необычной. Силами инженеров Vickers была разработана конструкция, похожая на подвеску для легких танков Vickers. В одном блоке здесь находились элементы подвески, опорные и поддерживающие катки. В случае поломки можно было довольно быстро заменить сразу весь узел, что в полевых условиях довольно важно. Впрочем, в танке всё было необычным. На месте осталась и схема с тремя башнями, золотая мечта английских военных, мечтавших о чистильщике окопов. Окончательно проект A9 был утвержден в конце 1935 года, а в апреле 1936 года был построен опытный образец, A9E1. Несмотря на то, что A9 получился ну очень необычным, на практике оказалось, что он получился более удачным, чем предыдущие средние танки. Но по ходу разработки средним танком он быть перестал.
В 1936 году было принято решение, что вместо средних танков в английской армии появятся танки нового типа - крейсерские. И вот как раз A9 первым в него и "забрили". В июне 1936 года A9E1 приняли на вооружение как Tank, Cruiser, A9 Mk.I. К тому моменту в машине прописался автобусный мотор AEC A179 мощностью 150 лошадиных сил. Литтл настаивал на дизельном моторе, но его не услышали, а зря. Ну а серийное производство A9 Mk.I началось в январе 1939 года. Всего до июля 1940 года сдали 125 танков данного типа, включая 36 гаубичных A9 Mk.I CS. К тому времени танк переименовали в Cruiser Tank Mk.I, под этим названием он и известен. Машина к началу войны была явно устаревшей, что не помешало ей повоевать на двух континентах.

Еще до начала войны англичане стали прорабатывать вопрос усиления бронетанковой дивизии, находившейся в Египте. Согласно хотелкам от мая 1939 года, предполагалось иметь там 314 крейсерских танков всех типов. Но одно желание, а другое возможности. На практике крейсерские танки там появились только в 1940 году, к тому моменту ее дивизию переименовали в 7-ю бронетанковую дивизию. Ближе к лету 1940 года Cruiser Tank Mk.I были самыми массовыми машинами данного класса в дивизии, их имелось уже 68 штук (на бумаге, в реальности их имелось чуть-чуть). Вопрос в том, что у итальянцев бронетанковые силы выглядели не особо и хуже. Не говоря уже о том, что сам по себе Cruiser Tank Mk.I был крейсерским исключительно на бумаге. Фактически это был танк среднего типа, с противопульной броней, который по ряду позиций уступал тем танкам, что с 1940 года стали получать итальянцы. Англичанам во многом повезло с той точки зрения, что и сами итальянцы к войне готовы не были.


Cruiser Tank Mk.I из состава 1 RTR, 1940 год.

Эксплуатация в условиях Северной Африки требовала некоторых переделок. Так что "африканские" Cruiser Tank Mk.I немного отличались от континентальных собратьев. Прежде всего, это касалось "обвеса". Поскольку при езде поднималось облако пыли, которое не только демаскировало танк, но и забивало все щели, на машины поставили противопылевые экраны. Причем сделали это чисто по-английски. С левой стороны этот самый экран был сделан как полагается, а справа можно считать, что его и не было. Стандартное "континентальное" крыло. Что это было, непонятно, но вот такое полагалось оснащение. Механические проблемы, которые выявились в боях мая-июня 1940 года во Франции, преследовали английские крейсерские танки и в Северной Африке. Наибольшие неприятности доставляла работа ходовой части, а также сцепление.


Еще одна машина из 1 RTR, по традиции, имя собственное с первой буквы. Хорошо виден противопылевой экран.

На начало боёв в 7-й бронетанковой дивизии, вместо номинальных 68 Cruiser Tank Mk.I, имелось всего 39 танков данного типа. У некоторых танков при этом еще не было пушек. Это не помешало англичанам первыми начать боевые действия. 14 июня состоялся боевой дебют 7-й бронетанковой дивизии: 6 её машин принимали участие в атаке на Форт-Капуццо, но особого успеха бой не принес. Потерь у "крейсеров" не было, а вот 3 Light Tank MK.VI потеряли. Вместе с тем, первое время англичанам везло, поскольку максимум, что могли противопоставить итальянцы - малые танки L3. Типовым боем являлась атака итальянских конвоев, проходивших с переменным успехом. В сентябре один Cruiser Tank Mk.I оказался подбит и захвачен итальянцами.


Машина из 6 RTR. Как можно заметить, справа никакого экрана нет.

По состоянию на 1 апреля 1941 года в Северной Африке находилось 66 Cruiser Tank Mk.I и 6 Cruiser Tank MK.I CS. Несмотря на все проблемы, они весьма активно применялись в боевых действиях. Достаточно быстро выяснилось, что идея с пулеметными башнями являлась не самой удачной. По этой причине с некоторых танков их снимали, закрывая отверстия мешками с песком. Снятые башни использовались в качестве средств ПВО. Окончательно же их вывели в разряд учебных осенью 1941 года.

Статья по Cruiser Tank Mk.I: https://warspot.ru/10393-pervyy-kreyserskiy
Tags: cruiser tank i/ii
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • High Tech, Low Life

    Наш недоразвитый киберпанк продолжает неторопливое движение по нашей несчастной планете. Так сказать, новые технологии на вооружении уходящего…

  • "Против всего плохого"

    Ныне у некоторых слоёв населения модным явлением стало бегать со всякими лозунгами, которые им подбрасывают. Вплоть до того, что уже классика можно…

  • "Ляг, поспи, и всё пройдет"

    В период с 1921 по 1940 год в Советском Союзе была такая организация, как Центральный институт труда (ЦИТ). Занимался он не чем-нибудь, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments