Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Большой противотанковый шершень

Операция "Цитадель" стала для немцев местом, где было применено множество новинок бронетанковой промышленности. Это касалось как танков, так и самоходной артиллерии, весьма обширно представленной в тех частях, что являлись ударной силой немецких армий. Почему они не сработали, уже другой вопрос, но факт остается фактом. На лето 1943 года немцы имели существенный перевес и по танкам, и по самоходным артиллерийским установкам. Но что-то пошло не так.
Больше всего новинок оказалось на южном фасе Курской дуги. Среди тех боевых машин, что там дебютировали, оказались и тяжелые истребители танков 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse. Данные машины стали финалом разработки целой серии различных САУ на базе Pz.Kpfw.IV, которая началась еще в конце 30-х годов. Менялись орудия, шасси, некоторые так и остались на бумаге, а некоторые повоевали. Лёд сдвинулся в середине 1942 года, когда стало ясно, что требуется механизация новейшей немецкой противотанковой системы 8.8 cm Pak 43. Вариант на лафете 10 cm Leichte Kanone 41, получивший обозначение 8.8 cm Pak 43/41, получился менее тяжёлым. Но и орудие массой 4350 кг таскать по полю расчёт мог с огромным трудом. На совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43. Так и началась работа по истребителю танка на шасси s.Sfl. auf Pz.Kpfw.III/IV Fg.St.
Традиционно разработка легла на плечи Alkett. Причем, в отличие от Hummel, на Alkett же развернули и серийное производство. Несмотря на увеличившуюся загрузку по выпуску StuG 40 Ausf.G, Alkett к лету 1943 года смог сдать достаточное количество машин, необходимых для комплектования двух полнокровных тяжелых противотанковых дивизионов. Они-то и воевали на южном фасе Курской дуги.

Шасси, которое было создано для установки на нем Pak 43/41, являлось результатом компромисса. С одной стороны, одно должно было обеспечивать нормальную работу расчета, а с другой, требовалось вписаться в жесткие рамки по массе. Дело в том, что 24 тонны - это уже предел возможностей ходовой части Pz.Kpfw.IV. При проектировании шасси за основу был взят средний танк Pz.Kpfw.IV. В финальном варианте шасси, известном как Geschützwagen III/IV, ведущие колёса и элементы трансмиссии брались от Pz.Kpfw.III. Это упрощало производство на Alkett, где собирали самоходные установки StuG 40. Для получения просторного боевого отделения, расположенного в кормовой части, двигатель и систему охлаждения пришлось сместить в центральную часть шасси, что сильно осложнило обслуживание моторного отделения. Для понимания - чтобы добраться до мотора, надо было снять сначала орудие, потом передние боковые листы рубки, потом надмоторную плиту, она же основание для крепления орудия... И всё это в поле. Для обеспечения притока воздуха по бортам появились большие воздухозаборники. Конструкция рубки и отделения управления также были позаимствованы у Geschützwagen für sFH 18/1. Изменять пришлось только передние листы рубки. Такой же, как у Geschützwagen für sFH 18/1, осталась и толщина брони. По итогам истребитель танков получился на 2 тонны тяжелее гаубичной САУ, но всё же 24 тонны - это еще вполне в рамках приличия.


Машины раннего выпуска, которые пошли на комплектацию 560-го тяжелого дивизиона истребителей танков.

Именно как Hornisse данная САУ стала именоваться с начала 1943 года. Тогда же, в январе 1943 года, с Alkett заключили контракт на выпуск 400 тяжелых истребителей танков 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse. Тяжелыми они были, разумеется, по орудию. Также дополнительный контракт на изготовление 150 Hornisse был подписан с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые истребители танков данного типа ожидалось получить уже в январе 1943 года, при этом в пиковую нагрузку оба завода должны были сдавать по 45 машин ежемесячно. Но "должны" и "сдавали" - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. За весь 1943 год отметку в 40 машин преодолевали всего 3 раза - в апреле, июле и октябре 1943 года. Более того, Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie так и не выпустила ни одного Hornisse, полностью переключившись на производство Hummel. Тем не менее, с февраля по май 1943 года удалось сдать 120 машин данного типа, что позволило собрать два полноценных дивизиона - 560-й и 655-й. Как раз в них и попала большая часть машин раннего типа, которые, в том числе, еще имели раннюю конструкцию выхлопной системы. С июня 1943 года от глушителя отказались, потому что он откровенно мешал.


Разгрузка Hornisse.

Под новые машины был утвержден и новый штат, который, впрочем, неоднократно менялся. 25 марта 1943 года было принято решение свести 3 батареи в 560-й тяжёлый дивизион истребителей танков Hornisse (s.Pz.Jg.Abt 560). 1 апреля был утверждён новый вариант K.St.N 1148b, согласно которому в батарею входило уже по 14 машин. Теперь командирских машин было две, а в каждом взводе насчитывалось по 4 Hornisse. В дивизион по штату K.St.N. 1155b, утверждённому 30 марта 1943 года, входили 3 таких батареи, плюс 3 Hornisse имелись в штабе дивизиона. Таким образом, всего дивизион s.Pz.Jg.Abt. Hornisse должен был насчитывать 45 истребителей танков. Вот в таком составе оба дивизиона и воевали. Надо сказать, что в наших документах их поначалу путали с Ferdinand, благо что орудие то же самое, дивизионы тяжелые, да и сама штука габаритная. Вот только брони у Nornisse не было от слова совсем. При этом шасси данных САУ преподнесли неприятные сюрпризы ещё в момент обучения. В ходе тренировок дивизиона s.Pz.Jg.Abt 560 на 5 машинах пришлось менять двигатели, пострадавшие от перегрева. На южном фасе Nornisse показали себя грозным противотанковым средством, но имелся и ряд недостатков. В том числе и с точки зрения понимания, что такое "тяжелая САУ". Nornisse неоднократно пускали в атаку, с такими габаритами и бронёй толщиной 20 мм это как-то очень смело.


Дебют на Курской дуге.

Еще одним пунктиком были указания о потерях. Они у немцев традиционно, скажем так, гуляющие. Если у 655-го дивизиона к 31 июлю числилось 36 машин, то у 560-го - все 45. Зато к 31 августа ррраз - и уже минус 14 штук. При том, что машина в "Патриоте", судя по всему, как раз их. У нее и характерное размещение опорных катков (у 655-го они крепились иначе), и серийник как раз под них подходит. И было таких машин минимум две. Для немцев это норма.

Статья по Hornisse: https://warspot.ru/11021-protivotankovyy-shershen-on-zhe-nosorog
Tags: pzkpfw iv, немецкие истребители танков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • sWS по-чешски

    Так исторически сложилось, что целый ряд машиностроительных компаний Чехии в период с 1939 по 1945 годы оказались тесно связаны с немецкой…

  • Птица с втяжными ногами

    Одним из наиболее необычных экспонатов международного военно-технического форуме "Армия-2020" из тех, что стояли на площадке перед основными…

  • Голиаф? Нет, не слышал

    Одним из наиболее известных образцов "секретного оружия" немецкой армии является самоходная мина Goilath, она же Leichte Ladungsträger. Данная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments