Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крейсер с долгой послевоенной эксплуатацией

Англичане, с точки зрения танкостроения, были крайне занятными людьми. Много порастеряв в межвоенный период, во второй половине 30-х годов они бросились в погоню за немцами, причем всю войну занимались тем, что были в роли отстающих. И дело не только в том, что немцы быстро развивали свою танковую программу. Одна из существенных проблем заключалась в том, что в Военном Министерстве очень любили жевать сопли по поводу перспективных разработок. Наверное, самым вопиющим примером этого стала программа разработки танка A24. Первые идеи летом 1940 года, принятие решения в начале 1941 года, первый опытный образец в начале 1942 года, а боевое применение машин, которые являлись продолжением этой темы... тадам... 6 июня 1944 года. Собственно говоря, если бы не американские поставки по ленд-лизу и поистине чахоточные бронетанковые силы Африканского Корпуса, неизвестно, чем бы всё закончилось в Северной Африке.
Примерно по тому же сценарию развивалась ситуация и с Cruiser Tank A34, более известному как Comet I. Спецификация на данную машину родилась весной 1943 года. Машина должна была стать чем-то промежуточным между Cromwell, на тот момент имевшим 6-фунтовую (57 мм) пушку, и "тяжелым крейсером" A30 (будущий Challenger), вооруженным 17-фунтовой (76 мм) пушкой. Правда, 17-фунтовая пушка в её текущем виде не годилась, поскольку для обеспечения её установки требовалась башня с диаметром погона 1778 мм. Между тем, согласно спецификации, средний крейсерский танк A34 получал башню с диаметром погона 1626 мм (аналогично Challenger), базой служило шасси Cromwell. Решение проблемы с орудием решили созданием промежуточного варианта 17-фунтовки. Оно получило обозначение Q.F.77 mm, или 77 mm HV, на практике же калибр остался тот же (76 мм). Укоротили не только ствол, но и гильзу, так что и при меньшем диаметре погона такую 17-фунтовку удалось впихнуть. Причем начальная скорость снизилась не критично.
Деревянный макет A34 был готов к осени 1943 года, в октябре Генеральный штаб выдал заказ на изготовление трёх опытных образцов из неброневой стали и корпуса для обстрела. Первые образцы крейсерского танка A34, изготовленные из неброневой стали, были готовы в феврале 1944 года. Но серийное производство Comet I началось только в октябре. С учетом того, что обычно между запуском в серию и боевым применением проходит 4-5 месяцев, перспективы использования Comet I стремительно улетучивались. Понимая это, первые танки стремительно перебросили во Францию, это случилось в декабре 1944 года. Но тут случилось немецкое контрнаступление в Арденнах, так что процесс освоения танков 11-й бронетанковой дивизией новой матчасти затянулось. В результате реально в бой Comet I пошли с марта 1945 года.

Следует отметить, что по поводу Comet у Военного Министерства были большие планы. Конечно, машина "промежуточная", но явно лучше Cromwell, а до выпуска Cruiser Tank A41 было еще далеко. Даже с учетом того, что Военное Министерство снова сыграло в игру "да, мы дебилы-консерваторы" и встало против решения о наклонном лобовом листе корпуса, всё равно танк был неплохой. Всего планировалось выпустить 3000 танков данного типа с регистрационными номерами в пределах T 334901-T 337900. Правда, первоначальный заказ оказался скромнее – 2000 танков. После окончания войны Военное министерство существенно сократило заказ. Leyland успела сдать 610 танков, Fowler – 150, English Electric – 276, Metropolitan-Cammell – 150. Таким образом, общий выпуск составил 1186 штук, не считая опытных и предсерийных образцов. Маловато, но с Centurion I дела обстояли еще хуже. На войну они вообще не успели, а летом 1945 года выяснилось, что танк требует доработок. Поэтому серию скосили и вовсе до 100 штук, причем выпуск затянулся.


Типовой Comet I с корпусом типа B, середина 50-х годов.

После войны англичане оказались в сложной ситуации. В общем-то страна, с финансовой точки зрения, войну проиграла. И дело не только в нанесенном немцами ущербе, но и огромном долге перед США. Посему губозакатывательный механизм пришлось урезать, особенно с точки зрения новых танков. Кое-как оставили программу Centurion, но и она поначалу развивалась так себе. А еще была целая куча устаревших танков, как американских, так и собственных. Потихоньку их стали списывать, и вот тут почти опоздавший на войну Comet I оказался очень кстати. Именно как танк он был примерно уровня Т-34-85, вполне надежный, с хорошей пушкой, подвижный, даже какая-то броня имелась. А главное, массовый. Посему ему была уготована долгая жизнь, а также модернизация. Посему те танки, что дожили до наших дней - это не совсем то, что было выпущено в 1944-45 годах.


Новая выхлопная система и блок дымовых мортирок на башне - верный признак послевоенной модернизации.

Еще к весне 1945 года была разработана новая выхлопная система с выносом патрубков на кормовой лист. Появилась она не сразу – до определённого времени отверстия под выхлопные трубы заваривались. Поставили новые выхлопные трубы уже в ходе послевоенной модернизации. Танки, получившие новые патрубки, обозначались как Comet I type B. Также характерным признаком послевоенной модернизации стали приборы думопуска. Первоначально в крыше башни устанавливался казнозарядный миномёт. Его эффективность признали невысокой, поэтому по бортам башни стали ставить 6-зарядные мортирки №80, обеспечивавшие более эффективную постановку завесы. Вот как раз такую конфигурацию имеет большинство Comet, доживших до наших дней. А машины в оригинальном виде ныне являются большой редкостью. Танков же в исходной конфигурации, как те, что успели повоевать, и вовсе не сохранилось.


Выхлопная система Comet I type B.

По большому счету, Comet стали не нужны только в тот момент, когда войска массово насытили Centurion Mk.3, а это перовая половина 50-х годов. Да и то, этот процесс сильно затянулся. До середины 50-х годов Comet I type B состояли на вооружение частей, входивших в BAOR (британская армия на Рейне), окончательно их оттуда убрали только в 1957 году. В Гонконге эти танки продержались до 1959 года. Ещё дольше продолжалась служба в учебных частях, окончательно Comet списали только в 1969 году – неплохой результат для танка, во многом являвшегося промежуточным между Cromwell и Centurion. Так что хоть в чем-то Comet повезло.

Статья по Comet: https://warspot.ru/13975-posledniy-kreyser
Tags: comet
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модернизация Б-4 по-свердловски

    Одной из больших удач отечественной артиллерии межвоенного периода стала 203-мм гаубица особой мощности Б-4. Подобно знаменитой "полковушке", это…

  • Плати от сердца к солнцу

    На днях в Казахстане, а именно в Шымкенте, заработала система оплаты проезда TOLEM. Всё бы ничего, но внезапно их страничка в мордокниге перестала…

  • Скорость прогресса

    Тот самый прогресс, о котором так часто говорят, никуда не делся, это касается, в том числе, и автомобилей. Кажется, что автомобили и так достигли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments