Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Внутри "холодильника"

Периодически о парке "Патриот" можно слышать негативные отзывы в стиле "Кубинку разграбили!". Таких до сих пор попадается немало, но реальности они не соответствуют. Вопреки самым мрачным прогнозам, переезд значительной части экспозиции в музейный сектор парка "Патриот" (официально музейная площадка №1) совсем не означает того, что больше старой Кубинки не будет. Прямо сейчас там проводится реконструкция, которая должна существенно улучшить ситуацию с размещением экспонатов. Ну и рассказы про "атмосферу старой Кубинки" меня лично слегка так удивляют. Я эту старую атмосферу очень даже застал, и не очень понимаю, в чем сакральный смысл атмосферы полутемных не отапливаемых ангаров, где танки стоят за загородками. А существенную часть машин видно только спереди и чуть сбоку. Не говоря уже о том, что павильоны были переполнены. Реально они рассчитаны где-то на машин 15, а когда внутри больше 30, они как селедки в бочке.
Боевая машина, о которой пойдет речь, однозначно выиграла от переезда. Это СУ-14-1, экспериментальная САУ, ставшая одной из самых тяжелых и больших среди советских машин данного класса, построенных в довоенный период. Об истории данной машины речь пойдет дальше, сейчас же стоит вспомнить, какой она была во времена "старой Кубинки". Стояла она между Т-35 и Т-100Y, видно было ее только спереди. Внутри валялись основания стоек для ограждений, какое-то сено и прочий мусор. При этом павильон №1 был для нее маловат. Так что переезд СУ-14-1 в прошлом году на территорию музейной площадки №1 стал явно благом. Теперь машину можно увидеть целиком, ну и не только увидеть.
Вчера в "Патриоте" прошла акция, в ходе которой желающие могли попасть внутрь СУ-14-1. Этому предшествовал большой объем подготовительных работ, проведенный сотрудниками парка. В их ходе боевое отделение машины было приведено в порядок, установлены гильзы и макеты снарядов. Также на своих местах оказались пулеметные установки. Одним словом, от предыдущей запущенности не осталось и следа. Это могли оценить и посетители парка. Группами их запускали внутрь машин, предварительно выдавая танкошлемы. Это не для красоты, шлемофон является важным элементом безопасности при нахождении внутри машины. В дальнейшем руководство парка планирует сделать такие акции регулярными, следите за его страницей: https://www.facebook.com/parkpatriot

Немного об истории машины. Еще в марте 1933 года были получены тактико-технические требования на тяжелую САУ СУ-7, предназначенную для установке на ней орудий калиьра 254, 305 и 400 мм. Базой служил тяжелый танк Т-35, который как раз в то время разрабатывался. Вскоре началась работа над СУ-14 - аналогичной по назначению машине, базой использовалось шасси танка Т-28, на него ставилась 203-мм гаубица особой мощности Б-4, а также 152-мм пушка особой мощности Б-10. Разрабатывались машины ОКМО завода "Большевик", позже переформированного в опытный завод №185 им. Ворошилова. Ведущим инженером машины был П.Н. Сячинтов, большую работу по ней провел и Л.С. Троянов. Опытный образец построили в июле 1934 года и испытали, но выяснилось, что агрегаты Т-28 слабоваты. Поэтому было принято решение перестроить СУ-14 под агрегаты Т-35. Также на совещании 30 октября 1934 года было принято решение, что следующий, серийный образец, будет строиться сразу под агрегаты Т-35А. Именно он и получил обозначение СУ-14-1. На испытания СУ-14-1 вышла в 1936 году, но еще в 1935 году СУ-14 приняли на вооружение Красной Армии. Предполагалось, что серийное производство организуют на заводе №183, но этого так и не случилось. Испытания продолжались до 1937 года, постепенно интерес к машине угас. Между тем, за СУ-14 был выписан приличный объем премий, тот же Сячинтов получил за нее 8 тысяч, как за принятую на вооружение. За Сячинтовым значилась целая масса боевых машин, а также 76-мм танковая пушка ПС-3, которые приняли на вооружение, но в серию они не пошли. Это и послужило причиной репрессий в его отношении, расстреляли конструктора 1937 году. Окончательно тема СУ-14 была закрыта 7 августа 1938 года.
Из небытия СУ-14 была вытащена в самом начале 1940 года. Советско-финская война показала, что требуется тяжелый истребитель ДОТ-ов, имеющий противоснарядную броню. Кировскому заводу дали задание на разработку КВ-2, а завод №185 начал работу сразу над двумя проектами. Дело в том, что у завода №185 имелись две опытные СУ-14, а также еще не достроенный второй экземпляр танка прорыва Т-100. В случае с обоими проектами работы возглавил Ф.А. Мостовой, а ведущим инженером истребителя ДОТ-ов на базе СУ-14 стал А.П. Масалкин. Общая компоновочная схема машины осталась неизменной, но ее "заковали" в броню. Теперь она стала закрытой, а боевая масса выросла с 48 до 65 тонн. Кроме того, вместо орудия Б-4 самоходная установка СУ-14-1 получила 152-мм пушку особой мощности БР-2. Снаряд этого орудия пробивал 2 метра железобетона, что делало БР-2 идеальным средством борьбы с ДОТ-ами. Орудие со стволом №4 прибыло на завод №185 в самом начале февраля 1940 года. Также на крыше рубки установили пулеметную установку П-40. По причине того, что броня для экранировки СУ-14 и СУ-14-1 прибыла с опозданием, готовы машины были только к 13 марту 1940 года, когда война с финнами закончилась. Вместе с тем, сама по себе концепция СУ-14 оказалась удачной, по ее подобию в июле 1940 года стартовала разработка САУ 212 на шасси КВ.
Далее оба образца СУ-14 направили на НИБТ Полигон в Кубинку. В 1941 году был проведен ремонт данных машин силами завода №174, куда в 1940 году обратно влили опытный завод №185. Осенью 1941 года обе машины применялись для обороны НИБТ Полигона, при этом они на нем остались, в эвакуацию их не отравили. По состоянию на 1942 год СУ-14-1 имела весьма скверное техническое состояние. Не в последнюю очередь потому, что ходовая часть оказалась перегружена. В 1945 году обе машины всё еще числились на полигоне. В отличие от СУ-14, которую всё же сдали в металлолом, второй машине повезло. Она так и осталась на музейной площадке, а далее стала частью музея.
Что же касается Анатолия Павловича Масалкина, ведущего инженера машины, то после слияния заводов №174 и 185 он оказался на Кировском заводе. В августе 1941 года он, как и ряд конструкторов Кировского завода, отправился в действующую армию. Сначала был замотехом 86-го ОТБ Ленинградского фронта, а далее продолжил службу старшим помощником начальника Горьковского отдела приёмки. Занимался Масалкин приёмкой танков, которые поставлялись по программе ленд-лиза. Дослужился до инженер-полковника, пережил войну, оставил мемуары. Так сложилось, что экранировка СУ-14 стала единственной крупной его разработкой как ведущего инженера машины.

Сам объект. Можно оценить то, как он ныне размещается.









Снаряд, для понимания главного калибра.

На место вернулся смотровой лючок.

В бойницах появились пулеметы. Позже будет и турель (она есть, пока пулемета нет).

Комбинезоны и шлемы для посетителей.

Как гласит знаменитая шутка из WoT, если в СУ-14 открыть заднюю дверь, внутри загорится свет.

Заглянем внутрь.

Внутри просторно, это большой плюс СУ-14-1.

С обратной стороны, шахты - это сошники.


Орудие, как и в акте, затвор №4, ствол №4.



Укладки.


Бортовой пулемет.

Место командира.

А здесь проход к месту механика-водителя.

За дверкой.


Да, вот тут он и сидит.

Перед заходом каждому выдавался шлем и "подшлемник". Безопасность прежде всего.

Внутри.

Прошло мероприятие удачно, несколько десятков человек воспользовалось возможностью побывать внутри этой уникальной машины. А работа по ней будет продолжаться. Как и по другим машинам. Это лишний повод приводить интерьеры в порядок. Следите за новостями парка "Патриот".
Tags: Кубинка, СУ-14
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Труба с конусом до Луны

    На момент разработки программа "Аполлон" являлась одним из грандиозных проектов. Ради нее пришлось создавать мега-ракету, которая, в отличие от Н-1,…

  • "Больше позитива"

    Тот самый момент, когда за ваяние креатива посадили того персонажа, которого не следовало. В результате получилось да не знаю что, то ли грустно, то…

  • "Досыпьте наград!"

    Если смотреть внимательно на статистику награждений первого и второго годов войны, то можно заметить весьма невысокий процент наград. Наградных-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments