Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

"Хотели подешевле"

В 20-е годы, а также в начале 30-х годов, французы постепенно "накачивали" легкие танки, в результате получилось что-то напоминающее танк среднего типа. По хорошему счету, идея была не такая уж и плохая, потому что тот же Char D1 имел вполне приличное вооружение (самое мощное в классе), да и наличие отдельного радиста являлось плюсом. Кроме того, концепцию трехместного танка с одноместной башней далее для себя дернули немцы (семейство Pz.Kpfw.II) и японцы (Ха-Го), так что тупиковой концепция Char D1 была не столь уж и плохой. Но имелись и минусы, прежде всего речь шла о массовости. Поставки танков данного типа осуществлялись Renault с 1931 по 1934 годы, для серии в 160 штук как-то не очень. Это не считая той драмы с башнями, что шла еще два года после окончания выпуска.
В начале 30-х годов Генри Айнсворт, главный конструктор Hotchkiss, предложил идею делать легкий двухместный танк с широким применением литых элементов. В июне концепцию танка, имевшего массу 6 тонн, обсудили в Консультативном совете по вооружениям (Conseil consultatif de l'armement). Его участникам идея показалась крайне интересной, поскольку танк получался недорогим и, как следствие, массовым. Но на запах крупного контракта потянулись другие желающие, прежде всего та же Renault, имевшая в то время практически монополию на танки. 2 августа 1933 года были сформулированы требования на разработку нового лёгкого танка, который должен был заменить безнадёжно устаревшие Renault FT. Требования во многом перекликались с теми, что предъявлялись в своё время к будущему Char D1. Согласно им, новый танк должен был иметь броню толщиной 30 мм и вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Скорость машины не превышала 10 км/ч, так что получался тот же Renault FT, но с более толстой бронёй.
Устроенный французским пехотным командованием конкурс привлёк внимание 14 компаний, включая и Renault. Там быстро сделали легкий танк Renault ZM, который и оказался в фаворитах конкурса. Он был едва ли не самым медленным среди участников, но зато дешевым, опять же, от Renault. А вот Hotchkiss со своим проектом "пролетела", причем там явно дело было в конкурентной борьбе. Кроме того, в ходе работ ужесточились требования к броневой защите - теперь она составляла 40 мм. Это должно было, по идее, защищать от 25-мм противотанковой пушки. Вот как раз в такой спецификации Renault ZM и приняли 29 апреля 1935 года на вооружение французской армии как Char léger Modèle 1935 R. Он же Renault R 35. Он был самым дешевым, но французские военные еще не знали, какую гадость сами себе подбросили.

В финальном варианте боевая масса Renault R 35 достигла 11 тонн, то есть почти в 2 раза больше, чем исходные требования. Впрочем, некоторые конкуренты были еще тяжелее. При этом максимальная скорость не превышала 20 км/ч, что было больше ТЗ, но откровенно мало для середины 30-х годов. Renault R 35 оказался самым медленным среди французских легких танков нового поколения. Главным плюсом была высокая технологичность и цена. За счет массового применения литых деталей, которые собирались на болтах, сборка корпуса была простой, это же касалось и башни APX R. Кроме того, стоил этот танк 200 тысяч франков, то есть в 6 раз меньше Char B1. Это делало данную машину потенциально основным танком французской пехоты. Примерно так оно и получилось, но с целой массой оговорок.


Renault R 35 стал самым массовым французским танком нового поколения, но сильно рады ему не были

Для начала, с производством машины дела поначалу не задались. Дело в том, что в 1936 году компания Renault испытывала огромные финансовые трудности, в результате танковое производство национализировали. Так появился завод AMX. При этом Renault нахватала столько заказов, что справиться со всеми сразу не могла. Так что часть заказов пришлось делить по другим фирмам. Впрочем, Renault R 35 так и остался вотчиной AMX, зато французское пехотное командование стало заказывать танки аналогичного типа у других фирм. Прежде всего у Hotchkiss, которая вроде как конкурс проиграла, но на самом деле танк у нее получился лучше. Далее выявились не самые лучшие результаты во время езды по мягким грунтам. Оказалось, что ходовая часть танка ведет себя в данных условиях не очень хорошо. Поэтому была запущена разработка новой ходовой части, которую внедрили в 1940 году.


Поражение люка механика-водителя бронебойным снарядом калибра 37 мм. Пробивался танк на дистанции около 300 метров, но от этого было не легче.

Самое же неприятное выяснилось уже в ходе производства. В июне 1937 года «эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 обстреляли сначала 25-мм пушкой, а затем и немецкой 3.7 cm Pak. Выяснилось, что из 18 выстрелов, сделанных пушкой 3.7 cm Pak по танку, 14 оказались с пробитием брони. Для немецкой пушки ни корпус, ни башня французского танка не стали серьёзной проблемой. Больше того, из 22 выстрелов 25-мм пушки 13 также смогли пробить броню Renault R 35. Как раз в это время появился повышенный интерес к катаной броне, которая имела большую стойкость, но уже было поздновато. Это не говоря о том, что французские легкие танки оснащались 37-мм пушками SA 18, которые брались с Renault FT. Так что плюсами французского танка стала дешевизна и технологичность, а вот всё остальное было так себе.


Эта же машина среди собратьев по несчастью.

Всего успели построить 1540 машин данного типа, из них во французскую армию ушло 1300 штук. При этом планы были более обширными - 1800 штук, плюс 500 в рамках военной программы. Но еще до поражения Франции в войне производство Renault R 35 прекратилось. Погоня за дешевизной окончилась для французских военных тупиком, впрочем, и идея с Char B была так себе. Вполне типовая ситуация для французской армии того периода.

Статья по Renault R 35: https://warspot.ru/6356-menshe-da-bolshe
Tags: renault r35
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • "Давайте есть пчел"

    Традиционное вечерне-пятничное. Русификация, конечно, дело хорошее, но в меру, тут явно что-то пошло не так.…

  • "Вернуть всё взад!"

    Смена вывесок и названий является давней забавой много где. Вот и у нас после революции пошла волна переименований, вполне рядовое явление, особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments