Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Без шансов на иной исход

Одной из нередко поднимаемых среди любителей танкостроения тем является польская броня. Особенно часто ее, естественно, поднимают поляки. В принципе, у Польши были примеры весьма удачных решений, правда, в основном касавшихся модернизации ранее закупленных образцов бронетехники. Ничего зазорного в этом нет, большинство стран, так или иначе, начинало с копирования зарубежных разработок. Кроме того, сами по себе модернизации получились достаточно неплохими, по крайней мере на середину 30-х годов.
Самым удачным примером развития зарубежной машины стал легкий танк 7TP, наиболее совершенная польская боевая машина на сентябрь 1939 года. За счет улучшений, внесенных в конструкцию исходного Vickers Mk.E, удалось создать наиболее совершенный, на тот период, вариант английского танка. При этом в плюс польским конструкторам было и то, что сделать они это смогли с максимальным использованием уже имевшимся на рынке техническим решениям. Иного варианта у них, впрочем, и не было. Польша была далеко не самым богатым государством, а промышленные возможности имелись довольно ограниченные. В таких условиях лучше бы и не получилось, по крайней мере, на тогдашнем уровне развития промышленности.
Вместе с тем, есть некоторая переоценка 7TP с точки зрения боевой единицы. Иногда его сравнивают чуть ли не с Pz.Kpfw.III, но на самом деле это танк примерно той же категории, что и Т-26, а также Pz.Kpfw.II. И если немецкий танк уступает по вооружению, то советская машина прямой одноклассник (да еще и родственник). Превосходство над Т-26 было минимальным, и в основном это связано с экономичностью мотора, плюс чуть лучше обзорность. Еще одной общей чертой Т-26 и 7TP было то, что оба эти танка не успели получить, к началу войны, сменщиков. И если с советской машиной это компенсировалось массовостью, то польский клон Vickers Mk.E и этим похвастаться не мог.

Одной из главных причин появления 7TP следует считать двигатель. Данный вопрос поднимается не столь часто, но вообще силовая установка Vickers Mk.E была проблемной. Прежде всего это касается теплового режима, именно поэтому польские Vickers Mk.E получили характерные "уши". С силовой установки и началась разработка польского варианта танка. Долго искать замену не пришлось - ей стал грузовой дизельный мотор Saurer, который по лицензии выпускался в Польше. Таким образом поляки стали одними из первых, кто применил дизель на танке. Работы по установке мотора начались в начале 1933 года, а год спустя появилось два опытных образца. В марте 1935 года последовал заказ на 22 пулеметных 7TP, всего было выпущено 24 танка данного типа. Уже в 1936 году был выдан заказ на однобашенный вариант, имевший 37-мм пушку Bofors.


7TP в ходе оккупации Тешинской области в 1938 году.

Однобашенный вариант 7TP, на момент создания, был весьма неплохой машиной. В ходе его испытаний в Советском Союзе некоторые элементы машины удостоились высокой оценки. Для начала, дизельный мотор позволил существенно поднять запас хода, особенно это было очевидно в сравнении с Т-26. Большим плюсом было и появление перископического смотрового прибора, разработанного Рудольфом Гундляхом. Более известен он как перископ MK-IV. Благодаря установке 37-мм пушки Bofors, по пробитию практически равнозначной 3,7 cm Pak, польский танк мог бороться с любой боевой машиной того периода. В связи с ростом массы был немного модернизирован трак. Одним словом, получился вполне удачный танк сопровождения пехоты, способный выполнять универсальные задачи. Правда, всё же стоит оговориться - по состоянию на момент его разработки. Сейчас поймете, в чем загвоздка.


7TP основной серии на учениях

Для начала, следует немного понимать возможности польской промышленности. Как уже было сказано, первый заказ на 14 однобашенных 7TP оформили еще в 1936 году. Но эти танки стали поставлять уже в 1938 году, а всего на заводе Ursus (PZInż F-1) удалось собрать 108 таких машин. Причиной тому были и производственные возможности (на PZInż F-1 выпускалось много чего), и финансовые возможности самой Польши. И это еще часть проблемы. О том, что 7TP устаревают, было понятно еще в момент поставки первых танков данного типа. Но особых успехов в разработке преемника достичь не удалось. То, что иногда называют 9TP (индекс придуман Янушом Магнусским), на практике был "улучшенным 7TP" с легкой противоснарядной броней. Дальше работ по созданию корпуса дело не продвинулось, информация о серийных 9TP не соответствует действительности. Да и не было такого танка. Впрочем, если бы даже его удалось построить, смотрим внимательно на объемы поставок 7TP.


Трофейные 7TP в Томашув-Любельском, откуда часть танков утащил лихой отряд 24-й легкотанковой бригады.

В общем, состояние польской танковой промышленности можно охарактеризовать как "много амбиций, мало амуниции". К началу Второй мировой войны Польша обладала крайне скромным объёмом бронетанковой техники, причем даже на фоне соседей. У той же чехословацкой армии, даже с явным отставанием от графика, с танками дела обстояли явно лучше. Другой вопрос, что воевать на два фронта Чехословакия не могла, а гаранты ее независимости сделали вид, что не при делах. В результате чехословацкие танки осенью 1939 года зашли в Польшу с экипажами в модных беретках. Ну а 7TP проявили себя довольно скромно. Локальные успехи были, но на общем фоне они оказались незаметными. И даже танки нового поколения, при общем состоянии польской промышленности, мало бы что изменили.

Изучение 7TP в СССР: https://warspot.ru/10591-modernizatsiya-po-polski
Tags: польская броня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За часы до

    Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по…

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments