Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Почти не используемая фича

В начале ноября 1941 года в недрах Департамента вооружений начались работы по созданию самоходной артиллерийской установки с использованием в качестве базы Medium Tank T6. К 12 числу того же месяца появились первые эскизы будущей самоходки GMC T35. На тот момент она шасси танка, на которую ставилась облегченная башня, открытая сверху и отчасти сзади, а вместо 75-мм орудия M3 ставилось 76-мм орудие T12. Работы над машиной курировал капитан Квентин Берг, фактически ведущий инженер машины. Благодаря его активности изначальный проект довольно сильно изменился.
Довольно быстро в GMC T35 прописалась спарка дизелей GM, испытания показали, что при облегчении шасси можно будет разогнаться почти до 60 км/ч. Одновременно вносились изменения в конструкцию корпуса и башни. Прежде всего это касалось толщины брони. Толщину бортов снижали до 19 мм, а лба корпуса — до 38 мм, что было напрямую связано со снижением массы. В самом конце декабря начались работы по изготовлению деревянного макета башни. На тот момент примерная боевая масса GMC T35 оценивалась в 27 442 кг. Ну а дальше пошли более глобальные изменения. Изменился корпус, совсем иначе стала выглядеть башня, так что даже два опытных образца GMC T35 отличались друг от друга. Берг для данной машины разработал немало новинок, которые внедрили не только на опытных машинах, но и на серийных образцах. Второй образец, GMC T35E1 уже в начале мая 1942 года был утверждён для запуска в серию, при этом уже тогда машину неофициально приняли на вооружение как GMC M10. Официально данный индекс появился уже в июне 1942 года. При этом некоторые изобретения Квентина Берга вроде в серию пошли, но на самом деле почти никогда не использовались.

GMC M10 получилась более легкой и подвижной, чем тот танк, на базе которого ее разработали. Но за всё хорошее приходится платить. В данном случае платой стала броневая защита. Самым толстым элементом машины стала лобовая часть корпуса, но и она была тоньше танка. А так толщина брони составляла 25,4 мм, так что это была защита от крупнокалиберных пулеметов и легких автоматических пушек. Даже рациональные углы наклона, которые придали листам, не сильно меняли положение. Поэтому Квентин Берг нашел довольно оригинальный способ решения проблемы.


Патент US2380393 на дополнительную броневую защиту.

Летом 1942 года Берг предложил идею накладной брони, а в мае 1943 года подал заявку на патент. Это часто делали американские конструктора, которые работали на военных, в патенте дежурно указано, что права на него передаются американскому правительству. Суть идеи была в том, что дополнительные броневые листы крепились на болтах к лобовой части корпуса, а также на бортах корпуса и башни. Изюминка экранов состояла в том, что они ставились в случае необходимости, то есть, в отличие от немецких экранов, не стояли на машине постоянно. Не надо - убрал.


Один из крайне редких случаев, когда экраны стоят. Оригинальные они, или нет, вопрос открытый.

Идея-то хорошая, больше того, с самого начала производства крепления экранов ставились на машины. Другой разговор, что эти самые крепления пустовали. Причину надо искать в том, что даже с установкой экранов толщина брони возрастала, но не до приемлемых значений. Противотанковую артиллерию броней толщиной 45-50 мм было уже не удивить, а тогда какой смысл тащить на себе лишнюю броню. Вот и не таскали. Но не всегда.


Явно самопальный экран на американской GMC M10.

Несмотря на то, что экраны почти не встречаются, всё-таки на нескольких снимках они есть. А вот что это за экраны, большой вопрос. Если у англичан они больше похожи на заводские элементы (уже вопрос, какого завода, английского, или всё же американского), то на американских машинах, в большинстве случаев, явно творчество полевых мастерских. Хотя некоторые экраны всё же заводские. Тем не менее, экраны эти попадаются крайне редко. Ибо платить подвижностью хотели далеко не все.


Судя по всему, заводские экраны.

Напоследок следует отметить, что творение Квентина Берга не прошло зря. Нынешняя накладная броня имеет к его изобретению самое прямое отношение. Что не пригодилось во время войны, пригодилось сильно позже.

Статья по GMC M10: https://warspot.ru/16063-sredniy-istrebitel-po-amerikanski
Tags: m10 gmc
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments