Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Космолет от Rockwell

В 60-е и 70-е годы тема космических кораблей многоразового использования бурлила по полной программе. Вектор направления заняла еще программа X-20 Dyna Soar, на которую даже начали набирать пилотов, но аппарат так и не построили. Тем не менее, бурление шло в полную силу, причем работы шли по двум направлениям. Первое - это вертикальный старт с либо полным, либо частичным многоразовым использованием. Как раз X-20 Dyna Soar создавалась по этой схеме, и ее выбрало большинство. Наиболее простой вариант, но при этом требующий соответствующей инфраструктуры, то есть космодрома. Некоторым казалось, что это слишком накладно, да и космодромы надо строить отдельно.
Вторым направлением стала разработка систем с горизонтальным стартом. Таких было гораздо меньше. На взлет тратилось больше топлива, да и сам орбитальный аппарат меньше, но зато теоретически использовался аэродром. На самом деле не совсем так, но у некоторых были розовые мечты по этому поводу. Аппараты были составные, то есть огромный самолет, выступающий в роли первой ступени, и небольшой орбитальный аппарат. Но был еще и третий вариант. То есть тоже взлетающий горизонтально, но одноступенчатый. Огромный орбитальный самолет, взлетающий с аэродрома и базирующийся на той же площадке. Вот как раз по этому пути пошла Rockwell со своим проектом Star-Raker.

Rockwell International занималась "шаттлами" довольно плотно, собственно, орбитальный корабль построила именно она. Но работы шли, с конца 60-х, и по другим направлениям. В том числе и по теме, позже названной Star-Raker.


Г - габариты

Приближалась к данному концепту Rockwell, можно сказать, аккуратными шажками. Тем не менее, то, что было представлено в конце 1978 года, выглядело всё равно крайне футуристично. Шутка ли - орбитальный самолет длиной 94 метра! При этом забираться он должен был на орбиту высотой 556 километров, тут уже совсем не низкая орбита, станции летают ниже.


Подготовка к взлету

Собственно, фишкой должна была стать экономическая составляющая. Да, это мега-аппарат, но при этом действующий со взлетных полос длиной до 4300 метров, не самая часто встречающаяся конфигурация, но найти такие можно. Ну и они дешевле космодромов. Вообще оптимистично говорилось, что где 747-й взлетит, там и Star-Raker сможет.


На загрузке

Одной из фишек проекта был большой "люк" в носовой части "самолета", который упрощал погрузку на земле. Кроме того, в числе фич указывалась и возможность дозаправки в воздухе (интересно, зачем). Кроме того, оптимистично называлась цена 22-33 доллара за один килограмм груза. Впрочем, можно вспомнить челнок, там тоже было вроде с экономикой ничего, но потом была реальность.


На орбите

Какой предполагался аппарат, такая и силовая установка. Аж 10 двигателей, нет считая 3 ракетных двигателей, которые использовались в безвоздушном пространстве. Столь большая установка была нужна не случайно. Грузовой отсек получился реально огромным, а грузоподъемность составила бы 90 тонн. Это и танк можно на орбиту отправить, опозорив Илона Маска.


Обратно.

Собственно, гигантомания во многом проект и сгубила. Если внимательно посчитать экономику, то получится всё не так гладко. 90 тонн - это очень много, но вот только такая нагрузка нужна для доставки на орбиту редко. В результате для окупаемости Star-Raker надо что-то сильно развитое в космосе. Военным такое не надо, а гражданские столько не соберут. Ну итог понятен.


Посадка

Пока что Star-Raker и его аналоги не имеют шансов для реализации по экономическим причинам. Будет обоснование - тогда и полетят. Да и вертикальный взлет/посадка оказались вполне жизнеспособными, и не такими дорогими, как казалось. По крайней мере, Маск пытается доказать именно это.

https://www.alternatewars.com/SpaceRace/Star_Raker/Star_Raker.htm
Tags: космос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments