Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый средний танк на новой базе

Первая половина 30-х годов для американской армии стало временем экспериментов, а также противостояния двух типов шасси - гусеничного и колсно-гусеничного. С одной стороны ринга находились разработки, прежде всего, Гарри Нокса, а с другой - разработки Джона Уолтера Кристи. И если первый сначала выдал на гора машину с сомнительными данными по шасси, то второй выдал машину с сомнительными данными по боевой эффективности. То есть "оба плохо", но у Кристи танк хотя бы быстро ездил. Дальше началось окучивание темы колесно-гусеничного танка силами американских военных, но Нокс не сдался и начал разработку оптимального шасси, чисто гусеничного. Так появился Light Tank T2E1, который стал отправной точкой для создания большинства американских танков второй половины 30-х годов, а также военного периода.
Новая платформа имела подвеску VVSS, авиационный двигатель воздушного охлаждения, ведущие колеса спереди и резинометаллические траки. Данный концепт оказался очень удачным, а главное, его удалось масштабировать, создав шасси среднего танка. Количество опорных катков выросло до 6 на борт, мотор поставили побольше (исходно стоял, впрочем тот же Continental R-670–3), внесли ряд других изменений - и получился Medium Tank T5. Первый его образец вышел на испытания 16 ноября 1937 года, а далее машину более года переделывали. Постоянно вносились различные изменения, менялась конструкция вооружения, башни, шасси, но на то он и опытный образец. Существенную роль в формировании облика машины сыграл капитан Джордж Рери из пехотного управления, который, кстати говоря, изначально видел Medium Tank T5 колесно-гусеничным танком.
Несмотря на все переделки, вскоре стало очевидно, что машина получилась. На испытаниях она разогналась до очень даже приличных 50 км/ч. 2 июня 1938 года последовало распоряжение Комитета по Вооружениям о стандартизации танка под индексом Medium Tank M2. Таким образом, появился первый американский средний танк, который был полностью стандартизирован.

Облик у машины получился довольно странный. Дело в том, что у американских военных имело два взгляда на вооружение. Первый взгляд - это установка его во вращающейся башне. Второй взгляд заключался в установке вооружения барбетного типа, то есть в рубке. Ну а на Medium Tank M2 этот совместили. Помимо башни, пулеметные установки разметили по периметру подбашенной коробки. Это повлекло за собой то, что танк получился довольно высоким. Общая высота составила 2840 мм, это едва ли не рекорд в классе.


Medium Tank M2 из состава 1-й бронетанковой дивизии США.

Некоторые по этому поводу любят язвить, но оно слегка так некорректно. Да, машина высокая, но отнюдь не плохая. При боевой массе 17,25 тонн она имела 350-сильный мотор Wright 973, то есть американцы вписались в те самые 20 л.с. на тонну, в которые на смогли вписаться немцы. Официально максимальная скорость составляла 42 км/ч, но на самом деле это не совсем так. На самом деле максималка достигала и 50 км/ч, но тут уже имелось ограничение по тепловому режиму и ходовой части. То есть машина была шустрой, да еще и более надежной, чем английские и немецкие одноклассники. Толщина брони достигала 28,5 мм, то есть требование защиты от пуль крупнокалиберных пулеметов было выполнено. Наконец, на танке стояло 37-мм орудие M3, самое мощное в классе. Так что образовался один из лучших танков в классе.


На момент создания M2 был одним из лучших средних танков в классе.

Несмотря на то, что стандартизация случилась еще 2 июня 1938 года, фактически облик Medium Tank M2 окончательно сформировался через год. Первая серийная машина с регистрационным номером U.S.A. W-30444 покинула арсенал Рок-Айленд летом 1939 года. В ней учли обнаруженные в ходе тестов второй опытной машине недостатки. Боевую массу танка удалось уменьшить до 17,3 тонны, что увеличило удельную мощность. Немного изменилась и башня. В таком виде машина и была запущена в серию. Согласно первому заказу, за 1939 год арсенал Рок-Айленд выпускал 18 Medium Tank M2. За 1940 год предполагалось выпустить ещё 54 машины, но далее ситуация изменилась.


В целом танк был удачным, но просто война ускорила развитие бронетехники.

На войну Medium Tank M2 не попал, но не потому, что был плохим. Машина получилась хорошая, но уже осенью 1939 года стало ясно, что нужно больше брони, да и по другим направления пошли улучшения. В итоге танк стал учебным, по-своему послужив в американских войсках.

Статья по Medium Tank M2: https://warspot.ru/8274-otstavshiy-v-gonke-vooruzheniy
Tags: m2 medium tank
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments