Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Не очень покатался

Одним из самых невезучих немецких образцов бронетанкового вооружения стала самоходная артиллерийская установка Pz.Sf.IVa. Ее история началась в начале 1939 года, когда возникла потребность в САУ, способную поражать долговременные огневые точки на оборонительных линиях. Чехословацкая Линия Бенеша к тому времени уже схлопнулась, а вот бельгийские и французские линии обороны всё еще оставались. Лучше всего под это дело подходила 105-мм пушка K18. Именно это орудие немецкие конструкторы выбрали в качестве вооружения для перспективной самоходной установки. Ещё на стадии проектирования стало понятно, что артиллерийскую систему придётся переделывать. Дело в том, что большого выбора шасси для такой немаленькой пушки не имелось, а требования к внутренней компоновке предполагались весьма жёсткие. Вот и машину переделывали не раз, и не два.
В апреле 1939 года Krupp представил два варианта машины, которая именовалась как 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Проекты отличались друг от друга компоновкой. Чертёж W1299 предполагал размещение двигателя позади орудия. Это снижало высоту линии огня до 1,7 метра и казалось инженерам Krupp более предпочтительным. Но с точки зрения объёма боевого отделения этот вариант выглядел уже не так хорошо. Второй вариант, представленный на чертеже W1298, предполагал размещение двигателя под орудием. Это усложняло его обслуживание и поднимало высоту линии огня до двух метров. При такой компоновке возрастала нагрузка на передние опорные катки. Однако при этом в боевом отделении становилось значительно свободнее, а вынос ствола за габариты корпуса уменьшался на 80 сантиметров. Далее машина менялась не раз и не два, но компоновочная схема с кормовым размещением боевого отделения сохранялась как приоритетная.
Окончательно решение по машине, которая стала именоваться как Pz.Sfl.IV (10 cm), обрела летом 1939 года. Но вот беда. Пока в 6-м отделе Департамента Вооружений продолжали думать, время шло. Согласно данным на 25 апреля 1940 года, общий объём заказа на Pz.Sfl.IV (10 cm) предполагал выпуск ста машин. Планировалось, что первые опытные образцы будут готовы в мае, но затем срок постоянно сдвигался. В конце концов две самоходные установки были изготовлены на Grusonwerk только в январе 1941 года. Тогда ДОТ-ты уже кончились, но машину стали рассматривать как истребитель танков. При этом уже "доигрались" с подвижностью, которая у Pz.Sfl.IVa оказалась не очень. Не очень был и результат первого года боевого применения, который во многом похоронил идею запускать машину в крупную серию. К счастью.

Как истребитель их решили использовать в составе 521-го дивизиона истребителей танков. К новинкам ему было не привыкать: именно этот дивизион стал первым, который получил на вооружение Panzerjäger I. Применил он их в мае-июне 1940 года во Франции, а теперь ему предстояло испытать новые САУ в полосе действия 24-го армейского корпуса. Поскольку дивизион действовал в связке с танковыми соединениями, его "патроном" стала 3-я танковая дивизия. Вот в таком виде дивизион и начал войну, 22 июня 1941 года вступив на территорию Белоруссии. При этом новинки попали в дивизион буквально перед самым началом операции "Барбаросса".


Pz.Slf.IVa в ходе боев летом 1941 года

Согласно отчету о боевых действиях, первым боевым применением машин стало 24 июня 1941 года, когда они обстреляли позиции советской артиллерии. И тут случился первый былинный отказ. Вроде как попали, вроде как уничтожили, но стреляли на дистанции больше полутора километров, в виду наступившей ночи результаты неизвестные. 30 июня случился еще один былинный отказ. Состоялся бой с бронепоездом, действовавшим в районе Бобруйска. Вроде попали, но в виду технических проблем Pz.Slf.IVa понадобилось время на исправление неисправности, за это время бронепоезд ушел из-под огня. И в тот же день случилась безвозвратная потеря одной из машин, которая выглядит как совершенно былинный отказ.


Вскоре после взрыва

В ходе марша, который происходил в районе Слуцка, на одной из машин начался пожар. Есть две теории, что произошло. Первая, которая является мнением командования 521-го дивизиона, связана с жаркой погодой. От нее, а также от жары, исходящей от двигателя, начался пожар одного из выстрелов. Поняв, что именно говорит, экипаж быстро сделал ноги, машина по инерции двигалась дальше, а потом бахнуло. Сделав несколько кульбитов в воздухе, Pz.Slf.IVa упал на дорогу вверх тарманами. Впрочем, есть и другая версия, более правдоподобная. На самом деле случилась проблема с карбюратором, разлившееся топливо вспыхнуло, и только потом пламя перекинулось на боекомплект. Потому у экипажа и было время сделать ноги.


Бренно тело, которое оттащили немного вперед.

Некоторое время сгоревшая машина лежала броюхом вверх, потом ее перевернули и начали дербанить. Дальше подъехал эвакутатор, затащил на полуприцеп и поехал, но потом бросил. Так в лесочке путь машины и закончился. Что же касается второй машины, то она воевала и дальше, но ей не повезло. Каждый раз вроде успешное применение не подтверждалось на месте, ибо ночью коварная Красная Армия утаскивала подбитые танки. Нет подтверждения - нет результата. Так и не состоялось серийное производство машины, уже в улучшенном виде. И слава богу, с более мощным мотором она могла попить немало крови, орудие-то было огого какое.

Статья по Pz.Sfl.IVa: https://warspot.ru/7275-istoriya-tolstogo-maksa
Tags: pzkpfw iv, немецкие истребители танков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Дорогие у них плохие"

    Хорошо известно, что немцы очень сильно ругались на дороги, точнее, на те направления, в которые они у нас превращались осенью и весной. Отчасти…

  • Пугающее Средневоековье

    Как известно, французы обожают улиток, побывав в Франции, можно понять, почему. Действительно, правильно приготовленная виноградная улитка - это…

  • Удача музыканта переменчива

    Вполне привычные в прошлом термины, в том числе и артиллерийские, ныне звучат несколько, скажем так, своеобразно. Посему в голове возникают довольно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments