Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Речка с дырками

Когда французские военные выбирали между средним (Char D2) и "боевым" (Char B1) танками, они не особо задумывались, насколько большую ошибку совершают. На тот момент данные танки были почти однозначными, но при этом D2 значительно (в 2 раза) дешевле, да и при необходимости массового производства подходил куда больше. Но французские военные почему-то решили, что смогут получить большой объем Chac B1, которые довольно быстро заменили на более защищенные и тяжелые Char B1 bis. Именно эта машина стала типовой среди "боевых" танков, вот только ее производство было совсем не таким быстрым, как думали французы.
Собственно, они и так должны были догадываться, что отдавать заказы одной только Renault - дело рисковое. Ее в 1936 году пришлось спасать, национализируя танковое производство. Собственно, уже первый заказ на Char B1 bis не достался компании Renault в полном объёме. Большая часть танков, конечно, всё равно была выпущена именно на её мощностях, но две машины изготовил завод FCM. При этом первый танк сдали в апреле 1937 года, а последний - в марте 1938-го. Второй заказ расширил число поставщиков - в программу вошли FAMH и Schneider. Но и в этот раз выпуск 35 танков растянулся на год. 1 февраля 1938 года был оформлен третий контракт под номером 71780 D/P. Количество танков в нем выросло до 70, то есть ими планировалось оснастить сразу два танковых полка. Из этого числа Renault построила 32 B1 bis третьей серии, FAMH — 14, FCM — 18 и Schneider — 6. Ну а выпуск снова затянулся: из 70 танков к 21 августа 1939 года было сдано 45 машин, причём в войска поступило ещё меньше.
Традиционно для Char B1 bis, машины получали какие-нибудь "тематические" имена. Это же случилось и с танками, которые шли во второй части контракта 71780 D/P. Например, головной танк с номером 306 имел имя собственное Seine, то есть относился к "речной" серии. Следующие за ним машины оказались в составе 37-го BCC, в который к сентябрю 1939 года был переформирован 511-й RCC. Но не все. Часть оказалось в составе 41-го BCC, который сформировали в 11 ноября 1939 года на базе 511-го RCC.

В числе "речных" танков, попавших в 41-й BCC, оказалась и машина с номером 339 и именем собственным Aisne (Эна). Это была предпоследняя машина, выпущенная по данному контракту. Основу матчасти батальона составили танки, выпущенные по контракту CA 71780 D/P от 28 сентября 1938 года. Машины с номерами 341–345 были названы в честь французских рек, оставшиеся (346–375) получили в качестве имён названия сортов французских вин.


Танк 339 Aisne, каким его захватили немцы

Поступивший в декабре 1939 года танк оказался в составе 2-й роты. Им командовал лейтенант Роберт Оме. Сама же 41-я BCC в апреле 1940 года оказалась в 5-й полубригады 3-й бронетанковой дивизии под командованием генерала Брокара. Кстати говоря, во второй роте находилась еще одна "речная" машина из контракта - 71780 D/P номер 337 Eure, командовал которой Пьер Бийот. Да, тот самый Бийот, который стал самым результативным французским танкистом.


Эта же группа с другой стороны.

Собственно говоря, как раз в Стонне, где отличился Бийот, и состоялся боевой дебют 41-го BCC. По злому року судьбы, бои происходили неподалеку от той самой реки Эна, в честь которую назвали танк 339. Впрочем, до определенного периода машине везло. 41-й батальон понес тяжелые потери, но пока лейтенанта Оме судьба хранила.


Хорошо видны попадания в башню, которые привели к смертельным ранениям командира танка.

В конце мая в батальоне сменился командующий, а 7 июня было получено 10 танков из состава 49-го BCC, также входившего в 3-ю бронетанковую дивизию. 10 числа, в ходе боя, батальон потерял 5 танков, а 12 июня стало последним для лейтенанта Оме. В ходе сражения за мост через Марну в Поньи танк получил попадания в башню, командир был смертельно ранен после того, как сбило смотровую башенку, также машине сбило гусеницу. Танк 339 позже был оттащен машиной 387 Béni-Snassen в лес, где их и захватили.


Уже в ходе погрузки.

В дальнейшем немцы утащили поврежденный танк к железнодорожной станции. Вполне возможно, он оказался в числе тех машин, которые позже оказались в немецкой армии.

Статья по Char B1 bis: https://warspot.ru/7741-nasledstvo-generala-estiena
Tags: char b
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За часы до

    Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по…

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments