Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

"Хорошо, но надо было на год раньше"

Состояние, в котором пребывала английская танковая промышленность, хорошо видно по тому, что англичане выставили в Нормандии. Северная оконечность Франции стала местом, где дебютировало несколько английских новинок. Впрочем, новинками их было назвать сложно, ибо для некоторых машин дебют случила аж через полтора-два года после начала выпуска. Естественно, это сказалось и на уровне их боевой эффективности.
Наиболее ярким примером того, как долго англичане "мариновали" некоторые машины, и чем это всё закончилось, является крейсерский танк Cromwell. Начало его разработки датировано еще летом 1941 года, а в серию они пошел год спустя. На момент создания это была весьма неплохая машина. По уровню броневой защиты она превосходила Pz.Kpfw.III, причем в данном случае, как показали испытания в СССР, сборка танка на болтах, рейках и заклепках не стала чем-то критичным. По крайней мере, эти элементы сборки не летели внутрь танка, обеспечивая жесткость конструкции. Благодаря использованию двигателя Rolls Royce Meteor (дефорсированная версия авиационного мотора Merlin) машина имела высокую подвижность, особенно на фоне неудачного прародителя - крейсерского танка Cavalier. Вполне приличным было и вооружение, правда, у 6-фунтовой пушки не имелось осколочно-фугасного снаряда. Вполне приличной была и обзорность. В общем, хорошая машина, в теории, но почему-то ни в конце 1942, ни в 1943 годах ее на поле боя не оказалось. Явно не просто так, хотя обычно принято ругать не Cromwell, а Cavalier.
Спустя почти 2 года после начала выпуска танк всё еще был не так плох, но надо отдавать себе отчет, что чудес не бывает. Суровые правила войны таковы, что за 2 года даже хороший танк устаревает. Вот и с Cromwell ситуация была именно такой. Тем не менее, массовое боевое применение этих танков продолжалось до самого конца войны. Да и итоги этого применения оказались не столь уж и безрадостными, как это может показаться.

К моменту, когда состоялся боевой дебют Cromwell, данные машины уже несколько отличались от исходной конструкции. Прежде всего, это касалось вооружения. Внимательно изучив 75-мм американскую танковую пушку M3, англичане создали свой аналог - Ordnance QF 75 mm. Это была своеобразная помесь 6-фунтовой танковой пушки и 75-мм американской танковой пушки M3. Фактически это была 6-фунтовая пушка с трубой по типу M3. Дульная энергия у получившегося орудия была ненамного выше, чем у 6-фунтового орудия, что позволило сохранить штатные механизмы отката. Это позволило не менять конструкцию башни, а также перевооружить ранее выпущенные танки на новое орудие. Кроме того, часть машин (Cromwell VI) оснащались 94-мм гаубицами, они использовались как танки поддержки. Таким образом, спустя 20 с лишним лет у англичан сохранилась связка основных танков, а также танков поддержки. В этом смысле они оказались куда умнее, чем немцы, у которых основной танк и танк поддержки были вообще разными машинами.


Cromwell IV и Cromwell VI осенью 1944 года.

Надо сказать, что к июню 1944 года отнюдь не Cromwell являлись основными английскими танками. С весны 1943 года основой английских бронесил стали американские Sherman. Причем английские танкисты их считали едва ли не лучше. Плюсами "американца" были более просторная башня, большая надежность и в целом большее удобство работы экипажа. К 6 июню 1944 года Лишь 7-я бронетанковая дивизия имела «Кромвели» в качестве основных боевых машин. В 11-й и Гвардейской бронетанковых дивизиях «Кромвели» составляли примерно треть от танкового парка, основой же боевой лошадкой был Sherman . Примерно в том же соотношении были «Кромвели» у 1-й польской танковой дивизии. Ещё одним танковым соединением, которое имело «Кромвели», была Чехословацкая танковая бригада, практически полностью укомплектованная английскими машинами.


Мастера подписи того периода.

Имелись у английского "крейсера" и вполне определенные проблемы. Согласно поступавшей в СССР информации, у английского танка неудачной получилась выхлопная система. Идущие вверх выхлопные газы демаскировали машину, особенно в тихую сырую погоду. Для борьбы с этим были оперативно изготовлены специальные экраны из жести, которые, впрочем, уменьшали возможные углы склонения орудия при стрельбе назад, а их конструкция оказалась недолговечной. Неудачной оказалась и конструкция грязевых щитков, которые на пересечённой местности довольно быстро гнулись и отрывались. Блестящий металл при этом начинал демаскировать машину. Нарекания вызвала конструкция аварийного люка механика-водителя. Неудачной признали конструкцию орудийной маски. Был зафиксирован случай пробития маски в районе спаренной установки пулемёта BESA, при этом погиб заряжающий.


На самом деле Cromwell был не так уж и плох, как может показаться.

Из всего этого получается вывод, что Cromwell был совсем никудышным танком. На самом деле ситуация немного не такая. Нет, машина устарела где-то на год, но была не так плоха, как может показаться. Примерно английский "крейсер" соответствовал Т-34, превосходя последний по подвижности и немного по вооружению. Да и результаты применения этих танков показали, что они вполне неплохо справляются со своими обязанностями. Благодаря тому, что Cromwell был довольно шустрым и невысоким, он нередко оказывался в выигрышных ситуациях, например, в боях против немецких истребителей танков. Случаи захода этих танков во фланги и выдачи порции тумаков машин, которые явно их превосходили, не являлись такими уж редкими. Но - надо всё это было на год раньше.

Изучение Cromwell в СССР: https://warspot.ru/5034-angliyskiy-diktator-v-podmoskovnyh-polyah
Фотообзор: https://warspot.ru/5035-overlonskiy-kromvel
Tags: cromwell
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модернизация Б-4 по-свердловски

    Одной из больших удач отечественной артиллерии межвоенного периода стала 203-мм гаубица особой мощности Б-4. Подобно знаменитой "полковушке", это…

  • Плати от сердца к солнцу

    На днях в Казахстане, а именно в Шымкенте, заработала система оплаты проезда TOLEM. Всё бы ничего, но внезапно их страничка в мордокниге перестала…

  • Скорость прогресса

    Тот самый прогресс, о котором так часто говорят, никуда не делся, это касается, в том числе, и автомобилей. Кажется, что автомобили и так достигли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments