Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Ракеты вместо мега-пушки

О том, чем занимался конструктор бронетанковой техники Николай Фёдорович Шашмурин после войны, известно гораздо меньше, чем про разработки военного периода. Обычно вспоминают его роль в создании тяжёлого танка ИС-7, при этом первоначально ведущим инженером этой машины он не являлся. Котин поставил на данную должность своего давнего визави по причине, чем первая итерация машины, построенная в металле, оказалась, скажем так, не совсем удачной. Так что тот Объект 260, который мы знаем, появился как раз при Шашмурине. Вот и в случае с ПТ-76 Шашмурин изначально отвечал только за определенные узлы, прежде всего водомет. Но позже, когда машина внедрялась в производство, снова появилась роль ведущего инженера. Также Шашмурин вел и БТР-50, в том числе и машины на его базе, включая и арктический вездеход "Пингвин".
Более существенную роль Шашмурин стал играть во второй половине 50-х годов. Как раз под началом Николая Фёдоровича начались работы по созданию тяжелых самоходных артиллерийских установок нового типа. Они должны были стать своеобразными наследниками опытной самоходной артиллерийской установки Объект 268. К тому моменту, когда начались работы по машине, которая получила обозначение Объект 282, потихоньку становилось понятно, что классические истребители танков доживают свои дни. Как не поносят Хрущева, но сама по себе идея создания боевых машин с ракетным вооружением являлась выходом из тупиковой ситуации, которая образовалась во второй половине 50-х годов. И вот в этом направлении Шашмурин играл одну из ключевых ролей.

Надо сказать, что Объекту 268 не повезло с самого начала. Машину, изначально именовавшуюся Объект 263, начали разрабатывать еще в 1950 году, но минимум один раз проект закрывали, а то, что получилось, разительно отличалась от изначального концепта со 130-мм пушкой и вращающейся башней. По итогам получилась боевая машина с неподвижной рубкой и 152-мм орудием. Заводские испытания опытного образца Объекта 268 начались осенью 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина продемонстрировала характеристики, близкие к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 почти совпал с Т-10, в том числе и по максимальной скорости. В целом машину оценили высоко, но время её прошло. Дело в том, что во второй половине 50-х годов началось увлечение ракетным вооружением. Не обошло оно стороной и Советский Союз.


Исходный проект Объекта 282Т

Работы по ракетной тематике в Советском Союзе начались с 1956 года. А уже 8 мая 1957 года Совет министров СССР санкционировал работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами. Причины начала эти работ лежали на поверхности. Противотанковая ракета не требовала мега-пушки для того, чтобы ее запустить. Запуск ракеты куда проще, а главное, ею можно управлять в полёте. В результате при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок эффективнее. И вот как раз боевой машиной, оснащенной ракетным вооружением начал в 1957 году заниматься ОКТБ Кировского завода. Ведущим инженером машины стал Шашмурин. В качестве базы использовался тяжелый танк Т-10. Согласно первоначальной задумке, машина создавалась с расчётом на вооружение 170-мм противотанковыми ракетами «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, вооружение поменяли. В финальной конфигурации машина, получившая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться либо 152-мм противотанковыми ракетами ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), либо 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).


Ходовой макет Объекта 282Т на испытаниях

Шашмурин с удовольствием окунулся в работу над новым "танком предельных параметров". За счет того, что башня у машины отсутствовала, ее боевая масса составила 45 тонн (а реальная и того меньше - 42 тонны), при этом на ней стоял форсированный до 1000 лошадиных сил мотор В-12-7. В результате у построенного в 1959 году опытного образца (он именовался ходовым макетом) удельная мощность составляла 23,8 л.с. на тонну. А ведь броневая защита у Объекта 282Т была как у тяжелого танка, согласно расчетам, лобовую часть машины не пробивал бронебойный снаряд 122-мм орудия М62. Также предусматривалась и противоатомная защита. На испытаниях машина показала среднюю скорость на проселке 40 км/ч, тут не то, что тяжелые, а средние танки отдыхали. Что же касается максимальной скорости по шоссе, то она достигала 55 км/ч. При этом отмечалась высокая плавность хода, характерная для семейства Т-10. Одним словом, шасси для противотанковых ракет получилось очень удачное.


Таким виделось боевое применение Объекта 282Т

Увы, машину подвело вооружение. Как уже говорилось выше, исходный проект пришлось переделывать под иное вооружение. Но и новые противотанковые ракеты оказались не соответствующими шасси. Испытания показали, что установленная на Объекте 282Т система управления «Тополь» работает недостаточно надёжно, что и привело к сворачиванию проекта. Тем не менее, само по себе направление работ по ракетному противотанковому вооружению продолжилось. Практически до конца своей трудовой деятельности Шашмурин работал именно над танками с ракетным вооружением. Некоторые из его работ ныне стоят в Кубинке.

Статья к 110-летию Н.Ф. Шашмурина: https://warspot.ru/17657-v-teni-leningradskih-grandov
Tags: Т-10, ракетные системы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дрын-дырыдын!

    Такой жанр, как дизельпанк, редко обходится безо всяких чудных механизмов. Правильнее говорить, что вокруг них всё и крутится, ибо High Tech, Low…

  • Богатство выбора

    Екатеринбург - город контрастов. Это касается многих вещей в этом городе, в том числе и увлечений жителей. Причем им дается богатство выбора. Одним…

  • "Кушать подано!"

    Идеологическая подкованность была свойственна Красной Армии и тех частей, которые в нее входили. Местами с оттенками весьма толстого троллинга. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments