Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Бронепрокачка по-голландски

Среди образцов бронетанковой техники, которая выпускалась американскими заводами, были и те, что практически не использовались самими американцами. Причиной тому было, прежде всего, то, что данные образцы либо были уже не особо нужны непосредственно американским военным, либо с самого начала выпускались в расчете на зарубежные по ставки по программе ленд-лиза. В некоторых случаях данные машины даже применялись в учебных частях или вспомогательных подразделениях вроде военной полиции, но именно как машины первой линии в американской армии оказывались не нужны.
Одним из таких образцов стал Light Tank M3A3. Являясь развитием более раннего Light Tank M3A1, он был более удачным по конструкции. Среди явных плюсов выделялся корпус с рациональными углами наклона брони, при этом существенно переделали отделение управления, убрав с "морды" люки. Ещё одним нововведением стал вентилятор в крыше отделения управления, разместившийся между люками. Кроме того, сидения механика-водителя и его помощника могли подниматься, так что в походном положении водитель управлял танком, высунувшись из люка. Изменили и башню, перенеся радиостанцию в кормовую нишу. Конструкторы заметно переделали крышу башни: на ней появилось два больших люка, это заметно упросило попадание внутрь расчёта. Наконец, оказалась переделана и орудийная установка, получившая новое обозначение Combination Gun Mount M44. Одним из главных нововведений здесь стала переделка установки телескопического прицела.
В целом машина получилась вполне удачной, но было одно "но". Еще весной 1942 года начался выпуск Light Tank M5, который американским военным понравился больше. У него тоже переделали корпус, но главное, что там стоял более простой в обслуживании мотор Cadillac (точнее, спарка моторов). В результате американская армия поставила на M5, а M3A3 оказался не нужен. Посему в американскую армию эти машины не попали. Едва ли не единственными частями американской армии, которые получили Light Tank M3A3, стали подразделения военной полиции. Например, ими был вооружен 751-й батальон военной полиции. Себе американцы оставили всего 205 таких танков. В апреле 1943 года Комитет по вооружениям изменил статус M3A3 до «понижено стандартизированного» танка. Зато в армиях других стран M3A3 очень даже отметился.

Всего с ноября 1942 по сентябрь 1943 года на заводе American Car & Foundry в Бревике изготовили 3427 танков данного типа. Из них 2/3 (2045) уехало англичанам. Вторыми по числу полученных Light Tank M3A3 оказались китайцы. В общей сложности по программе ленд-лиза Китай получил 1000 таких танков, которые массово использовались с 1943 года. Ну а дальше эти танки стали "расползаться" по другим союзникам. Например, вооруженные формирования «Сражающейся Франции» получили 227 танков данного типа. Эти машины американцы передавали французам напрямую.


M3A3 Recce из состава KNIL

База M3A3 стала полем для экспериментов, причем самых разных стран. Первыми на этом поприще отметились англичане, которые переделывали Stuart V (обозначение этих танков в английской армии) в тягачи и разведывательные машины. В данном случае снималась башня, спереди монтировалась установка пулемета Browning M2HB. В некоторых случаях по периметру башенного погона также наваривались бронелисты. Очень похоже выглядела и машина, которая часто обозначалась как Stuart Kangaroo, которая использовалась в качестве бронетранспортера.


Траков на морду голландцы не пожалели.

Пример англичан оказался заразительным. Подобные конверсии стали делать и в других странах, особенно на этом поприще отметились в Югославии. Спецмашины использовались и на других ТВД. Подобно англичанам, китайцы переделывали некоторые машины в разведывательные танки, лишенные башен. Часто подобные машины получали броневые листы, защищавшие их в лобовой проекции и с бортов. Их вооружение оказалось аналогичным Stuart Recce и включало крупнокалиберный пулемет Browning M2HB на вертлюге, установленный в лобовой части.


Recce, вид сверху

С окончанием войны спокойная жизнь для Light Tank M3A3 отнюдь не закончилась. Китайские машины воевали с обеих сторон, а еще одним местом, где им предстояло воевать, стал Индокитай. Примерно в это же время появился еще один оператор данных машин - KNIL (Koninklijk Nederlands Indisch Leger, то есть Королевская Нидерландская Ост-Индская Армия). Кто именно им подбросил данные танки, вопрос, скорее всего англичане. Так вот, в KNIL довольно быстро смекнули, что в чистом виде им M3A3 не нужны, а с точки зрения перепила они были еще те мастаки. Так что заверте...


Траки гроздьями

Метод изготовления Recce по-KNILовски оказался типовым. Снималась башня, вместо нее ставился крупнокалиберный пулемет Browning M2HB с броневым щитком. Для усиления лобовой части корпуса спереди вешались траки от Matilda, в результате такую штуку было сложнее подбить даже легкой ПТО. Что характерно, конверсия выглядела как заводской, то есть являлась массовым и стандартным явлением.





Точное число Stuart Recce в KNIL неизвестно, но фото скорее говорят о том, что речь идет о нескольких десятках машин. Использовались они до момента, когда KNIL расформировали, дальнейшая судьба неизвестна. Может, и у местных они послужили.

Статья по Light Tank M3A3: https://warspot.ru/8396-amerikanskiy-emigrant
Tags: m3 light tank
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дрын-дырыдын!

    Такой жанр, как дизельпанк, редко обходится безо всяких чудных механизмов. Правильнее говорить, что вокруг них всё и крутится, ибо High Tech, Low…

  • Богатство выбора

    Екатеринбург - город контрастов. Это касается многих вещей в этом городе, в том числе и увлечений жителей. Причем им дается богатство выбора. Одним…

  • "Кушать подано!"

    Идеологическая подкованность была свойственна Красной Армии и тех частей, которые в нее входили. Местами с оттенками весьма толстого троллинга. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments