Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Когда почти нельзя, но очень хочется

С военно-историческими мероприятиями в этом году дела обстоят сами знаете как. Tankfest прошел в режиме "две головы в телевизоре, плюс записи с прошлых мероприятий", иные, вроде Militracks, и вовсе перенесли на следующий год. В таких условиях проведения мероприятий становятся крайне нетривиальной задачей. Те немногие мероприятия, что всё же прошли, были вынуждены слегка так изменить формат. Как правило, это касалось наличия зрителей, точнее, и фактического отсутствия. Те, кто хотел провести, это сделать смог, но для себя.
В этом смысл международный военно-исторический слёт "Моторы Войны" оказался едва ли не наименее уязвимым. Формат мероприятия таков, что зрителей тут и так почти не бывает. Почему так случилось, будет немного дальше, но в результате шансы на проведение оказались гораздо выше, чем у аналогичных мероприятий. Тем не менее, поволноваться всё же пришлось. Часть участников прошлогоднего слета не смогло приехать по соображениям безопасности, а иные попросту оказались заперты в тех странах, где началась вторая волна ковидлы. Кроме того, непосредственно разрешение на проведение слёта было получено 25 июля, а открытие состоялось 6 августа. Безусловно, и так многие были готовы, но поволноваться пришлось. Так что на минувшей неделе состоялось, не побоюсь этого слова, одно из крупнейших в мире военно-историческое мероприятие этого года. Хотя бы потому, что остальные банально отменили. Несмотря на все проблемы, провели хорошо, с новыми участниками и премьерами мирового уровня.



Ну а поскольку сегодня пятница, большой материал будет как раз про "Моторы Войны". Изначально собирался сего сделать на прошлой неделе, но интернет в районе проведения работает ужасно, да и не до того слегка было. Так что теперь восполняю пробел.

Старый новый формат
Для начала стоит немного окунуться в историю, тем более что в следующем августе исполнится 10 лет с проведения первых "Моторов Войны". Идея проведения слёта родилась спонтанно, хотя подобное напрашивалось уже давно. Дело в том, что военные машины на мероприятиях олдтаймеров всегда были, есть, и будут если не изгоями, то уж явно не звёздами первой величины. Это, кстати, и недавняя "Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина" показала. Обычно к "зеленым машинкам" отношение слегка так высокомерное, хотя если посмотреть внимательно, выяснится, что как раз они и являются лучшими образцами колесной техники, которые у нас создавались. Даже во время войны, когда автомобили были скорее своеобразной добавкой к танковому производству, имелись образцы, которые вполне соответствовали мировому уровню. Например, ГАЗ-64/ГАЗ-67, который некоторые злые языки называют клоном "Бантама", хотя там вообще ничего общего. На практике машина мирового уровня, на тот момент остальной отечественный автопром был еще плюс-минус вариациями на тему зарубежных машин, либо вообще их клонами. И дальше разница между гражданской и военной продукцией только возрастала. Появившиеся вслед за ГАЗ-67 его наследники, ГАЗ-69, УАЗ-469 и современный "Тигр", как-то сложно назвать клонами зарубежных машин. Разве что общая концепция, не более. Это касалось и военных грузовиков, да и сейчас ситуация примерно та же. Про специализированную гусеничную военную технику вообще молчу, тут у нас и до войны имелись образцы мирового уровня, а во время войны наше танкостроение было в лидерах. Да и не только про танки разговор. У нас были и есть гусеничные тягачи мирового уровня, правда, многие из них сгинули, и только благодаря частным коллекционерам, которым не безразлична история отечественной военной техники, они возрождаются. Но как-то устроителям мероприятий, имеющих отношение к олдтаймерам, это в голову не приходит.


Техника в поле, старый новый формат

Собственно говоря, во многом рождению "Моторы Войны" обязаны весьма специфичному отношению к военной технике устроителей "Автоэкзотики". Там даже в голову не приходило провести мини-парад военных машин, а их иногда набиралось до двух десятков. В результате такой мини-парад устроили сами владельцы техники. Даже точно могу сказать дату рождения "Моторов Войны" - 9 июля 2011 года. В тот день (точнее вечер) собралась колонна из десятка военных машин, включая даже тягач Kettenkrad и полугусеничный БТР Sd.Kfz.250. Проехав несколько раз, колонна хотела выехать на полчаса к реке, но ее организаторы не выпустили. Можно сказать, что это была фатальная ошибка, потому как недовольство "Автоэкзотикой", которая из слета редких машин превратилось в смесь пародии на автоспорт с кучей торчков, достигло критической массы. 4 августа, спустя меньше месяца после того инцидента, состоялись первые "Моторы Войны". Около двух десятков военных автомобилей, мотоциклов, бронетранспортеров и тягачей, место проведения - район деревни Андрейково. На тот момент основными организаторами "Моторов Войны" были Вячеслав и Людмила Лен, а также Александр Клишин. Мероприятие создавалось в расчете, прежде всего, на коллекционеров военной техники. На территории лагеря была сделана трасса, плюс проводилось ралли по дорогам неподалеку от лагеря. Тогда же первые участники заказали для себя военную форму, кроме того, были среди участников и реконструкторы.
Прошло мероприятие на ура, самое главное, что оно достигло той цели, которая и предполагалась. В минимальном приближении привлечь коллекционеров военной техники к подобным мероприятиям. За рубежом аналогичные слеты любителей военной техники проходят с завидным постоянством, у нас же их вообще не было. Правда, мнение о том, каким должны быть "Моторы Войны", у устроителей разделились. Одни хотели развивать его как "слет коллекционеров для коллекционеров", вторые же видели его скорее как The War and Peace, то есть больше шоу, с большим количеством зрителей. Посему уже на втором слете был виден раскол. В Нефедьево было два лагеря, один как старые "Моторы", второй с мини-шоу. Смотрелось это немного... гм... странно, как и некоторые действия второй стороны. Кроме того, на горизонте появился "Гарнизон-А", один из представителей которого уговорил организаторов провести реконструкцию. На деле это была очень большая ошибка. Помимо того, что резко выросли бюджеты, так еще реконструкторы стали оттенять собственно участников. А на "Ливинге" появились смешные темы насчет участников слёта. Наверное мой любимый момент - это поливание грязью участника слёта в форме генерала милиции. Хохма в том, что это и есть генерал милиции в отставке. Причем как раз ко второму слёту очень многие участники слёта заказали себе форму, в большинстве своём у тех же людей, что и реконы. Как раз в это время у меня первый комплект танковой формы образовался, сапоги и гимнастерка с зелеными танковыми петлицами всё еще служат верой и правдой.


Многие машины, которые участвуют в "Моторах Войны", сохранились в единичных экземплярах.

Особенно ситуация усугубилась в 2013-2014 годах. Как раз к тому периоду "Моторы Войны" перебрались на поле рядом с Государственным Военно-Техническим Музеем. Такое соседство имеет свои плюсы и минусы. На самом деле минусов всего два - проблема с транспортом (вечно забитое Щелковское шоссе, плюс добираться даже при пустой дороге часа полтора), а также очень плохая связь. С чем связана вторая проблема, не очень понятно, возможно военные чудят, ибо слишком большая "яма". А вот с остальным явно плюсы. Это и близкое присутствие музея, и, в случае чего, наличие гостиницы (она вообще предназначена для гостей конно-спортивного клуба, но ежели ситуация позволяет, то можно и там заселиться), и вполне подходящая для подобных мероприятий инфраструктура. Но как раз в это время "Моторы Войны" пошли явно не туда. Мероприятие стало ориентированным на зрителей, а им, откровенно говоря, на технику начхать, в лучшем случае процентов 10 не всё равно. Даже при наличии генерального спонсора в виде Wargaming.net всё равно получался минус. При этом недружественные действия со стороны "Гарнизона-А" продолжались, в том числе и потому, что они участвовали в фестивале "Поле Боя". Несмотря на то, что я там не был, и крайне негативно отношусь к тому, что там чуть не спалили пару танков из Кубинки (за критику чего меня на год забанили в Кубинке), к самому "Полю Боя" у меня лично отношение скорее положительное. Другой вопрос, что действие одного гражданина (которого потом с "Поля Боя" попросили, ибо он себя и там стал вести не очень красиво) явно не способствовало нормальным отношениям. А в 2014 году со стороны реконструкторов были "Вехи Истории", кстати говоря, на первых "Моторах" были тоже они. И в отношении "Вех" можно только положительное сказать, как говорится, небо и земля. Но... как раз в этот момент становилось всё очевиднее, что "Моторы Войны" пошли явно не туда.
Зашкаливающий бюджет и отодвигание участников на второй план сделали своё дело. В результате в 2015 и 2016 годах "Моторы Войны" прошли в совсем ином формате. С руководством "Крокуса" был найден общий язык, так что весной 2015 и 2016 года слет прошел в виде выставок. Как показала практика, эти выставки имели ничуть не меньшую популярность, чем то же самое, но с классическими олдтаймерами. В пиковые дни набивался полный зал, да и машин-участников набиралось до семи десятков. Даже были танки. Тем не менее, по независящим от организаторов "Моторов Войны" причинам третья выставка в "Крокусе" не состоялась. 2017 год стал для слета временем, когда он не проводился.


Подобные фестивали за рубежом в порядке вещей, у нас же по сути один в году.

Как не странно, год без слёта скорее пошел на пользу. Появилось время для осмысления, куда двигаться дальше. Опыт 2011-2014 годов однозначно показывал, что движение к "шоу" явно было путем не туда. Это, кстати говоря, показал и опыт фестиваля "Поле Боя". Последний на сегодняшний день фестиваль прошел в 2017 году. Будет ли дальше - вопрос. Некоторые считают, что "Моторы Войны" и "Поле Боя" являются конкурентами, но это очень сильно натянуто на глобус. Как раз "Поле Боя" изначально ориентировано на шоу, причем не особо важно, что там часть техники была макетами. Апологеты историзма, конечно, будут громко кричать, что это не так, но будем честными. На историзм не пофигу где-то от 3 до 10 процентов аудитории, причем опыт военно-исторических мероприятий наглядно показал, что средняя температура по больнице в игровой индустрии, киноиндустрии и даже военно-исторической литературе примерно одинакова. Так вот, и на ВИ-фестивалях примерно то же самое. Что у нас, что за рубежом. Особенно это наглядно показали реконструкции на "Моторах Войны" и на "Поле Боя". В первом случае ни одного макета, в другом были и мосфильмовские машины. Так вот, для зрителей вообще без разницы, а иные сказали, что на "Поле Боя" было "больше танков". Собственно, как раз после этого и дальше никакого смысла делать "Моторы Войны" по тому пути, куда его затащили некоторые деятели после Нефедьево, не осталось. Самое же главное, подавляющее большинство участников первых мероприятий однозначно посчитало первый слёт лучшим.




В результате 23 августа 2018 года состоялось перерождение "Моторов Войны". Старая новая площадка (территория фестивально-туристического центра "Фестпарк" в километре от Государственного Военно-Технического Музея), старая атмосфера и старая концепция. Никаких реконструкций, мероприятие, ориентированное на участников, зрители - ну кто в курсе, тот доедет, а так вообще без зрителей. Так вот - сработало. Старый новый формат оказался лучше, чем то шоу, к которому ошибочно всё шло. Ну да, интересные личности остались без гешефта, до сих пор одна личность крутится неподалеку, но она может не беспокоиться. Танки, кстати говоря, никуда не исчезли. И даже в этом году, со всеми проблемами, они тоже присутствовали. Больше того, во многом благодаря изменившейся концепции "Моторы Войны" в этом году и состоялись. Нет зрителей - нет проблем.

В поле лучше
Некоторым может показаться вся эта затея бессмысленной. Типа небедные люди с жиру бесятся. Ну у нас и так известно, что в рунете каждый второй комментарий сводится к "спешу докопаться", а также в любой теме образовывается 100500 спецов, примерно так же, как на любой выставке самозарождается ярмарка мёда. Ну так вот, для начала можете засунуть своё мнение туда, где никогда не светит солнце. При условии, что у нас процентов 10 отличает зелененькую машинку от серенькой (за рубежом примерно то же самое), делать мероприятие на зрителей является делом интересным, но не особо перспективным. Самое главное, что владельцы техники всё равно оказываются на вторых ролях, проверено прошедшими ВИ-фестивалями. Какой в этом глубинный смысл, с учетом того, что у нас рынка-то гражданских олдтаймеров нет, не то, что военных олдтаймеров, не очень понятно.


Большие колонны по субботам - это норма

Допустим, купили вы себе условный "Виллис", или "Додж", или ГАЗ-67Б. На самом деле не запредельно дорогое удовольствие, где-то на уровне иномарки далеко не самого высокого класса. Другой вопрос, а что делать дальше. Получается, что особо поехать некуда, у нас и олдтаймер-фестивали с классическими машинами раз-два, да и у некоторых конские ценники на место. А главное, что получается ситуация, когда выехать-то некуда. И ладно, если машина под реконструкцию покупалась, но так делают далеко не все. В результате либо самому куда-то поехать, либо на 9 мая выкатиться. И всё. Собственно, это ключевая причина, почему у нас с военными олдтаймерами (да и гражданскими тоже) такая безнадёга. Показать машину банально негде. За рубежом с этим дела обстоят слегка так иначе. В год от 5 до 10 различных фестивалей, от Militracks до Sahara и Tanks in Town. Потому и классической военной техники там несравнимо больше. Хотя говорить о том, что у нас всё совсем плохо, тоже неверно. В России есть реставраторы и коллекционеры военной техники мирового уровня, причем не только в Москве и Подмосковье. Крупнейшая в мире коллекция военных внедорожников находится в Самаре, крупнейшая в мире коллекция военных мотоциклов тоже находится в Самаре. Две мощных коллекции военной техники находится в Санкт-Петербурге. Где-то с десяток, а то и больше, частных коллекций наберется. Это не говоря об одиночках, у которых 1-2 машины. Вот как раз такие одиночки и создают рынок военных олдтаймеров. Обычно у одиночек машины типовые, вроде "Виллисов" и "Доджей", но и там попадаются те, у кого в гараже уникумы. Вот только почти их не видно, этих уникумов.


Памятные мероприятия являются нормой. Это не просто покатушки на машинах, это и сохранение памяти тех, кто защищал нашу страну во время войны.

Как раз для этих людей и созданы "Моторы Войны". Регламент слёта за 9 лет выработался до оптимального варианта, причем он мало чем отличается от самого первого мероприятия. В четверг заезд и открытие слёта, в пятницу проводится ралли, в субботу парад и памятные мероприятия. Под ними подразумевается возложение цветов к памятнику погибшим во время войны. Принимает участие в этих мероприятиях и священник. Некоторых от такого коробит, но могу сказать, что батюшка там правильный. Не надо всех священников под одну гребенку стричь, если кого-то больше деньги интересует, чем вера, это ничего не означает. Я хоть человек не верующий, но к религии отношусь с уважением и пониманием. В лагере обеспечивается место для палаток (многие ночуют так, некоторые в гостиницах, тут выбор участников), есть охрана, постоянно имеется возможность выпить чай (и к чаю тоже всё есть), трехразовое питание. За кухню традиционно отвечает военно-патриотический клуб "Дивизион". Ну и живая музыка в лагере, всё-таки "Моторы Войны" не просто так называются военно-патриотическим слетом. От "немцев" в лагере четко отказались, незачем с ними заигрывать. Техника техникой, а вот с хьюгобоссами - путь в другом месте будут.


Песни военных лет на "Моторах" тоже являются давней традицией.

Традицией для "Моторов Войны" стала презентация на них новинок частных коллекций военной техники. Одно дело показать машину в зале, а другое в поле. Тем более есть всегда возможность завести и сделать круг по лагерю. Да и не только по лагерю. Ралли проводится не просто так, на нем нередко можно видеть машины, которые и в музея-то почти не увидишь. При этом условия ралли таковы, что машины идут в более-менее щадящем режиме. Хотя да, без поломок никуда. Всё же почти всем машинам-участникам по 75-80 лет. Тем не менее, даже те машины, которые вообще уникумы, нередко занимают первые места. Например, в прошло году первое место занял Bantam BRC 40, которых по всему миру несколько десятков, а в России всего несколько штук. А четвертое место занял полноуправляемый вариант, которых по миру несколько штук. Ну и где вы в таком количестве увидите немецкую колесную технику. Ее и за рубежом почти нет, про Россию и говорить нечего. В этом и есть вся суть "Моторов Войны". Увидеть технику военного периода в естественной среде обитания.

Ковидле назло
Как уже говорилось в начале, коронавирусная инфекция весьма так проредила и участников слёта. Увы, не смогли принять участия "танкисты" из клуба "Капонир", и мотоциклетного десанта из Самары не состоялось. Тем не менее, около трех десятков машин смогли попасть на мероприятие. С учетом всего происходящего, это уже очень неплохо. При этом без новинок не обошлось, причем некоторые из них приняли участие в ралли.


В нынешнем году ралли собрало около двух десятков машин, из них до финиша дошло 14.

Главным украшением ралли стал Bantam BRC 60. На "Олдтаймер Галерее" машина как-то прошла незаметно, и это при том, что предсерийных "бантиков" сохранилось три в мире. А уж на трассе вы его вряд ли увидите. Но на "Моторах Войны" это возможно. Причем Николай Хрипунов из Музея внедорожных автомобилей, Самара, занял второе место в абсолюте. Уделав все "Виллисы", включая и наш экипаж (мы стали пятыми). А выиграл Dodge WC-57.


Bantam BRC 60 на лесной дороге.

Willys MB и Ford GPW, к слову, были самыми массовыми участниками. Оно и немудрено, как-никак, их было выпущено больше, чем всех остальных военных внедорожников, вместе взятых. Да и в Красной Армии их было под 40 тысяч. Кроме того, обычно именно "Виллисы" являются одними из лидеров ралли. Но не всегда.


Был на "Виллисе" и женский экипаж

У "Доджей", можно сказать, была своя атмосфера. Да, WC-51 потяжелее будет, но вообще это одни из лидеров ралли, что доказывалось не первый год. Так что первое место именно "Доджа" не особо удивительно. Кстати, их в Красной Армии было 19 тысяч.


В лагере "Доджей".

"Доджами" и "Виллисами", впрочем, особо никого не удивишь. Но участвуют в ралли и куда более редкие машины. Например, Horch 901. Самый массовый из полноценных немецких внедорожников ныне на любом мероприятии событие. 2-3 машины - это уже большое событие. А на "Моторах Войны" их было 4 штуки, из них 3 на раллийной трассе, причем 2 заняли 6 и 7 места в абсолюте. Это не считая Horch 830R, коих в мире всего 1-2 штуки, и других редких машин.


Horch 901 сам по себе редкость, а про ралли вообще и говорить нечего.

Всего же немецких машин на нынешнем слете оказалось с десяток, самый большой десант был у проекта Максима Зубарева "Трофейные Машины". Естественно, в лучшие годы на "Моторах Войны" их было куда больше, но в этом году вообще проведение слета - маленький подвиг.


"Немецкий" уголок на "Моторах Войны". Такого количества 901-х "Хорьхов" вы на другом мероприятии вряд ли увидите.

На слете присутствовала военная техника разных стран - СССР, Германии, США, Великобритании, Италии, Японии, Австрии. Но на сей раз главные новинки были советского производства. В том числе благодаря мастерской Евгения Шаманского, которая впервые участвовала в слете. Помимо "Комсомольца" и ЗИС-42М, которые уже можно было видеть на "Олдтаймер Галерее", была и абсолютная новинка - тягач "Коминтерн". Ну и в "Сокольниках" эти машины были в статике, а тут можно было видеть их на ходу.


Техника мастерской Евгения Шаманского.

Порадовал в этом году и проект "Военный Ангар" Игоря Шишкина. Главной новинкой стал штабной автобус ГАЗ-05-193 на шасси ГАЗ-ААА. На текущий момент это единственная машина данного типа, восстановленная до ходового состояния.


ГАЗ-05-193, одна из премьер "Моторов Войны".

Среди немецкой техники главной новинкой стал полугусеничный тягач Sd.Kfz.10. Данная машина была восстановлена силами мастерской Государственного Военно-Технического Музея. Не так давно я про нее уже писал.


Sd.Kfz.10, еще одна новинка слёта.

Государственный Военно-технический Музей выступил и с новинками бронетанковой техники. Ими стал тяжелый танк ИС-2 и средний танк Т-34-85. Обе машины в музее были давно, но в состоянии тактических объектов. А теперь они снова стали танками.


Бронетанковые новинки этого года.

Несмотря на все проблемы этого года, слёт состоялся, безо всяких инцидентов и в дружественной атмосфере. В атмосфере того самого, первого слёта. Теперь бы пережить этот безумный год и дожить до следующего августа. Ну а пока рекомендую периодически посещать страничку Моторов Войны, там еще не одну неделю будут публиковаться отчеты с мероприятия. До встречи на "Моторах Войны 2021"!
Tags: Моторы Войны, культпросвет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модернизация Б-4 по-свердловски

    Одной из больших удач отечественной артиллерии межвоенного периода стала 203-мм гаубица особой мощности Б-4. Подобно знаменитой "полковушке", это…

  • Плати от сердца к солнцу

    На днях в Казахстане, а именно в Шымкенте, заработала система оплаты проезда TOLEM. Всё бы ничего, но внезапно их страничка в мордокниге перестала…

  • Скорость прогресса

    Тот самый прогресс, о котором так часто говорят, никуда не делся, это касается, в том числе, и автомобилей. Кажется, что автомобили и так достигли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments